Цель: Закрепить приемы поразрядного вычитания чисел, развивать умения решать задачи разными приемами, воспитывать интерес к чтению.
Ход урока.
1. Организационный момент.
Долгожданный дан звонок,
Начинается урок!
-Ну-ка проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Всё ли на месте,
Всё ли в порядке.
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все внимательно глядят?
Каждый хочет получать
Только лишь отметку «5» (приложение, файл №1)
2. Разминка.
У: Отгадайте ребус. (приложение, файл №2)
Д: Даты.
У: Правильно, даты. Мы сегодня будем говорить о датах, а точнее о знаменательных датах известных людей.
3. Устный счет.
У: Найдите значения выражений, расположите их в порядке возрастания и мы узнаем тему урока.
73 + 9 е
44 -5 ы
63 + 12 и
74 – 23 т
55 + 15 н
90 – 30 а
79 – 39 ч
31 + 17 и
40 – 32 в
У: Молодцы, мы сегодня закрепляем вычитание чисел столбиком. Вы должны знать алгоритм вычитания, названия компонентов при вычитании, и уметь поразрядно вычитать числа.
У: А сейчас повторим алгоритм вычитания: (приложение, файл №4)
- Вычитаю единицы
- Вычитаю десятки
- Вычитаю сотни
- Считаю тысячи
У: Мы уже говорили, что сегодня будем работать со знаменательными датами известных людей. Сейчас проверим, знаете ли вы известных людей? (приложение, файлы №5,6,7)
Назовите их:
Д:А.С.Пушкин, И.А.Крылов, Л.Н.Толстой.
У: Что вы о них знаете? Какие произведения они написали?
- В перемену можно посмотреть выставку книг.
4. Решение примеров.
У: Сегодня мы еще кое-что узнаем об этих писателях. И даже будем сравнивать и находить даты.
- Открываем учебники на странице 54.
- Дату события, то есть год, в который произошло это событие, можно отметить точкой на числовом луче. Правда начало этого луча обычно не умещается на странице книги или тетради, а расстояния между точками указывают приблизительно.
- Читаем задание № 1, на странице 54. (приложение, файл №8)
У: На схеме отмечены даты рождения великих русских писателей. Кто из них старше других? Кто моложе? На сколько лет?
- Сколько лет исполнилось Крылову в год рождения Пушкина?
1799 |
1829 -1799 30 |
1829 -1769 60 |
- Проверяем, какие вопросы вы задавали друг другу и как вычисляли?
- Читаем задание № 2. (приложение, файл №9)
Д: Пушкин родился в 1799 году. Он поступил в Лицей, когда ему исполнилось 12 лет. В каком году это было?
-Назовите лишнее слово в каждом столбике: (приложение, файл №10)
слагаемое уменьшаемое
вычитание слагаемое
сложение вычитаемое
умножение разность
- Выполняем задание № 3, стр 54.
Ответьте на вопросы в таблице.
Имя | Год рождения | Событие | Возраст |
Пушкин |
1799г. |
? |
21 год |
Моцарт |
1756г. |
В 1760 году |
? |
У: Прослушайте фрагмет произведения В. А. Моцарта. (приложение, файл №11)
1799 -21 1778 |
1760 -1756 4 |
5. Физкультминутка.
Солнце глянуло в окно
Время отдохнуть пришло.
Руки на пояс поставьте сначала,
Влево и вправо качните плечами.
Вы дотянитесь мизинцем до пятки ,
Если сумели – все в полном порядке.
Поднимает руки класс – это раз,
Повернулась голова – это два,
Руки вниз, вперед смотри – это три.
Развернули руки шире – на четыре,
С силой их к плечам прижать – это пять,
Всем на место тихо сесть – это шесть.
6. Решение задачи.
Д: За определенный творческий период А.С.Пушкин написал 1237 стихов. В журнале «Современник» было напечатано 437 стихов и несколько стихов напечатали в литературной газете. Осталось не напечатанными 352 стиха. Сколько стихов напечатали в литературной газете?
(приложение, файл №13)
- О чем эта задача?
- Где печали стихи Пушкина?
- Сколько стихов напечатали в журнале?
- Сколько стихов напечатали в газете?
- Сколько стихов осталось не напечатанными?
- Сколько всего стихов написал Пушкин?
- Что нужно найти в задаче?
- Можем ли мы сразу узнать сколько стихов не напечатали?
- Почему?
- А можем узнать сколько всего напечатали в журнале и осталось?
- Каким действием?
- Теперь сможем узнать сколько стихов напечатали в газете?
- Каким действием?
- Сколько действий в задаче?
- Что находим в первом действии?
- Что находим во втором действии?
2 ученика решают с обратной стороны доски.
1) 437 + 352 = 789(с.) в журнале и осталось.
2) 1237 – 789 = 448 (с.) в газете.
Ответ: 448 стихов.
- Решите другим способом самостоятельно.
Проверка: 1 ученик на доске.
1) 1237 – 437 = 800(с.) осталось и в газете.
2) 800 – 352 = 448(с.) в газете.
Ответ: 448 страниц.
- Запишите задачу выражением.
1237 – 437 – 352 = 448 (с.)
Ответ: 448 страниц в газете.
У: Можно ли записать решение этой задачи схемой уравнения?
1 ученик решает задачу уравнением на доске.
1237 – 437 – х = 352
800 – х = 352
х = 800 – 352
х = 448
1237 – 437 – 448 = 352
352 = 352
7. Самостоятельная работа.
Страница 55, № 5. (приложение, файл №14)
307 -159 148 |
1057 - 283 774 |
2000 - 312 1688 |
2007 - 118 1889 |
2030 - 465 1565 |
Проверка устно вслух.
8. Оценочный лист. (приложение, файл №15)
Если ваш ответ утвердительный, то делаем хлопок.
- Знаю ли я название компонентов при вычитании?
- Умею ли я вычитать числа?
- Смогу ли я самостоятельно выполнить вычитание?
9. Находим квадрат числа. (приложение, файлы №16,17)
13 · 13 |
13 · 13 = 169 |
10. Итог урока.
- Что мы сегодня закрепляли?
- О каких известных людях говорили?
- Какие даты вы запомнили?
- Я надеюсь, что когда вы вырастете, то тоже станете известными людьми, но даже если вы просто будете хорошо и честно выполнять свою работу, все равно принесете пользу нашей Родине.
Домашнее задание: стр. 55, № 6(приложение, файл №18)