Информационно-коммуникационные технологии заняли прочное место в процессе обучения иностранному языку. Практика показывает, что они имеют немало преимуществ перед традиционными методами обучения. Среди них можно выделить индивидуализацию обучения, интенсификацию самостоятельной работы учащихся и повышение познавательной активности.
Компьютер – средство при обучении детей, усиливающее и расширяющее возможности его обучающей деятельности. Применяя компьютер на уроках, можно добиться усвоения большее количество материала, организовать самостоятельную работу и эффективный контроль. Что соответствует основным целям обучения английскому языку: формированию и развитию коммуникативной культуры и обучению практическому владению языком.
С целью повышения мотивации учащихся к изучению дисциплины систематически использую ИКТ. Они предлагают выгодные варианты представления творческих идей и, кончено же, добавляют новые. Тексты и диалоги можно набрать и обработать в электронном виде, добавить к ним упражнения, сэкономив время на их создание, аудиокассеты удобно заменить электронными видеофильмами, а красочные иллюстрации несложно превратить в презентации в авторской обработке. Это позволяет тренировать различные виды речевой деятельности,
сочетать их в разных комбинациях, формировать лингвистические способности,
создавать коммуникативные ситуации и автоматизировать языковые и речевые действия.
Неотъемлемой частью на моих уроках стало использование дидактических материалов, созданных с помощью средств ИКТ. За несколько лет работы собран большой материал. Это авторские методические ИКТ разработки уроков по темам: “Астрахань”, “Лучший из миров”, “Мой город”, “Субкультуры”, “Британское кино”, “США”, “Россия”, “Великобритания”, “Австралийские аборигены”. (Power Point Presentations)
Неоценимую помощь в подготовке дидактического материала, презентаций и самих уроков оказывают мультимедийные ресурсы. Кроме того, они являются самым современным на сегодняшний день способом для индивидуальных занятий с учащимися. Например, существуют мультимедийные ресурсы подготовки к ЕГЭ, которые можно скачать с Интернета, также существуют программы по тренировке грамматики, известный учебник по грамматике Murphy “Grammar in use” и т. д.
Учащиеся используют ИКТ для выполнения проектных заданий и письменных работ. Например, они изготавливают рождественские открытки и валентинки, используя приёмы работы в Power Point, Adobe Photo Shop и Coral Draw. Выполняя письменные проекты по различным темам, учащиеся могут представить их на электронном носителе, а также отправить учителю по электронной почте или оставить сообщение на персональной странице учителя в Интернет.
Необходимо отметить, что любое готовое задание требует переработки или доработки в зависимости от уровня знаний и умений учащихся. Составляя тесты и контрольные работы, использование средств ИКТ может многократно разнообразить виды заданий и вариантов. Для составления тестовых заданий удобно, например, использовать программу Microsoft Excel.
Базой для обогащения методической копилки мне послужили интересные и полезные источники:
http://www.spotlightonrussia.ru
Применение проектной методики особенно актуально на средней и старшей ступени обучения иностранным языкам средней общеобразовательной школы. Именно на этом этапе обучения учащихся на первый план выступает самостоятельное использование информационных технологий и иностранных языков как средства получения новой информации, обогащения словарного запаса, расширения лингвистических знаний и применения их в новых областях окружающей действительности.
Интернет - неограниченные возможности для обучения английскому языку. Для этого можно использовать практически все возможности сети: электронную почту, разговор в сети, поисковые системы, справочные каталоги, доступ к информационным ресурсам, публикации, видео конференции, телеконференции.
Наша школа уже несколько лет принимает участие в международном проекте с использованием Интернет - технологии, которая называется “Люди-людям”. На основе материалов предоставленных нашими зарубежными партнерами, где даются конкретные рекомендации для составления того или иного проекта, была разработана программа элективного курса для учеников 9х классов.
Классно-школьная программа международного проекта “Люди-людям” представляет собой обмен имейл проектами посредством Интернета, тем самым внедряет информационные технологии в обучение.
Участие в международных телекоммуникационных проектах позволяет создать не только своеобразную сетевую инфраструктуру, но и организовать доставку информации, полученной из внешних источников.
