Работа с усвоением лексических единиц
Усвоение лексики является процессом, особенности которого недостаточно выяснены с психологической точки зрения. Некоторые слова и выражения запоминаются легко, для усвоения других требуются специальные упражнения. Способности к овладению иностранным языком у всех учащихся разные, также как и свойства памяти, творческие возможности.
Свою работу по усвоению лексических единиц я начинаю с «formulette». В качестве примера беру УМК «L’oiseau»-5, Unite 1.
L’oiseau
Sur le bouleau
Regarde le bateau
Sur l’eau
Работа строится по схеме:M —> Gr ; M —> E1 —> E2 —> E3 …
Дети заучивают «formulette», а потом состязаются, кто лучше произнесет.
Таким образом, я уже ввела подчеркнутые слова, которые встречаются в цепочке слов. Работа над лексическими единицами длится на протяжении нескольких уроков. Свою работу я стараюсь строить так, чтобы интерес к языку у учащихся поддерживался постоянно.
На следующем этапе начинаю вводить лексику в цепочке слов.
le bateau----la-lune---le-soleil----le-bouleau----l’oiseau----le-chat----la-télé----la-lampe----l’eau----il-regarde----il-dit «Bonjour»----elle-dessine----il-cherche----elle-chante---
Ученики переписывают новые слова в «Знайкину тетрадь» с переводом, а потом работают по схеме:
M —> Gr ; E1 —> E2 —> E3 —> E4 ; E1 —><— E2 E3 —><—E4
В качестве домашнего задания ученики должны выучить лексику, зарифмовать слова и повторить «formulette».
На следующих уроках я закрепляю, автоматизирую новые лексические единицы. Работа строится при помощи интересных игр или увлекательных методических приемов.
Опрос я сначала провожу при помощи мяча, бросаемого каждому ребенку по очереди, что уже позволяет увидеть, как ученик подготовился к уроку, его реакцию на слова. Я посылаю мяч ребенку и называю слово по-русски, а он переводит на французский язык и наоборот.
Это могут быть задания на перевод.
- С русского на французский (M – Птица—> E1 - l’oiseau; M – Кот —> E2 - le-chat etc)
- С французского на русский (М - il-regarde —> E1 он смотрит; М - la-lampe —> E2 – Лампа и т.д.)
- Подобрать рифму (Кидая мяч)
P.ex.
М - un bouleau —> E1 - un bateau
M - un bateau —> E2 un oiseau
M - un oiseau —> E3 - un bateau etc
Будучи человеком наблюдательным, я заметила, что дети иногда любят пускать «самолетики», кидаться бумагой. Эти детские шалости могут сослужить хорошую службу, если их направить в русло учебного процесса. Поэтому дома я заранее сделала «самолетики», на которых написала всю лексику. На уроке мне оставалось только пустить их ученикам. «Самолетики» можно заменить и бумагой, на которой тоже будут Л.Е.
Ученики очень любят работать с «Загадочным мешочком». Я заранее нарезаю полоски бумаги с написанными на них словами, и опускаю их в мешочек. Затем иду по рядам, и каждый ребенок вытаскивает слово, которое он должен перевести, и, если это возможно, изобразить.
Дети очень любят работать с зарубежным приемом «Виноградная гроздь». Я применяю его тогда, когда нужно расширить лексические единицы. Тогда вокруг одного слова появляются несколько других.
P.ex.
Ученики любят играть и в «Снежный ком». Эта игра на внимание и на развитие памяти. Ученик произносит одно слово из цепочки, а второй ученик произносит слово первого ученика и добавляет свое и т.д.
P.ex.
E1 —> la télé; E2 —> la télé, le chat; E3 —> la télé, le chat, la lune etc.
Опрос и автоматизация Л.Е. проходят не только устно, но и письменно. Тут я тоже стараюсь подбирать интересные задания. Впоследствии они готовят ученика к написанию лексического диктанта. Ребятам я предлагаю следующие задания:
- Определить на доске, сколько раз повторяется слово в единой строке, поставить раздел и выписать это слово
P.ex.
lechat|ptx|lechat|wxyz|lechat|bty|lechat|
- Написать на карточках слова, данные в зеркальном изображении
- Предлагается на карточках сделать перевод слов и фраз с русского на французский и с французского на русский
P.ex.
- Вставить вместо точек пропущенные буквы
P.ex.
Вся работа над лексикой заканчивается написанием диктанта. Диктант включает в себя следующие задания:
- Написать перевод слов с французского на русский
- береза
- лодка
- солнце
- луна
- птица
- телевизор
- кошка
- лампа
- Написать перевод фраз с русского на французский. Задания могут усложняться или упрощаться. Всё зависит от подготовки детей в группе.
- il dit: «Bonjour»
- il chante
- Elle cherche
- Elle dessine
- Il regarde
- Сделать перевод фраз с французского
- Nadine chante une chanson
- Michel dit à Oleg: «Bonjour!»
- Papa regarde la télé
- Перевести пословицу
A chaque oiseau son nid est beau.
После того, как закончена отработка лексических единиц, учитель переходит к работе над грамматикой.
Работа над грамматическим материалом
Грамматика является одним из сложнейших аспектов в изучении иностранного языка, поскольку, если сравнивать французский язык с русским, то можно заметить огромную разницу в грамматике. Например: отсутствие артиклей у слов в русском языке и отсутствие падежей, управление глаголов при помощи предлогов, множественность временных форм во французском. Нет аналогов. Ребенку тяжело переключаться с построения фраз в русском языке на французский.
Снова приходится искать, придумывать и применять различные способы для облегчения усвоения грамматического материала.
Например, тема: «Глаголы 1 группы»
Можно, конечно, объяснить материал и начать его закреплять. Но из опыта знаю, что ученику 5 класса это будет непонятно. Поэтому я сначала рассказываю им сказку о глаголах во французском языке, затем весь этот материал подвожу к теоретической грамматике, а потом мы с ребятами записываем правила в «Знайкину тетрадь». Домашнее задание состоит в написании своей сказки по теме.
На следующих уроках я закрепляю и автоматизирую грамматический материал.
Учащимся предлагаю задание «Грамматика». На листе бумаги написаны неопределенная форма глагола и местоимения. Учащиеся должны к данному местоимению подписать форму глагола и, загнув лист бумаги, передать его другим ученикам.
Схема: E1 —> E2 —> E3 —> E4.
Задание может показаться легким, но, учитывая, что в группе находятся как сильные ученики, так и слабые, задание выполнить сложно. Если хотя бы один ученик допускает ошибку, хорошая оценка не ставится. Если все учащиеся всё сделали правильно, то каждый ученик получает «5». Время ограничивается. Задание может выполняться и по рядам.
Ребята работают с карточками, включающие в себя грамматические задания, на доске и устно, отвечая с места.
Впоследствии ученики пишут самостоятельную работу по глаголам первой группы. Самостоятельная работа проводится по вариантам.
Предлагается несколько заданий в каждом из них по типу:
P.ex.
- Проспрягать три глагола первой группы:
Ecouter, danser, allumer.
- Составить фразы с глаголами первой группы:
- Nina écoute la radio
- Olga danse une danse.
- Michel allume la télé.
- Подобрать к местоимениям формы глагола:
Parler | ||
Je | Parl | ent |
Tu | Parl | es |
Il (elle) | Parl | ons |
Nous | Parl | e |
Vous | Parl | ez |
Ils (ells) | Parl | e |