Урок русского языка во 2-м классе по теме "Обобщение знаний о глаголе. Инфинитив" (урок по технологии "Критическое мышление")

Разделы: Начальная школа


Цели:

  1. Обеспечить развитие критического мышления посредством интерактивного включения в образовательный процесс.
  2. Обобщить знания учащихся о глаголе: умение различать времена глаголов по смыслу и по вопросам; умение различать числа глагола; формировать представления о неопределенной форме глагола; составить кластер; умение разбирать слова по составу.
  3. Развивать внимание, наблюдательность, умение работать группами; самопроверка.
  4. Воспитывать чувство любви к родному языку, чувство дружбы и коллективизма.

Ход урока

I. Вызов (актуализировать и обобщить у учащихся имеющиеся знания по теме: “Глагол”).

Шутка-вопрос:

Какая часть речи может одновременно прыгать, бегать, смеяться, грустить, считать и писать?

Запись на доске:

1) Снежное покрывало всю землю покрывало.

  1. Прочитать.
  2. Что такое "покрывало"? (Толковый словарь) Покрывало: ткань для покрывания чего-нибудь (для постели).
  3. Cписать.
  4. Определить части речи выделенных слов. Как определили? (по вопросам).
  5. В каком времени и числе это слово?
  6. Выделите главные члены предложения.
  7. Разберите по составу слово покрывало.

2) Составление кластера (для стимулирования мыслительной деятельности).

1. Повторить знания о глаголе.

- Что вы знаете о глаголе?

  1. Написание кластера группами детей. Нарисовать ассоциацию. Подписать.
  2. Защита (вывешивание ассоциативных картинок).

II. Осмысление (получение новой информации, осмысление ее).

Запись под диктовку: Сидит, лежал, простоять, прыгали, спать, нарисую.

– На какие 2 группы можно разделить слова? Обоснуйте.

– Определите время и число глаголов.

– Почему у глаголов простоять, спать не обозначено время и число? На какие вопросы эти глаголы отвечают?

Запись на доске.

Сразу записываю на доске: Что делать?

Что сделать?

Глагол, который отвечает на эти вопросы, называется инфинитив, т.е. глагол стоит в неопределенной форме.

Рисунок

Вывешивается рисунок инфинитива. Можем ли мы сказать, какая у него форма? Стройный? Худой? Толстый? - нет.

Закрыто плащом. Посмотрите, даже циферблат часов у него перечеркнут крест-накрест черной краской. Это означает, что инфинитив не хочет иметь ничего общего со временем. А еще он хочет поделиться с вами своим секретом, тайной, которую он носит с собой.

Конверт с письмом.

У меня нет не только времени, но и нет числа. Я совсем не умею считать не то что до 10 или до 5, но даже до одного. Я не могу отличить, где 1 и где 2, а где много. Например, глагол бежать. Бежать может один человек, бежать может и целая компания. Как вы думаете, почему у меня так плохо с математикой? (не изменяется по числам).

Что мы узнали об инфинитиве:

2) Запись на доске что делать?

3) Работа со стихотворением Т. Рик "Сладкая мечта".

Карточки.

Всем детям раздаются карточки с печатным текстом.

– А теперь давайте прочитаем, что любит и о чем мечтает инфинитив.

Не мешайте мне мечтать.
Мне б мешок конфет достать,
Развернуть, жевать, сосать,
Чавкать, чмокать, уплетать,
Долго-долго не глотать,
Наслаждаться, смаковать.
Мне не надо в рот смотреть!
Совесть надобно иметь!
Так могу я подавиться
И на месте умереть!

  • Подчеркните глаголы в неопределенной форме.
  • Сколько их? (15)

III. Рефлексия

(Целостное осмысление, обобщение полученной информации, формирование у каждого из учащихся собственного отношения к изученному материалу).

1) Работа с карточками.

На столах лежат карточки с отдельными частями слова, из которых надо собрать глаголы неопределенной формы.

Запись на доске.

Самопроверка с доской

2) Видеозапись “Чунга-чанга”:

а) прослушивание песни из мультфильма;
б) написать глаголы в неопределенной форме;
в) проверка: - чтение глаголов.

3) Работа с фразеологизмами (запись на доске):

Зарубить себе на носу (запомнить крепко-накрепко, раз и навсегда).
Задирать нос (важничать, зазнаваться).
Жить душа в душу (дружить).

Как понимаете эти фразеологизмы?

Зарубить себе на носу. Что мы сегодня запомним крепко-накрепко?

Обращаемся к записи на доске

Инфинитив - это неопределенная форма глагола

отвечает на вопросы: ...
не имеет ...

И нам, ребята, не надо задирать нос, а жить душа в душу.