Международный классно-школьный проект “Люди-людям” представляет собой систему, которая:
- включает материально-технические, информационные и кадровые ресурсы;
- обеспечивает автоматизацию управленческих и педагогических процессов, согласованную обработку и использование информации, полноценный информационный обмен;
- предполагает наличие нормативно-организационной базы, технического и методического сопровождения.
Работа по программе предполагает:
- Переписку учителя и учеников с жителями англо-говорящих стран посредством электронной почты.
- Участие учителя и детей в совместных международных Интернет – проектах.
- Создание сайтов и презентаций (Power Point Presentations): они могут создаваться совместно учителем и учащимися и использоваться в учебных и познавательных целях. Кроме того, возможен обмен презентациями между учителями.
- Обмен учителя методическим опытом с коллегами других стран.
“Люди-людям” предусматривает создание и открытие доступа всем непосредственным участникам учебного процесса и внешним посетителям к сайту организации PTPI, сайтам школ-партнеров к личным страничкам в Интернет.
Работа по данной программе развивает способности школьников использовать иностранный язык как инструмент общения в диалоге культур современного мира.
Применение ИКТ на уроках английского языка является эффективным фактором для развития мотивации учащихся. В большинстве случаев очень нравится работать в компьютерном классе, так как уроки проходят в неформальной обстановке, детям предоставлена большая свобода действий, и некоторые из них могут “блеснуть” своими познаниями в сфере ИКТ. Однако учителю следует следить за соблюдением рабочей дисциплины и выполнением всеми учащимися всего объёма работы.
Что же изменилось с внедрением ИКТ в процесс обучения английскому языку? Прежде всего, необходимо отметить положительную мотивацию. Ученики получают возможность применять свои знания и навыки в новых условиях. Им это нравится. Компьютер реально помогает повысить интерес к изучению языка. Многие компьютерные программы дают возможность учащимся учиться с увлечением, т.е. играя. Процесс усваивания материала идет гораздо быстрее и легче. Следующий немаловажный фактор — это успешное использование индивидуальной формы работы. К примеру, в таком сложном разделе изучении языка как грамматика не всеми учениками легко усваиваются правила и структуры. Компьютер дает возможность каждому ребенку индивидуально поработать над тем или иным грамматическим материалом под руководством учителя или без него. В таком случае имеет место самостоятельная работа учеников. Интернет технологии делают образовательный процесс более открытым для новых идей и источников знаний. Возможны электронные публикации статей и презентаций. Интернет делает образование и самообразование увлекательным и привлекательным как для учеников, так и для учителя.
Конечно, нельзя утверждать, что использование ИКТ поможет решению всех проблем в обучении иностранному языку, но это эффективное средство против однообразия.
А теперь о результативности. Ученики, которые систематически работают с компьютерными программами, занимаются проектной деятельностью, реально повышают свое качество знаний.
Эффективность использования ИКТ:
- Общекультурное развитие учащихся
- Совершенствование навыков владения компьютером
- Совершенствование языкового уровня
- Индивидуализация обучения (дифференцированные задания)
- Самоутверждение учащихся
- Повышение мотивации в изучении иностранного языка (уроки проходят “на одном дыхании”)
- Экономия расходования материалов учителем (нет необходимости создавать бесчисленные карточки, печатные материалы)
- Эстетичность презентации учебных материалов
- Совершенствование процесса проверки работ учащихся
- Повышение авторитета учителя (“идет в ногу со временем”).
В процессе информатизации образовательного учреждения создаётся качественно новое информационно-образовательное пространство, в котором увеличивающийся информационный поток заставляет всех участников процесса переходить от модели накопления знаний к системе овладения навыками самообразования.
Информационные технологии позволяют коренным образом изменить организацию процесса обучения учащихся, формируя у них системное мышление; использовать компьютеры с целью индивидуализации учебного процесса и обратиться к принципиально новым познавательным средствам.
Технологии более не являются частью будущего, и учителя должны приложить усилия, чтобы стать “грамотными” в их применении и внедрять их в процесс преподавания и обучения. Использование новых информационных технологий расширяет рамки образовательного процесса, повышает его практическую направленность. Повышается мотивация учащихся в образовательном процессе, и создаются условия для их успешной самореализации в будущем.