Комплексное занятие "Деревья и кустарники Таймыра"

Разделы: Работа с дошкольниками


“ Человек любит место своего рождения и воспитания.
Сия привязанность – есть дело природы…”

А.М.Карамзин

Дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. Удивительный мир природы. Он встречает ребенка морем звуков, запахов, сотней загадок и тайн, заставляет смотреть, слушать, думать.

В сердце каждого из нас с детства остаются нежные и щемящие воспоминания: узкая тропинка в лесу, наполненная звуками и запахами; тихое озеро с зелеными берегами и голубым отражением небес; лукошко, заполненное доверху ягодой…

Эти памятные картины согревают сердце во взрослой суетной жизни, соединяя тонкими невидимыми нитями с детством, где было так много света и красоты.

Человек – часть природы, без взаимодействия с которой, его жизнь не может быть полноценной. К сожалению, обеднение природной среды – не лучший признак нашей сегодняшней жизни. Поэтому, огромное значение отводится вопросам экологического воспитания, необходимо, чтобы каждое последующее поколение относилось к природе заботливее, чем предыдущее. Это – отношение к природе, необходимо воспитывать у детей с раннего возраста. Достичь этого можно только через непосредственное общение с природой ближайшего окружения.

Экскурсии и прогулки на природу (аллеи и тундру), наблюдения за растениями и животными в их естественной среде, прослеживание взаимосвязей – имеют огромное значение в развитии познавательной активности, экологического воспитания детей.

Дети получают огромное удовольствие от живого общения с природой родного края, обращают внимание, как отличается воздух в тундре от воздуха в черте города. Ведут разговор о роли растений в жизни человека и животных. Задумываются, а что же он, ребенок, мы, все вместе, могли бы сделать, чтобы воздух у нас был экологически чистым, а мы были бы здоровы?

Окружающий нас мир лесотундры насыщен тайнами и чудесами. Познание краеведческого материала способствует расширению представлений о природе родного края, пробуждает у детей исследовательский интерес, любознательность, вызывает желание познать его через чувство удивления, восхищения.

“Я с малых лет люблю Таймыр, укрытый тундровым ковром. Здесь родина моя, мой мир, мои снега и тёплый дом”.

"Деревья и кустарники Таймыра"

Цель:

Развитие и активация познавательного интереса к миру природы через общение с живой природой.

Ход занятия

1. Скажите, пожалуйста, какая сегодня погода? (Хмурое, серое небо; то дождь, то снег; не слышны птичьи голоса). Когда такое бывает? (Осенью).

- Ребята, а я вам от осени принесла подарок! Давайте посмотрим, что же там? (Листья). Какие они? А кто мне скажет, с каких растений эти листья? А хотите узнать? какие деревья, кустарники растут у нас на Таймыре? Тогда нам нужно отправиться в путешествие, как вы думаете, куда? (В тундру). Как себя вести на природе знаете? (Не шуметь, не ломать, не разрушать). Тогда в путь, правда без волшебства не обойтись. (Звучит фонограмма).

2. Давайте закроем глаза и представим, что мы шагаем по тундре. Перепрыгиваем с кочки на кочку, а вот встретилось упавшее дерево, мы его перешагнули. А как дышится легко и вольно. Как вы думаете почему? Открываем глаза. Ой, ребята, посмотрите, к нам спешит на встречу, как вы думаете кто? (Тундровичок). Загадка: Весной и летом они стоят одетыми, а осенью бедняжки остались без рубашки? (Деревья). Почему?

Приглашаем к " Полянке". Какие вы узнали здесь деревья? (Берёза). А как её вы узнали? (Белый ствол). Действительно: "В белом сарафане встала на поляне. Летели синицы, сели на косицы " или " Стоит Алёна в платке зелёном, тонкий стан, белый сарафан?" Белая берёза – русская красавица леса и не только леса, её можно встретить и у нас, на Таймыре. Посмотрите – ствол покрыт белой корой с черными точками, полосками, ветви вверх. А какие листья по форме? (Овальные). С зубчиками по краю, летом у берёзы – желтые серёжки. Берёза очень полезна – из почек делают настои – лечат суставы; из коры (бересты) – делают сувениры.

Но чаще в тундре можно встретить карликовую берёзку, она очень похожа на кустарник, который буквально жмется к земле, растопырив корни во все стороны. А как иначе, как подует ледяной ветер – только держись!

