Урок французского языка по теме "Работа с лексико-грамматическим материалом"

Разделы: Иностранные языки


Работа с усвоением лексических единиц

Усвоение лексики является процессом, особенности которого недостаточно выяснены с психологической точки зрения. Некоторые слова и выражения запоминаются легко, для усвоения других требуются специальные упражнения. Способности к овладению иностранным языком у всех учащихся разные, также как и свойства памяти, творческие возможности.

Свою работу по усвоению лексических единиц я начинаю с «formulette». В качестве примера беру УМК «L’oiseau»-5, Unite 1.

L’oiseau
Sur le bouleau
Regarde le bateau
Sur l’eau

Работа строится по схеме:

M —> Gr ; M —> E1 —> E2 —> E3 …

Дети заучивают «formulette», а потом состязаются, кто лучше произнесет.

Таким образом, я уже ввела подчеркнутые слова, которые встречаются в цепочке слов. Работа над лексическими единицами длится на протяжении нескольких уроков. Свою работу я стараюсь строить так, чтобы интерес к языку у учащихся поддерживался постоянно.

На следующем этапе начинаю вводить лексику в цепочке слов.

le bateau----la-lune---le-soleil----le-bouleau----l’oiseau----le-chat----la-télé----la-lampe----l’eau----il-regarde----il-dit «Bonjour»----elle-dessine----il-cherche----elle-chante---

Ученики переписывают новые слова в «Знайкину тетрадь» с переводом, а потом работают по схеме:

M —> Gr ; E1 —> E2 —> E3 —> E4 ; E1 —><— E2 E3 —><—E4

В качестве домашнего задания ученики должны выучить лексику, зарифмовать слова и повторить «formulette».

На следующих уроках я закрепляю, автоматизирую новые лексические единицы. Работа строится при помощи интересных игр или увлекательных методических приемов.

Опрос я сначала провожу при помощи мяча, бросаемого каждому ребенку по очереди, что уже позволяет увидеть, как ученик подготовился к уроку, его реакцию на слова. Я посылаю мяч ребенку и называю слово по-русски, а он переводит на французский язык и наоборот.

Это могут быть задания на перевод.

  1. С русского на французский (M – Птица—> E1 - l’oiseau; M – Кот —> E2 - le-chat etc)
  2. С французского на русский (М - il-regarde —> E1 он смотрит; М - la-lampe —> E2 – Лампа и т.д.)
  3. Подобрать рифму (Кидая мяч)
    P.ex.
    М - un bouleau —> E1 - un bateau
    M - un bateau —> E2 un oiseau
    M - un oiseau —> E3 - un bateau etc

Будучи человеком наблюдательным, я заметила, что дети иногда любят пускать «самолетики», кидаться бумагой. Эти детские шалости могут сослужить хорошую службу, если их направить в русло учебного процесса. Поэтому дома я заранее сделала «самолетики», на которых написала всю лексику. На уроке мне оставалось только пустить их ученикам. «Самолетики» можно заменить и бумагой, на которой тоже будут Л.Е.

Ученики очень любят работать с «Загадочным мешочком». Я заранее нарезаю полоски бумаги с написанными на них словами, и опускаю их в мешочек. Затем иду по рядам, и каждый ребенок вытаскивает слово, которое он должен перевести, и, если это возможно, изобразить.

Дети очень любят работать с зарубежным приемом «Виноградная гроздь». Я применяю его тогда, когда нужно расширить лексические единицы. Тогда вокруг одного слова появляются несколько других.

P.ex.

Ученики любят играть и в «Снежный ком». Эта игра на внимание и на развитие памяти. Ученик произносит одно слово из цепочки, а второй ученик произносит слово первого ученика и добавляет свое и т.д.

P.ex.

E1 —> la télé; E2 —> la télé, le chat; E3 —> la télé, le chat, la lune etc.

