Урок математики в 3-м классе по теме "Знаменательные даты. Закрепление вычитания чисел столбиком"

Разделы: Начальная школа


Цель: Закрепить приемы поразрядного вычитания чисел, развивать умения решать задачи разными приемами, воспитывать интерес к чтению.

Ход урока.

1. Организационный момент.

Долгожданный дан звонок,
Начинается урок!
-Ну-ка проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Всё ли на месте,
Всё ли в порядке.
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все внимательно глядят?
Каждый хочет получать
Только лишь отметку «5» (приложение, файл №1)

2. Разминка.

У: Отгадайте ребус. (приложение, файл №2)

Д: Даты.
У: Правильно, даты. Мы сегодня будем говорить о датах, а точнее о знаменательных датах известных людей.

3. Устный счет.

У: Найдите значения выражений, расположите их в порядке возрастания и мы узнаем тему урока.
73 + 9     е
44 -5       ы
63 + 12   и
74 – 23   т
55 + 15   н
90 – 30   а
79 – 39   ч
31 + 17   и
40 – 32   в
У: Молодцы, мы сегодня закрепляем вычитание чисел столбиком. Вы должны знать алгоритм  вычитания, названия компонентов при вычитании, и уметь поразрядно вычитать числа.
У: А сейчас повторим алгоритм вычитания: (приложение, файл №4)

  • Вычитаю единицы
  • Вычитаю десятки
  • Вычитаю сотни
  • Считаю тысячи

У: Мы уже говорили, что сегодня будем работать со знаменательными датами известных людей. Сейчас проверим, знаете ли вы известных людей? (приложение, файлы №5,6,7)

Назовите их:

Д:А.С.Пушкин, И.А.Крылов, Л.Н.Толстой.
У: Что вы о них знаете? Какие произведения они написали?
- В перемену можно посмотреть выставку книг.

4. Решение примеров.

У: Сегодня мы еще кое-что узнаем об этих писателях. И даже будем сравнивать и находить даты.
- Открываем учебники на странице 54.
- Дату события, то есть год, в который произошло это событие, можно отметить точкой на числовом луче. Правда начало этого луча обычно не умещается на странице книги или тетради, а расстояния между точками указывают приблизительно.
- Читаем задание № 1, на странице 54. (приложение, файл №8)

У: На схеме отмечены даты рождения великих русских писателей. Кто из них старше других? Кто моложе? На сколько лет?
- Сколько лет исполнилось Крылову в год рождения Пушкина?

 1799
-1769
  30  

1829
-1799
   30 
1829
-1769
  60
- Придумайте сами похожие вопросы и задайте их друг другу.
- Проверяем, какие вопросы вы задавали друг другу и как вычисляли?

- Читаем задание № 2. (приложение, файл №9)
Д: Пушкин родился в 1799 году. Он поступил в Лицей, когда ему исполнилось 12 лет. В каком году это было?

-Назовите лишнее слово в каждом столбике: (приложение, файл №10)    
слагаемое                     уменьшаемое       
вычитание                    слагаемое
сложение                      вычитаемое
умножение                   разность

- Выполняем задание № 3, стр 54.
Ответьте на вопросы в таблице.

Имя Год рождения Событие Возраст

Пушкин
А.С.
Русский поэт

 1799г.

               ?
В каком году
издана поэма
«Руслан и Людмила»?

21 год

Моцарт
В.А.
Австрийский
композитор

 1756г.

   В 1760 году
дал первый концерт

 ?
Сколько ему
было лет?

У: Прослушайте фрагмет произведения В. А. Моцарта. (приложение, файл №11)

1799
-21 
1778
1760
-1756
   4

5. Физкультминутка.

Солнце глянуло в окно
Время отдохнуть пришло.
Руки на пояс поставьте сначала,
Влево и вправо качните плечами.
Вы дотянитесь мизинцем до пятки ,
Если сумели – все в полном порядке.
Поднимает руки класс – это раз,
Повернулась голова – это два,
Руки вниз, вперед смотри – это три.
Развернули руки шире – на четыре,
С силой их к плечам прижать – это пять,
Всем на место тихо сесть – это шесть.

6. Решение задачи.

Д: За определенный творческий период А.С.Пушкин написал 1237 стихов. В журнале «Современник» было напечатано 437 стихов и несколько стихов напечатали в литературной газете. Осталось не напечатанными 352 стиха. Сколько стихов напечатали в литературной газете?

(приложение, файл №13)

- О чем эта задача?
- Где печали стихи Пушкина?
- Сколько стихов напечатали в журнале?
- Сколько стихов напечатали в газете?
- Сколько стихов осталось не напечатанными?
- Сколько всего стихов написал Пушкин?
- Что нужно найти в задаче?
- Можем ли мы сразу узнать сколько стихов не напечатали?
- Почему?
- А можем узнать сколько всего напечатали в журнале и осталось?
- Каким действием?
- Теперь сможем узнать сколько стихов напечатали в газете?
- Каким действием?
- Сколько действий в задаче?
- Что находим в первом действии?
- Что находим во втором действии?

2 ученика решают с обратной стороны доски.
1) 437 + 352 = 789(с.) в журнале и осталось.
2) 1237 – 789 = 448 (с.) в газете.
Ответ: 448 стихов.

 - Решите другим способом самостоятельно.
Проверка: 1 ученик на доске.
1) 1237 – 437 = 800(с.) осталось и в газете.
2) 800 – 352 = 448(с.) в газете.
Ответ: 448 страниц.

- Запишите задачу выражением.
1237 – 437 – 352 = 448 (с.)
Ответ: 448 страниц в газете.

У: Можно ли записать решение этой задачи схемой уравнения?
1 ученик решает задачу уравнением на доске.

1237 – 437 – х = 352
800 – х = 352
х = 800 – 352
х = 448
1237 – 437 – 448 = 352
352 = 352

7. Самостоятельная работа.

Страница 55, № 5. (приложение, файл №14)

307
-159
148
1057
- 283
774 
2000  
- 312 
1688
2007
- 118 
1889 
2030
- 465
1565

Проверка устно вслух.

8. Оценочный лист. (приложение, файл №15)

Если ваш ответ утвердительный, то делаем хлопок.

  • Знаю ли я название компонентов при вычитании?
  • Умею ли я вычитать числа?
  • Смогу ли я самостоятельно выполнить вычитание?

9. Находим квадрат числа. (приложение, файлы №16,17)

 13 · 13 
13 · 13 – 12 · 12
13 · 13 + 17 · 17 – 17 · 17

13 · 13 = 169
13 · 13 – 12 · 12 = 25
13 · 13 + 17 · 17 – 17 · 17 = 169

10. Итог урока.

- Что мы сегодня закрепляли?
- О каких известных людях говорили?
- Какие даты вы запомнили?
- Я надеюсь, что когда вы вырастете, то тоже станете известными людьми, но даже если вы просто будете хорошо и честно выполнять свою работу, все равно принесете пользу нашей Родине.

Домашнее задание: стр. 55, № 6(приложение, файл №18)