Пояснительная записка
Изучая в 3-х и 4-х классах предмет “Введение в историю”, мы с детьми постоянно обращались к истории своего села, своей школы, составляли родословную своей фамилии, изучали природу своего края, встречались со старожилами, писали рассказы о лучших людях села. В процессе работы я столкнулась с тем, что учащиеся часто о своем селе знают меньше, чем об Алтайском крае или о России вообще. Поэтому, на основе поисковых работ учащихся и моих собственных исследований, я составила рукописный учебник по истории своего села. Предназначен он для учащихся 4–5-х классов. Эта программа интегрирует содержание многих предметов: истории, литературы, биологии, географии, изобразительного искусства, музыки. Цель этой программы не только в том, чтобы передать учащимся какие-то сведения о селе, но и развивать их коммуникативные способности: научить их говорить и писать о селе, слагать о нем стихи, привлечь учащихся к тому, чтобы у них появилось желание самим узнать что-то, разведать, встретиться с людьми села и поговорить с ними, побывать в окрестностях села, исследовать их, сделать записи, фотографии, а потом поделиться увиденным и услышанным с товарищами, с учителем. Здесь я представляю один из уроков этой программы.
4-й класс
Тема урока: “День рождения моего села”.
Цели урока:
- Углубление знаний учащихся о Родине, о своем селе.
- Воспитывать патриотизм, гражданское самосознание и причастность к родным истокам.
- Развивать у учащихся коммуникативные навыки, развивать творческие и организаторские способности, развивать умение совершенствоваться в коллективе.
Подготовка к уроку:
- Посещение школьного краеведческого музея.
- Встречи со старейшими жителями села.
- Чтение рукописной книги “История села Юдиха”.
- Чтение книги о Тюменцевском районе “Мой район – моя судьба”.
- Подбор стихов и песен о родном селе и районе.
Оборудование: Музейные экспонаты, магнитофон, экран, мультимедийная приставка, аудиозапись песен, фотографии, костюмы для инсценировки, шары.
Эпиграф: “Село мое! Мой уголок России!”
Ход урока
На переднем плане класса с одной стороны оборудован уголок русской избы, с другой – разноцветные шары, на доске – фотографии.
Звучит песня “С чего начинается Родина ”
Входят в класс дети, приветствуют учителя, высказывают свои добрые пожелания друг другу и учителю. Учитель раздает детям нарисованные шары с пожеланиями.
Учитель объявляет тему, цели и задачи урока.
Урок начинается с театрализованного представлениея:
В русской избе сидят дедушка и бабушка, ведут разговор.
Дед: Ох-хо-хо, горе луково. Чо ж это тако, совсем памяти не стало. Вспоминаю, вспоминаю, а вспомнить почти ничо не могу. Когда ж это было?
Баба: Что это ты, старый, вспомнить-то не можешь?
Дед: Да вот никак не могу вспомнить, когда ж это отец мой сюда, в Юдиху, приехал.
Баба: А на что тебе это? Никак помирать собрался, что в воспоминания вдарился?
Дед: Да ты чо, стара, я и не думаю об этом, поживу пока. А тут вот намедни правнучек приходил, да все выспрашивал о моих родителях. Како-то дерево ему задали построить из родственников, а ничо вспомнить не могу. Вот ведь незадача, память подвела.
Баба: Да ничего, старый, ложись уж спать, а завтра возьмем с тобой фотокарточки, поглядим, да и вспомним что-нибудь, а чего не вспомним, то я в школу схожу, там такие следопыты растут, что хоть какие сведения для тебя раздобудут.
Дед: Это хорошо, пусть так будет. Ох-хо-хо.
Баба: (выходит из избы и подходит к детям) Детоньки, миленькие, помогите нам с дедом вспомнить о наших родителях. Вы ведь грамотные, все знаете и все можете разузнать.
Учитель: Ну что, ребята, поможем вспомнить дедушке и бабушке об их семьях?
А какой путь мы себе выберем?
Дети: Наш учебник, историю села и книгу о Тюменцевском районе.
Учитель:
- Разделимся на три группы: у кого красные шарики – за первый стол, с зелеными шариками – за второй стол, с желтыми – за третий стол.
