Концептуальная цель:
Создать условия для проявления познавательной активности учащихся, способствовать развитию самостоятельной деятельности, формировать направленность на саморазвитие.
Тема урока:
Обыкновенные дроби.
Стратегическая цель:
Показать учащимся связь между математикой и спортом.
Задачи:
- Повторить теоретические знания по теме: “Обыкновенные дроби”.
- Показать практическое применение данной темы на примерах и задачах.
- Познакомить учащихся с зимними видами спорта.
Проблема:
Зная первоначальные сведения об обыкновенных дробях, учащиеся не задумываются над их ценностью.
Проблемный вопрос:
В чем ценность обыкновенных дробей?
Варианты решения:
- Систематизировать изученный материал.
- Подобрать специальные тренировочные задания.
- Активизировать детей с помощью ИКТ.
- Обеспечить связь с жизнью.
Оптимальное решение:
Через специальные тренировочные задания с обыкновенными дробями показать связь математики с жизнью и используя ИКТ.
Тезис:
Кто с детских лет занимается математикой, тот развивает внимание, тренирует мозг, воспитывает в себе настойчивость и упорство в достижении цели.
А.И. Маркушевич
Ход урока
I. Вступительная беседа:
Сегодня на уроке мы отправляемся в страну зимнего спорта. Спорт и математика, вроде ничего общего, но это не так. В спорте нельзя достигнуть высоких результатов без ежедневных тренировок, так и математика любит упорных, настойчивых.
Тезис: А.И. Маркушевич сказал
“Кто с детских лет занимается математикой, тот развивает внимание, тренирует мозг, воспитывает в себе настойчивость и упорство в достижении цели”.
А так ли это, мы сегодня посмотрим на уроке.
Зимний, солнечный день. По искристому снегу легко катят лыжи. В ярких спортивных костюмах бегут лыжники и у каждого за плечами винтовка. Идут соревнования по биатлону. В этом слове “БИ” означает двойное, а слово “АТЛОН” состязание, а значит биатлон – двойное состязание: по скоростному бегу на лыжах и по меткой стрельбе из винтовки.
Сегодня на уроке мы тоже будем соревноваться, только в решении задач и примеров на тему “Обыкновенные дроби”.
У каждого ученика на столе лежит мишень, на котором он будет отмечать свои оценки.
II. Перед любыми соревнованиями спортсмены проводят разминку. Давайте и мы проведем разминку, но только по математике.
В начале повторим правила:
- Приведите пример обыкновенной дроби. Назовите числитель, знаменатель этой дроби, и что они показывают?
- Какая дробь называется правильной? Приведите пример.
- Какая дробь называется неправильной? Приведите пример.
- Как сравнить дроби с одинаковыми знаменателями?
- Как сравнить дроби с единицей?
- Как сложить дроби с одинаковыми знаменателями?
- Как вычесть дроби с одинаковыми знаменателями?
При повторении правил учитель сразу называет оценку, которую ученик отмечает на своей мишени.
А сейчас немного посчитаем устно.
1. 7/7; 12/8; 5/9; 11/8; 3/9.
а) Прочитайте дроби
б) Назовите правильные дроби
в) Неправильные дроби
г) Расположите в порядке возрастания (3\9; 5\9; 7\7; 11\8;
12\8).
2. Выполните действия, назовите только ответ:
а)18/19-7/19+3/19=14\19.
б)11/15-(3/15+7/15)=1\15.
в) 5/12+3/12+4/12=12\12=1.
3. В задаче объясните решение:
Биатлонист прошел 4/6 всей трассы. Сколько ему осталось пройти, если вся трасса 18 км?
III. Работа в тетради.
Через каждые четыре года проходят Олимпийские игры. Зимние Олимпийские игры называют Белой Олимпиадой.
Как вы думает, где и когда проходила последняя Белая Олимпиада?
Последняя Белая Олимпиада проходила в Италии в феврале 2006 года.
Задача:
На Олимпиаде в Италии было разыграно 252 медали разного достоинства. Российские спортсмены завоевали 22 медали, из них 4/11 золотых и столько же бронзовых. Какая часть медалей завоёвана Российскими спортсменами? Сколько золотых, серебряных и бронзовых медалей завоевали наши спортсмены?
IV.
Среди зимних видов спорта, горнолыжный спорт занимает почетное место. Говорят, что это спорт смелых и мужественных людей. Горнолыжники соревнуются в слаломе и скоростном спуске. Слово “СЛАЛОМ” - норвежское, означает, след на склоне. Скоростной спуск – второй вид соревнований горнолыжников. Зафиксирована абсолютная скорость при спуске – 202 км/ч. Мы тоже посоревнуемся в решении теста. Но надо решать не только быстро, но самое главное правильно. Спортсмены выигрывают только в честной игре, поэтому вы задание делаете самостоятельно.
а) Тест.
б) Организаторы соревнований по слалому предложили нам вычислить длину трассы для горнолыжников, если 27/45 составляет 675м. Какова длина трассы?
в) № 1040 учебник математики 5 класса автор Н.Я. Виленкин
За одно сокращение сердце человека выталкивает 150 см3 крови. Сколько крови перекачает сердце человека за 1 мин, за 1 час при пульсе 60 (пульс – число сокращений сердца за 1 мин)?
V. Домашнее задание:
Решите задачу.
1. Сосчитайте свой пульс за 1 мин в покое и за 1 мин после, того как выполните 50 прыжков на месте.
2. Сосчитайте сколько крови ваше сердце перекачает за 1 мин в покое и после прыжков?
VI. Учитель возвращается к тезису. Согласны ли вы с мнением А.И. Маркушевича?
VII. Какие зимние виды спорта вы еще знаете?
VIII. Подведение итогов.
Вручаем ЗОЛОТУЮ, СЕРЕБРЯНУЮ и БРОНЗОВУЮ МЕДАЛИ, тем, у кого больше баллов на мишени.