А это дерево вы все знаете. (Ёлка). "Ее всегда в лесу найдешь — пойдем гулять и встретим: стоит колючая, как еж, зимою в платье летнем."

Да, это ёлка. Кто знает ещё загадки про это дерево? Чем оно отличается от берёзки ? (Цветом, формой, листьями).

Рассмотрим иголки (хвоинки) в лупу.

Ёль – ценное дерево – из веток делают целебный настой (его пьют, когда в организме не хватает витаминов); из делают бумагу, стоят дома, делают музыкальные инструменты; – продукты питания для белок, клестов. Ну, а кто не любит ёлочку – она же наша гостья на Новый год!

Есть ещё деревья. " Есть у родственницы елки неколючие иголки, но, в отличие от елки, опадают те иголки?" (Лиственница).

Лиственница – это тоже хвойное дерево, но не вечно зелёное. На зиму лиственница сбрасывает нежные иголочки. Они, в отличии от иголок ёли, очень легкие. У неё очень ценная древесина, из которой строят прочные мосты.

" Кудри в в воду опустила, и о чем-то загрустила, а о чем она грустит, никому не говорит?"

У нас на Таймыре встречается этот кустарник очень часто. Это – узколистная ива. По-другому ещё называют её – вербой. В апреле – мае на гибких ветвях появляются ярко-жёлтые серёжки. кора используется в лечебных целях и служит кормом для зайцев.

Ранней весной ещё снег не растаял, а на ветках появляются красные шишечки, которые осенью становятся коричневыми. (Рассматривание шишечек с помощью лупы).

Ребята, а чем похожи все деревья? (Есть ствол, ветви, листья, корни).

Чем отличается дерево от кустарника? (У кустарника много тонких стволов, а у дерева – один). А мы похожи на дерево?

Игра " Изобрази дерево ".

Тундровичок: " Какие вы молодцы, ребята! А вот скажите, чем полезны деревья и кустарники? (Делают воздух чистым, украшают жизнь человека, дают ему здоровье).

Однажды в лесотундре произошла странная история, поссорились деревца – подружки. Давайте заглянем к ним и послушаем их хвастливые речи.

Экологическая сказка "Поучительная история"

Тундровичок: Жили-были в лесотундре деревца-подружки. Дружба их была крепкой, временем проверенной. Берегли подружки друг друга, потому что ой как непросто выжить в суровом северном климате. А звали их елка Зеленушка, береза Веселушка, ива Хохотушка, рябина Краснощечка, ольха Скромница, лиственница Неженка и карликовая березка Малышка. Они радовались недолгому полярному солнцу, прятались от ветра и мороза в холодную зимнюю пору, помогали друг другу во всем, Слава об их дружбе разнеслась по всей тундре и дошла до злой волшебницы Ойоки. Лишилась Ойока сна и аппетита, все думала о том, как поссорить подружек, но так, чтобы о ней, об Ойоке, никто не смог слова дурного сказать. Думала-думала и наконец придумала. Решила она напоить подружек настоем для хвастовства. Попробовали они этого настоя и сразу же принялись хвастаться друг перед дружкой. Давайте заглянем к ним, послушаем их хвастливые речи.

Лиственница Неженка. Дерева лучше меня вы нигде не отыщете. Посмотрите, какая у меня красивая светло-зеленая мягкая хвоя. Не то что у ели! Фу, какая жесткая! И растут мои хвоинки пучками – по 20-60 вместе. Поэтому-то я такая пушистая и красивая. Люди меня очень ценят: мосты из меня строят, ведь моя древесина в воде не гниет, Ах, какая же я красивая и нужная!

Ель Зеленушка. Да вы только посмотрите на нее! Врет она все! Это лучше меня, ели, вы не найдете. Ты, Неженка, на зиму хвою сбрасываешь, а я всю зиму зеленая. Вот где настоящая красота! Про меня даже загадку сочинили. Зимой и летом одним цветом. А иголки свои я постепенно меняю — через 5—7 лет. Но не все сразу, а по очереди, поэтому я всегда зеленая. А на Новый год вокруг какого дерева дети веселятся? А? То-то. И бумагу из меня делают — раз! И искусственный шелк — два! И дома из меня строят — три! И музыкальные инструменты делают — четыре! Вот так, я намного лучше и нужнее всех вас!

