Применение технологии педагогических мастерских в преподавании информатики

Разделы: Информатика


Главная задача педагога при подготовке и проведении педагогической мастерской это, прежде всего – методически грамотно выстроить коллективную работу. Представленная технология ведёт к изменению роли и функции учителя: из носителя готовых знаний педагог превращается в организатора познавательной деятельности учащихся, тем самым не только улучшается качество знаний, но и повышается уровень мотивации и интерес у учащихся к предмету..

МАСТЕРСКАЯ “ЧЕЛОВЕЧКИ”

История, в которой великий сыщик разгадывает тайну забавных рисунков, а мы узнаем, что такое таблица соответствий

Артур Конан Дойл. "Пляшущие человечки"

Цели:

Образовательные:

  • продолжить формирование понятия “информация”;
  • углубить представление учащихся о формах представления информации;
  • акцентировать внимание учащихся на тексте, как одной из наиболее распространенных форм представления информации.

Воспитательные:

  • продолжить воспитывать у ребят уважение друг к другу;
  • продолжить формировать у учащихся пунктуальность;
  • воспитание мотивов учения, положительного отношения к знаниям.

Развивающие:

  • формирование умения высказывать умозаключения;
  • формирование умений делать логические заключения на основе имеющихся знаний;
  • формирование умения работать сосредоточенно;
  • развивать у учеников память, внимание, логическое мышление.

Тип:

Обобщающий.

Вид:

Мастерская для учащихся.

Метод обучения:

Диалогический.

Наглядные пособия и технические средства обучения:

  • Карточки для организации пространства (названия кодировочных таблиц);
  • Карточки с кодировочными таблицами;
  • Доска с наглядным материалом, таблица;
  • Мультимедиа аппарат;
  • Экран.

Ход мастерской

Организация пространства (предлагаются карточки с разными символами – учащиеся объединяются в группы в соответствии с одноимёнными символами). Приложение 1.

Первый этап

1. Индуктор – первое задание в мастерской, мотивирующее дальнейшую деятельность участников.

Учитель. Давайте представим себе летний день, Лондон, Бейкер-стрит, знаменитый сыщик Шерлок Холмс предложил своему верному помощнику доктору Уотсону новую загадку. Это листочек, с какими-то "бессмысленными …".

Предлагается рисунок для размышления. Приложение 2.

Учитель. Подумайте. Что все это значит?

Учитель. Эту записку отправил Мистер Хилтон Кьюбит, который, хотел бы знать, что это такое. Жена Хилтона Кьюбита, которую зовут, Илси очень испугалась, получив это послание. (На размышление – 10 минут).

Главное предположение: эти рисунки не детская шалость, а тайнопись.

Каждый человечек соответствует какой-то букве, и если мы узнаем, что есть что, мы сумеем прочитать послание.

Учитель. Конечно, первой записки недостаточно. Но и по ней кое-что уже можно предположить.

Возможно, две следующие записки дадут больше информации. Приложение 3.

Сравните их:

Учитель. Как вы думаете, что означают флажки в руках человечков?

Это последние буквы слов. Если бы слова разделялись пробелами, как при обычном письме, все сразу бы догадались, что перед ними зашифрованный текст.

2. Создание творческого продукта (реконструкция, позволяющая из полученных разрозненных частей, создать целое, представление, знание, которое необходимо предъявить группе или всем участникам) индивидуально или в групповом взаимодействии. Основано на деконструкции и реконструкции.

Деконструкция – разрушение, разъединение, рассогласование избранных для работы материалов. Реконструкция – позволяет из полученных разрозненных частей, единиц создать целое новое явление, представление, знание, которое необходимо предъявить группе или всем участникам мастерской.

Учитель. Обратите внимание, четыре первых знака совпадают! Что это может означать? Это имя того, к кому обращена записка. Жену Хилтона Кьюбита зовут Илси – по-английски ILSI. Приложение 4.

I

L

S

I
(конец слова, нужен флажок)

Проверим: Три буквы уже известны.

Учитель. Таблица с именем "Илси" – часть таблицы соответствий. Если вы хотите узнать, чем же закончилась эта трагическая история, прочитайте рассказ Артура Конан Дойля “Пляшущие человечки”.

А сейчас я хочу предложить каждой группе составить свою таблицу соответствий и обменяться закодированными посланиями.

3. Социализация. Соединение индивидуальных результатов, коллективная работа, предъявление созданного продукта всем участникам (афиширование и чтение текстов), соединение индивидуальных результатов, коллективная работа. Социализация позволяет понять направление, способы деятельности других участников, соотнести результаты, оценить идеи и гипотезы.

Кодирование и декодирование:

Группы обмениваются зашифрованными текстами, используя изобретённый код;

После удачного или неудачного декодирования, группы объявляют содержание зашифрованного послания, основываясь на изобретённом коде.

Учитель. Давайте сделаем первый вывод:

Одни и те же слова могут быть записаны разными символами (буквами, знаками).