Опрос и автоматизация Л.Е. проходят не только устно, но и письменно. Тут я тоже стараюсь подбирать интересные задания. Впоследствии они готовят ученика к написанию лексического диктанта. Ребятам я предлагаю следующие задания:

  1. Определить на доске, сколько раз повторяется слово в единой строке, поставить раздел и выписать это слово

    P.ex.

    lechat|ptx|lechat|wxyz|lechat|bty|lechat|

  2. Написать на карточках слова, данные в зеркальном изображении
  3. Предлагается на карточках сделать перевод слов и фраз с русского на французский и с французского на русский

    P.ex.

  4. Вставить вместо точек пропущенные буквы

    P.ex.

Вся работа над лексикой заканчивается написанием диктанта. Диктант включает в себя следующие задания:

  1. Написать перевод слов с французского на русский

    1. береза
    2. лодка
    3. солнце
    4. луна
    5. птица
    6. телевизор
    7. кошка
    8. лампа

  2. Написать перевод фраз с русского на французский. Задания могут усложняться или упрощаться. Всё зависит от подготовки детей в группе.

    1. il dit: «Bonjour»
    2. il chante
    3. Elle cherche
    4. Elle dessine
    5. Il regarde

  3. Сделать перевод фраз с французского

    1. Nadine chante une chanson
    2. Michel dit à Oleg: «Bonjour!»
    3. Papa regarde la télé

  4. Перевести пословицу

    A chaque oiseau son nid est beau.

После того, как закончена отработка лексических единиц, учитель переходит к работе над грамматикой.

Работа над грамматическим материалом

Грамматика является одним из сложнейших аспектов в изучении иностранного языка, поскольку, если сравнивать французский язык с русским, то можно заметить огромную разницу в грамматике. Например: отсутствие артиклей у слов в русском языке и отсутствие падежей, управление глаголов при помощи предлогов, множественность временных форм во французском. Нет аналогов. Ребенку тяжело переключаться с построения фраз в русском языке на французский.

Снова приходится искать, придумывать и применять различные способы для облегчения усвоения грамматического материала.

Например, тема: «Глаголы 1 группы»

Можно, конечно, объяснить материал и начать его закреплять. Но из опыта знаю, что ученику 5 класса это будет непонятно. Поэтому я сначала рассказываю им сказку о глаголах во французском языке, затем весь этот материал подвожу к теоретической грамматике, а потом мы с ребятами записываем правила в «Знайкину тетрадь». Домашнее задание состоит в написании своей сказки по теме.

На следующих уроках я закрепляю и автоматизирую грамматический материал.

Учащимся предлагаю задание «Грамматика». На листе бумаги написаны неопределенная форма глагола и местоимения. Учащиеся должны к данному местоимению подписать форму глагола и, загнув лист бумаги, передать его другим ученикам.

Схема: E1 —> E2 —> E3 —> E4.

Задание может показаться легким, но, учитывая, что в группе находятся как сильные ученики, так и слабые, задание выполнить сложно. Если хотя бы один ученик допускает ошибку, хорошая оценка не ставится. Если все учащиеся всё сделали правильно, то каждый ученик получает «5». Время ограничивается. Задание может выполняться и по рядам.

Ребята работают с карточками, включающие в себя грамматические задания, на доске и устно, отвечая с места.

Впоследствии ученики пишут самостоятельную работу по глаголам первой группы. Самостоятельная работа проводится по вариантам.

Предлагается несколько заданий в каждом из них по типу:

P.ex.

  1. Проспрягать три глагола первой группы:

    Ecouter, danser, allumer.

  2. Составить фразы с глаголами первой группы:

    1. Nina écoute la radio
    2. Olga danse une danse.
    3. Michel allume la télé.

  3. Подобрать к местоимениям формы глагола:
  4. Parler
    Je Parl ent
    Tu Parl es
    Il (elle) Parl ons
    Nous Parl e
    Vous Parl ez
    Ils (ells) Parl e