- Читаем текст № 1, стр.6 “День рождения моего села” из нашего учебника (дети читают про себя текст).
“Средь высоких хлебов затерялося
Небогатое наше село…
Насчет “высоких хлебов” все правильно – в наших местах люди исстари жили хлебопашеством. А вот “небогатое” - это, пожалуй, не про нас. Плодородные сибирские земли вдоль ленточного бора привлекали первых поселенцев именно тем, что здесь можно было не просто жить своим трудом, но и хорошо, привольно и сытно жить. В начале 18 века сюда направили свои стопы так называемые бегуны – старообрядцы, которым были ненавистны порядки, вводимые Петром I. Они уходили за “Камень”, так называли в то время Урал, и расселялись по просторам Западной Сибири. В пойме реки Оби образовались села Киприно, Быково, Бельково, Молоково. Примерно в это же время образовалось и наше село. О точной дате до сих пор идут споры”.
Учитель:
- Что мы узнали из этого текста?
- Когда образовалось наше село?
- А сейчас в каком веке мы живем?
- А теперь послушайте рассказ из книги о Тюменцевском районе “Мой район – моя судьба”, стр. 24 (читает учитель).
“Там, где в наше время находится современная плотина, была когда-то заимка, которая принадлежала крестьянину из села Быково – Иуде Мусохранову. На заимке жила бабушка, которую все называли Иудихой. Вот по этому прозвищу жители и речку стали называть Юдиха. Со временем на месте заимки образовался выселок из сел Быково и Бельково. Потом этот выселок стал называться деревней Юдихой. Как считают старики, это было приблизительно в 1678 году. Первыми поселенцами были Мусохрановы и Гореявчевы из деревни Быково и Долговы из деревни Бельково.
Обустраивались и обживались люди в этих местах основательно. Ведь люди шли, рассчитывая на вольную жизнь, их привлекали обширные просторы для земледелия, для разведения скота. А, кроме того, переселенцев – старообрядцев в этих глухих краях никто не притеснял и они могли жить по вере, заповеданной им отцами.
Жители деревни Юдиха занимались земледелием, разводили скот. Так было почти сто лет. Но жизнь Юдихи изменилась, когда в 1773 году был построен и пущен Павловский сереброплавильный завод, а в 1775 году – Сузунский медеплавильный завод. Тихая, спокойная жизнь крестьян кончилась.
В самом начале двадцатого века жизнь в Юдихе опять всколыхнулась. С открытием железной дороги со станции Новониколевск в деревню потянулись переселенцы из европейской части России.
Во время столыпинской реформы поток пришлых увеличился. Тогда прибыло много семей из Курской, Воронежской, Орловской, Рязанской губерний.
В 1911 году Юдиха насчитывала уже более 800 хозяйств, жило 2326 человек. Были улицы Токаревка, Заречная, Камышовка, Таборская, Каменская и другие.Тогда же была построена церковь, и Юдиха стала называться селом. В том же году была открыта школа”.
- Ребята, мы до сих пор учимся в этой школе. Наша школа – самая старая в районе, в 2011 году мы будем отмечать столетие нашей школы.
- Ребята, что еще нового мы узнали из этого рассказа?
- Каким было село в те годы?
- Сколько человек проживало в нем?
- Какие семьи жили здесь тогда?
- Можем мы уже помочь дедушке и бабушке вспомнить, когда они приехали в Юдиху, что тогда было, кто уже жил в селе?
- А про своих прапрадедушек и прапрабабушек вы что-нибудь знаете? (дети рассказывают о своих предках)
- Если еще кто-то не знает – расспросите своих родственников.
- А какие непонятные слова вам встретились сегодня на уроке? (переселенцы, выселок, заимка, пришлые). А как вы поняли их смысл из текстов? Каждой группе дается одно слово, вам необходимо изобразить его на бумаге, затем объяснить (дети рисуют, объясняют значение слова и как его изобразили на бумаге – групповая работа).
- А еще мы сегодня проведем заочную экскурсию по нашему родному селу, посмотрим слайды, которые сделали для нас учащиеся старших классов, как и чем живет наше село сегодня (смотрят слайды о селе Юдиха) (Приложение 1).
- Каким стало наше село сегодня?
- А вы рады, что живете в нашем селе?
- А что вам особенно у нас нравится?