Береза Веселушка. А о ком стихи и песни сочиняют? Такие, например: “Белая береза под моим окном принакрылась снегом, точно серебром...” Как звучит? И ствол у меня белоснежный, не то что у вас. И почками моими можно от простуды вылечить, настоем суставы натирать, чтобы не болели. Дрова мои дают много тепла. А еще из меня делают мебель, лыжи, деготь. Так кто королева тундры? Я! Сомнений быть не может!

Карликовая березка Малышка. Ну и что из того, что я маленькая и похожа скорее на кустарник, чем на дерево. Зато мои листья покрыты слоем воска. Именно поэтому я не боюсь погибнуть от жажды, ведь вода в тундре холодная и я много пить не могу. Да и людям без меня не прожить. Меня не пугает даже самый Крайний Север. Меня любят олени, а морозной зимой люди топят чумы моими ветками. И осенью я красивее других. Какой была бы тундра без моих красных листочков. Нет, без меня в тундре не прожить! А вот ольхе даже похвастаться нечем…

Ольха Скромница. Как бы не так! Я до самых морозов зеленой остаюсь. Вы же, подлизы, меняете цвет листьев, чтобы осени угодить. Посмотрите повнимательней. Вот мой корень, на нем оранжевые клубни. Как вы думаете, что это? Это лучистые грибы. Они живут на моих корнях и помогают азот из воздуха переносить в почву. Это так полезно всей тундре! И древесина у меня приятного апельсинового цвета. И тепло мои дрова хорошее дают, и мебель из меня неплохая получается, и древесина моя почти не гниет, а мои листья и кора лечат; людей от простуды и ревматизма. Так что вывод один: нет меня лучше!

Ива Хохотушка. Хоть я и карликовая, но вам ни в чем не уступлю. Я красивей вас всех! Посмотрите на мои листочки. Сверху они гладкие, а снизу нежные, пушистые, ласковые. А весной что может быть прекрасней моих сережек? И людям я тоже очень нужна. Из моей коры готовят лекарства от разных болезней. Их пьют, когда болят ноги и желудок, когда высокая температура. Вот какая я!

Рябина Краснощечка. Хвастайтесь, хвастайтесь, а я вот что,- вам скажу: стройнее и изящнее- меня вы нигде не найдете. И еще: когда осенью я облачаюсь в желтый наряд, гроздья моих ягод видны издалека, а в них уйма витаминов. Скольких птиц я спасаю зимой от голода! Да и люди не прочь полакомиться ими. Так-то!

Тундровичок – Этот спор не замолкал ни на минуту ни днем ни ночью. Все так привыкли к нему, что постепенно стали забывать о былой дружбе заполярных деревьев. Но случилось вот что. У одного мальчика по имени Дима заболела мама, а лекарств нужных не было. Сел Дима около дома и заплакал. Пролетала мимо птичка-невеличка — Трясогузка. Спросила Диму, почему он плачет. Дима рассказал о том, что у его мамы болят руки и ноги. Послушала Трясогузка и говорит...

Трясогузка. Нужно срочно отправиться в тундру. Там есть полянка. На ней растут деревья-подружки. Они тебе помогут.

Дима. А как мне найти эту полянку?

Трясогузка. А ты поспрашивай у птиц, у животных, у трав. Найти ее не трудно.

Тундровичок. Собрал Дима рюкзак и пошел на поиски подружек. Долго искать поляну не пришлось. Все знали дорогу к ней, но в один голос утверждали, что подружек там нет, а есть только надоевшие всем хвастушки. Нашел их Дима, обратился за помощью, но ни одно дерево не удостоило его своим вниманием. Сел тогда Дима посреди полянки и расплакался. И вдруг — от слез мальчика — колдовство исчезло. Деревца стали, как и прежде, добрыми и приветливыми. Береза и ольха дали Диме свои почки, кору и листья — из них надо было приготовить настой, чтобы мама натирала им руки и ноги. Рябина отдала все свои ягоды, в которых много витаминов. А остальные пожелали Диминой маме скорейшего выздоровления. Так и произошло. А деревья по сей день живут в тундре в дружбе и согласии. И никакому колдовству не под силу разрушить их дружбу. Хотят они одного: чтобы люди относились к ним бережнее, ведь им и так трудно жить в таких суровых условиях. А как беречь растительность тундры, вы знаете.