Урок изобразительного искусства "Натюрморт"

Разделы: МХК и ИЗО


Интегрированный урок: изобразительное искусство, музыка, история, литература.

Тема: “Натюрморт”. (Два урока)

Задачи:

  1. Формировать умение образно воспринимать окружающую действительность; внимание к предметам, окружающим нас; отзывчивость на красоту окружающего мира.
  2. Развивать наблюдательность, чувство цвета, формы, пропорций.
  3. Совершенствовать композиционные живописные навыки.

Оборудование: Выставка картин разных художников, рисующих натюрморт.

Магнитофон, экран, мультимедийная приставка, карандаши, краски,

гуашь, выставка различных предметов для составления натюрморта.

Музыкальный ряд: отрывки из произведений П.И.Чайковского.

Литературный ряд: стихи Н. Бромлея, Эмиля Анриса, М. Дудина, В. Башунова, В. Солоухина, легенда Древней Греции.

Содержание урока

Учитель: Сегодня у нас необычный урок, интегрированный: изобразительное искусство, музыка, история, литература. Мы продолжим разговор о натюрморте, будем сочинять натюрморты и рисовать их. В этом нам помогут знаменитые художники, поэты, странички истории и великий русский композитор Петр Ильич Чайковский, музыка которого отличается красочностью, романтичностью и необычным мелодическим богатством. Некоторые его сочинения содержат яркие зарисовки народного быта, живо передают народный юмор и веселье, поэтические образы природы – цикл “Времена года”. В других же сочинениях звучат порой иные настроения: в них выражена неудовлетворенность жизнью или драматичность, например в “Лебедином озере”.

(На стене висит портрет композитора, дети слушают фрагмент музыки из цикла “Времена года”)

Учитель: А теперь обратимся к истории. Вспомним Древнюю Грецию и послушаем одну из легенд о двух художниках “Состязание”.

“Древнегреческий художник Зевксис жил в середине первого тысячелетия до нашей эры. За свои картины он получал так много денег, что вскоре перестал продавать их. Он дарил свои полотна городам и правителям, а когда речь заходила об оплате, говорил, что они бесценны и заплатить за них все равно ни у кого не хватит денег.

Считалось, что другой художник – Паррасий – не уступал Зевксису в мастерстве. Говорили, что в своей картине “Афинский народ” он сумел выразить все характерные черты афинян.

Зевксис вызвал Паррасия на состязание. Художники должны были выставить свои работы на афинской площади – пусть горожане решат, кому присудить победу.

Зевксис изобразил кисть винограда. Ягоды до такой степени казались настоящими, что птицы слетались клевать их.

Паррасий не спешил выставлять свою картину. Когда наступил последний день отведенного срока, Зевксис не утерпел и явился в мастерскую Паррасия.

- Где же твоя картина? – спросил он.

- Вон там, за ширмой, - ответил Паррасий.

Зевксис хотел отдернуть ширму – его рука скользнула по полотну: ширма была нарисована!

Зевксис признал свое поражение, ведь ему удалось ввести в заблуждение неразумных птиц, а Паррасий обманул своим искусством человека, да к тому же – художника.”

Учитель: Так что же такое живопись?

Дети: Вид изобразительного искусства, произведения которого жизнеподобно отражают действительность.

Учитель: Вспомните, какие основные компоненты составляют живописное полотно?

Ученики: Композиция, рисунок, колорит.

Учитель: Действительно, первый слог живописной азбуки – расположение фигур на картине – художники называют композицией. Композиция – это основа живописи. Она выражает главную мысль художника, идею картины.

Вторым слогом живописной азбуки является рисунок – это главный рассказчик. Он подробно рассказывает о каждом герое, об его прошлом и настоящем, рассказывает обо всех событиях картины. С рисунка, как вы знаете, начинается дальнейшая творческая работа над картиной.

Третий слог живописи – это все разнообразие красок, оттенков тонов, пятен света и тени, которыми говорит с нами картина, или, как называют художники, колорит живописи.

Овладение рисунком лучше начинать не с живой модели, а с “мертвой”, неподвижной – с натюрморта (от французского natura morte – мертвая природа, натура). Как вы думаете, почему?

Ученики: Натюрморт можно рисовать как угодно долго, внимательно изучая его с разных точек, не опасаясь, что он устанет стоять и уйдет или изменит положение.

Учитель: Отгадайте загадку:

Если видишь на картине
Чашку кофе на столе
Или квас в большом кувшине,
Или вазу в хрустале,
Или бронзовую вазу, или грушу, или торт,
Или все предметы сразу,
Знай, что это… (натюрморт).