- Мы говорили о рождении нашего села. А когда родилась ваша семья? Как это было? (Дети рассказывают, когда и где встретились и поженились их родители)
- Дети, перед вами лента времени. Вы должны обозначить на ней с помощью флажка день рождения нашего села, день рождения вашей семьи, ваше день рождение.
- А вот время, когда приехали в Юдиху ваши прапрадедушки и прапрабабушки, вы узнаете, и тогда мы это тоже обозначим на ленте времени.
- Итак, дорогие ребята, подведем итог нашего урока.
Что мы должны были сделать сегодня? (Помочь дедушке и бабушке вспомнить о их предках).
Помогли мы им?
Что мы узнали о селе, в котором мы живем?
Какой год и век мы считаем годом и веком рождения нашего села?
Откуда это мы узнали?
А вы считаете село Юдиху своим родным селом, почему?
- Я хочу прочитать вам стихотворение выпускницы нашей школы, заслуженной поэтессы Украины, Галины Дмитриевны Сидлецкой “Родина моя”, посвященное Юдихе. Галина Дмитриевна Сидлецкая, в девичестве Журкина, родилась в Юдихе. Здесь она окончила школу. Потом вместе с родителями уехала из села в город. Но часто вспоминает свою малую Родину, иногда пишет нам письма в школу. Вот её стихотворение о родном селе:
“Юдиха…
Ты и теперь мне снишься в теплых снах,
Где я брожу березовым околком,
Где разбрелись дома на двух верстах,
Где дед живет мой – Михаил Осколков.
Где бабушка Прасковья на заре
Корову Марту выгоняла в стадо…
Не повториться сладкой той поре
И, может, душу бередить не надо…
Но вижу домик наш на Токаревке,
Речушку, где ловили пескарей,
Тянулись в лес тропинки, как веревки –
Манили нас за тридевять морей…
И вот теперь, уж через кои годы,
Ты издали мне голос подала…
Пускай всегда твои синеют своды,
Ведь ты оттуда синь глазам дала.
Я надевала бусы из калины,
А в косы – нежный полевой цветок…
Так суть рождалась Журкиной Галины,
О, Юдиха, поэзии исток!
- Что знакомого вы увидели в строках этого стихотворения?
(Дети отвечают: улица Токаревка и др.)
Учитель: Ну что, дедушка и бабушка, помогли мы вам сегодня?
Дед: Как же, как же, очень помогли, спасибо. Аж слезу пробило!
Учитель: Большое спасибо вам, ребята. А за хорошую работу вам премия: каждый может взять себе любой понравившийся шарик.
Задание на дом:
- Узнать у родственников откуда и когда приехали в Юдиху ваши прапрадедушки и прапрабабушки, чем они занимались, какая была семья.
И на прощанье прослушайте песню нашего тюменцевского композитора Виктора Эрнста “Посвящение деревне” на стихи тюменцевской же поэтессы Веры Дранишниковой:
Когда заботами до слез переполняюсь,
Душой в родимые места я возвращаюсь.
Над треугольниками крыш, рекой, лугами
Плыву. А все же как давно меня нет с вами.
И солнце трогаю рукой, что на ресницах.
И подорожник над ногой опять приснится.
И очень ветхий старый дом, что по соседству,
Как верный сторож бережет мечту из детства.Припев: Ведь это родина моя.
Здесь мои друзья,
Домик над рекой
И мое детство.Друзей знакомые черты, слова простые
Волнуют душу. Все же, мы не городские…
И телефонным волшебством любые раны
Опять поможет излечить мне голос мамы.
И сколько суждено ту связь хранить – не знаю,
Когда весною птичий хор зальется дружно,
Я вдруг опять пойму, как мне все это нужно!Припев: Ведь это родина моя.
Здесь мои друзья,
Домик над рекой
И мое детство.
Используемая литература:
- “История села Юдиха” (рукописная).
- Лукьянов Л.А. “Мой район – моя судьба”, Барнаул – 2004.
- Сидлецкая Г.Д. “Родина моя”.
- Дранишникова В. “Посвящение деревне”.
- Рукописный учебник для 4-5 классов по краеведению под редакцией Муратовой Н.А. “История моего села”.
- Воспоминания односельчан.