Цели:
- Обеспечить развитие критического мышления посредством интерактивного включения в образовательный процесс.
- Обобщить знания учащихся о глаголе: умение различать времена глаголов по смыслу и по вопросам; умение различать числа глагола; формировать представления о неопределенной форме глагола; составить кластер; умение разбирать слова по составу.
- Развивать внимание, наблюдательность, умение работать группами; самопроверка.
- Воспитывать чувство любви к родному языку, чувство дружбы и коллективизма.
Ход урока
I. Вызов (актуализировать и обобщить у учащихся имеющиеся знания по теме: “Глагол”).
Шутка-вопрос:
Какая часть речи может одновременно прыгать, бегать, смеяться, грустить, считать и писать?
Запись на доске:
1) Снежное покрывало всю землю покрывало.
2) Составление кластера (для стимулирования мыслительной деятельности).
1. Повторить знания о глаголе.
- Что вы знаете о глаголе?
- Написание кластера группами детей. Нарисовать ассоциацию. Подписать.
- Защита (вывешивание ассоциативных картинок).
II. Осмысление (получение новой информации, осмысление ее).
Запись под диктовку: Сидит, лежал, простоять, прыгали, спать, нарисую.
– На какие 2 группы можно разделить слова? Обоснуйте.
– Определите время и число глаголов.
– Почему у глаголов простоять, спать не обозначено время и число? На какие вопросы эти глаголы отвечают?
Запись на доске.
Сразу записываю на доске: Что делать?
Что сделать?
Глагол, который отвечает на эти вопросы, называется инфинитив, т.е. глагол стоит в неопределенной форме.
Рисунок
Вывешивается рисунок инфинитива. Можем ли мы сказать, какая у него форма? Стройный? Худой? Толстый? - нет.
Закрыто плащом. Посмотрите, даже циферблат часов у него перечеркнут крест-накрест черной краской. Это означает, что инфинитив не хочет иметь ничего общего со временем. А еще он хочет поделиться с вами своим секретом, тайной, которую он носит с собой.
Конверт с письмом.
У меня нет не только времени, но и нет числа. Я совсем не умею считать не то что до 10 или до 5, но даже до одного. Я не могу отличить, где 1 и где 2, а где много. Например, глагол бежать. Бежать может один человек, бежать может и целая компания. Как вы думаете, почему у меня так плохо с математикой? (не изменяется по числам).
Что мы узнали об инфинитиве:
2) Запись на доске что делать?
3) Работа со стихотворением Т. Рик "Сладкая мечта".
Карточки.
Всем детям раздаются карточки с печатным текстом.
– А теперь давайте прочитаем, что любит и о чем мечтает инфинитив.
Не мешайте мне мечтать.
Мне б мешок конфет достать,
Развернуть, жевать, сосать,
Чавкать, чмокать, уплетать,
Долго-долго не глотать,
Наслаждаться, смаковать.
Мне не надо в рот смотреть!
Совесть надобно иметь!
Так могу я подавиться
И на месте умереть!
- Подчеркните глаголы в неопределенной форме.
- Сколько их? (15)
III. Рефлексия
(Целостное осмысление, обобщение полученной информации, формирование у каждого из учащихся собственного отношения к изученному материалу).
1) Работа с карточками.
На столах лежат карточки с отдельными частями слова, из которых надо собрать глаголы неопределенной формы.
Запись на доске.
Самопроверка с доской
2) Видеозапись “Чунга-чанга”:
а) прослушивание песни из мультфильма;
б) написать глаголы в неопределенной форме;
в) проверка: - чтение глаголов.
3) Работа с фразеологизмами (запись на доске):
Зарубить себе на носу (запомнить крепко-накрепко, раз и навсегда).
Задирать нос (важничать, зазнаваться).
Жить душа в душу (дружить).
Как понимаете эти фразеологизмы?
Зарубить себе на носу. Что мы сегодня запомним крепко-накрепко?
Обращаемся к записи на доске
Инфинитив - это неопределенная форма глагола
отвечает на вопросы: ...
не имеет ...
И нам, ребята, не надо задирать нос, а жить душа в душу.