Более широко и научно это звучит так:

Одна и та же информация (сведения, сообщение, данные) может быть представлена в разных формах (в виде записанного текста, в виде звуков, которые мы слышим, в виде изображений и т.д.) с помощью различных знаковых систем.

4. Промежуточная рефлексия и самокоррекция деятельности формирование информационного запроса (выстраивание новых проблем).

Второй этап

1. Обращение к новой информации, и её обработка.

Учитель. Кодирование текстовой информации

Большинство пользователей, при помощи компьютера обрабатывают текстовую информацию, которая состоит из символов: букв, цифр, знаков препинания и пр.

Традиционно, для того чтобы закодировать один символ используют количество информации равное 1 байту, т. е. I = 1 байт = 8 бит. При помощи формулы, которая связывает между собой количество возможных событий К и количество информации I, можно вычислить сколько различных символов можно закодировать (считая, что символы – это возможные события):

К = 2I = 28 = 256, т. е. для представления текстовой информации можно использовать алфавит мощностью 256 символов.

Суть кодирования заключается в том, что каждому символу ставят в соответствие двоичный код от 00000000 до 11111111 или соответствующий ему десятичный код от 0 до 255.

Посмотрите на карточки, по которым вы объединились в группы – это названия кодировочных таблиц (КОИ – 8, СР1251, СР866, Мас, ISO), причем тексты, закодированные при помощи одной таблицы, не будут правильно отображаться в другой кодировке. Наглядно это можно представить в виде фрагмента объединенной таблицы кодировки символов.

Одному и тому же двоичному коду ставится в соответствие различные символы.

Двоичный код

Десятичный код

КОИ8 СР1251 СР866 Мас ISO
11000010 194 б В - - Т

В большинстве случаев о перекодировке текстовых документов заботится не пользователь, а специальные программы – конверторы, которые встроены в приложения.

Начиная с 1997 г. последние версии Microsoft Windows&Office поддерживают новую кодировку Unicode, которая на каждый символ отводит по 2 байта, а, поэтому, можно закодировать не 256 символов, а 65536 различных символов.

2. Корректировка творческого продукта или создание нового варианта версии, гипотезы. Групповая или индивидуальная работа.

Учащимся в группах, предлагается составить и обменяться посланиями, используя кодировочные таблицы при этом указывая их название. Приложение 5.

3. Социализация.

Кодирование – это процесс представления информации в определенной форме (например, запись букв, произнесение слов, рисование).

Самый опасный бандит Чикаго Аб Слени, посылавший записки с пляшущими человечками, кодировал информацию.

В более узком смысле термином "кодирование" часто обозначают переход от одной формы представления информации к другой, более удобной для хранения, передачи или обработки.

4. Общая рефлексия и выход на новую систему проблем.

Показ презентации. Приложение 6.

Учитель. Вопрос: Зачем люди кодируют информацию?

Например:

  • Чтобы скрыть ее от других (все случаи шифров и тайнописи).
  • Чтобы записать информацию короче. Самый простой пример – аббревиатуры. Что такое ООН? Организация Объединенных Наций. А что такое МОУ СОШ №10?
  • Чтобы ее удобнее было обрабатывать и передавать. Например, как передать информацию по телеграфу? Букву в электрический провод никак не запихнешь, значит, надо представить эту букву так, чтобы ее удобно было передать с помощью электрического тока.

Рисуя человечков и составляя аббревиатуры, человек должен руководствоваться специальными правилами отображения информации – правилами кодирования.

Знаки, используемые для кодирования (например, все те же человечки), называются алфавитом. Знаки, входящие в алфавит могут быть, знакомыми нам буквами, цифрами, символами (например нотами), более сложными изображениями (дорожными знаками) и т. д.

Процесс кодирования мы можем определить и как процесс преобразования одного алфавита (набора знаков) в другой.

Чтобы правильно закодировать информацию, нам необходимо составить таблицу соответствий. В ней каждому знаку одной знаковой системы (например, русского алфавита) сопоставляется знак какой-то другой знаковой системы ( пример, алфавит “Пляшущих человечков”).

Таблица с именем "Илси" – часть таблицы соответствий

Любая информация может быть представлена в разных формах с помощью разных знаковых систем;

Процесс представления информации в определенной форме называется кодированием. В более узком смысле кодирование – процесс преобразования одного набора знаков в другой набор знаков;

Код – это специальное правило отображения информации, которым руководствуются при кодировании;

Алфавит – это знаки, используемые для кодирования;

Таблица соответствий – таблица, в которой каждому знаку одной знаковой системы сопоставляется знак какой-то другой знаковой системы;

Декодирование – процесс обратный кодированию.

Учитель. В заключении я хочу пожелать, чтобы вы, работая с компьютером, всегда выполняли правила техники безопасности, следили за своим здоровьем. Всем спасибо.

Если у вас появится желание, вы можете изобрести свою кодировочную таблицу, составить текст, а мы попробуем его декодировать.