Скажи, скажи художник,
Какого цвета дождик,
Какого цвета ветер,
Какого цвета вечер?
Скажи, какого цвета
Зима, весна и лето?

(Н. Бромлей)

- А какого цвета радость?

- А горе?

- А нежность?

- А доброта? (Дети высказывают свое мнение)

- А только ли одним цветом выражает художник свое отношение к миру?

Это композиция, цвет, линия, штрих, пятно, объем, форма, ритм.

Таким богатым языком говорит с человеком искусство, помогает ему увидеть мир, учит правильно относиться ко всему, что есть вокруг, наполняет жизнь радостью, восторгом, учит сострадать, печалиться и любить…

Различные виды искусства созвучны в своем воздействии на человека. Это и музыка, это и живопись, это и литература.

Вот почему сегодня на уроке, рисуя натюрморт, мы будем учиться строить форму предметов и предавать цветом настроение.

Звучит музыка Чайковского П.И.

Дети смотрят слайды с картинами известных и мало известных художников, рисующих натюрморты.

В это же время звучат стихи в исполнении детей.

На скатерти домашней хлеб румянится,
И солнце жадно к караваю тянется,
Хлеб пышет свежестью, печным теплом,
Распространяя аромат кругом.
Тарелки деревянные точеные
Блестят боками расписными золочеными.
Стоит букетик полевых цветов
И ваза, полная плодов.

(Эмиль Анрис)

Березовый ветер, березовый ветер,
Ты самый отрадный и свежий на свете…
А трава в лесу?
Такая прохладная и душистая…

(М. Дудин)

Притомились. Бросили тяпки,
Повалились в июньский цвет.
На постиранной чисто тряпке
Разложила мама обед.
Торопиться теперь? Да полно!
Погляди, как из трав густых
Вышел к пашен высокий полдень,
Призадумался и затих.
Рябчик свистнул, валежник охнул…
Не раскрыть утомленных глаз.
Мама снимет тихонько кофту
И прикроет заснувших нас…

(В. Башунов)

Учитель: Из чего может состоять полевой обед?

А как составить натюрморт из овощей и фруктов?

Яблоко спелое, красное, сладкое,
Яблоко хрусткое с кожицей гладкою…

А какими незаменимыми в натюрморте бывают цветы.

Какой цветок я больше всех люблю,
Пожалуй назову я одуванчик.
А как же ландыш?
Василек во ржи?
Черемухи душистое соцветие?
Кувшинка? Георгины?
Белых лилий надводно-надзеркальное дрожанье?
И розы, наконец?
Постойте, погодите, не тратьте пыла.
Я люблю, конечно, кувшинку, ландыш, синенький подснежник,
И клеверную розовую шапку,
И розу, и купальницу.
Конечно…
Но чем-то одуванчик мне ближе всех цветов.
За то, во-первых, что подобен солнцу.
Как будто солнце четко отразилось
В бесчисленных осколочках зеркальных,
Разбросанных по ласковой траве.

(В. Солоухин)

Учитель: А теперь - задание.

Первое: Сочинить натюрморт из предметов представленных в классе на выставке.

(Дети выбирают предметы, муляжи, драпировку и составляют свой натюрморт.

Работа ведется в группах. Каждая группа представляет свой натюрморт).

Второе: Выполнить натюрморт в любой технике (карандаш, краски, гуашь) с определенным настроением.

Сегодня на уроке вы выполните изображение натюрморта. Как вы помните, работа над натюрмортом начинается с решения: о чем этот натюрморт расскажет, из каких предметов он будет состоять, какие навеет настроения.

Компоновка предметов должна быть тщательно продумана. Далее делается рисунок, в котором не только отражается форма рисуемых предметов, но и показывается направление светотени, темные и светлые места, и только после этого рисующий работает с красками.

Дети работают. Учитель дает консультации, советы.

Итог работы: Выставка детских рисунков, оценка рисунков.

Используемая литература:

  1. Журнал “Юный художник” 4.1982
  2. Журнал “Юный художник” 11.1983
  3. Журнал “Юный художник” 2.1990
  4. Журнал “Юный художник” 3.1990
  5. Журнал “Юный художник” 11.1990
  6. Журнал “Юный художник” 2.1992
  7. Журнал “Юный художник” 1.1002
  8. В.В.Стасов “Избранные статьи о русской живописи”
  9. Н.М.Сокольникова “Основы композиции”
  10. Н.В.Сокольникова “Краткий словарь художественных терминов”
  11. Сьюзан Пич “Греки”
  12. Стихи поэтов: В.Солоухин, В.Башунов, М.Дудин, Эмиль Анрис, Н.Бромлей.