Учебный проект как средство развития творческого потенциала учащихся

Разделы: Математика


Как педагог, я не могу не задумываться над тем, что ожидает моих учеников. Будущее потребует от них не только запаса теоретических знаний. Ученики должны чётко представлять себе, как можно использовать полученные ими теоретические результаты на практике.

Учебный проект – организованная форма работы, которая ориентирована на изучение законченной учебной темы или учебного раздела и составляет часть учебного курса или нескольких курсов. Его можно рассматривать как совместную учебно-познавательную, исследовательскую, творческую деятельность учащихся-партнёров, имеющую общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленную на достижение общего результата по решению какой-либо проблемы.

В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умения самостоятельно конструировать свои знания, умения ориентироваться в информационном пространстве, анализировать полученную информацию, самостоятельно выдвигать гипотезы, умения принимать решения, развития критического мышления, умения исследовательской, творческой деятельности.

Приведу классификацию проектов школьников по доминирующему виду деятельности. 

Вид

Краткая характеристика процесса результата.

Результат работы в нашей школе.

 

практико-ориентированные

Изготовление материального продукта можно использовать в жизни класса, школы, города, семьи, отдельного человека. План благоустройства школьного двора, составление сметы ремонта квартиры.
исследовательские Выдвижение гипотезы и проверка её с помощью опроса, наблюдения и эксперимента. Социологический опрос во время подготовки областной контрольной работы.

 

информационные

Сбор, анализ и представление информации о каком-либо объекте, явлении в виде реферата, видеоролика, альбома, буклета, плаката. Изготовление буклетов, электронных пособий для уроков.

творческие

Разработка альманахов игр, сценариев, коллажей, рисунков, выставок. Составление сценариев внеклассных мероприятий по предмету.
ролевые Подготовка и разыгрывание спектаклей. Сотрудничество со школьным театром “Данко”.

 В своей педагогической деятельности я использую метод проектов уже несколько лет. Самые удачные проекты были проведены по темам “Четырёхугольники и их площади” в 8-м классе, “Функции в математике и физике” в 9-м классе. В этой статье хочу описать работу над проектом по теме “Четырёхугольники и их площади”.

“Визитная карточка” проекта

1. Тема учебного проекта: “Четырёхугольники и их площади”.

2. Дидактические цели проекта:

  • Формирование компетентности в сфере самостоятельной познавательной деятельности,
  • навыков работы с дополнительной литературой и другими информационными источниками,
  • умений применять теоретические знания в практической деятельности.

3. В проекте формируются компетенции в сфере самостоятельной деятельности, в бытовой сфере, основанные на усвоении способов приобретения знаний из различных источников информации.

4. Методические задачи проекта:

  • Изучить свойства четырёхугольников.
  • Рассмотреть способы вычисления площадей четырёхугольников.
  • Рассмотреть основные виды задач по теме.
  • Показать практическое применение данной теории в деятельности человека.
  • Приобрести навыки в использовании программы Power Point.

5. Основополагающий вопрос: Нужно ли знать свойства четырёхугольников и уметь вычислять их площади?

6. Вопросы учебной темы:

  • Как найти площади четырёхугольников?
  • Как применить знания по теме “Четырёхугольники” в практической деятельности человека?

7. Самостоятельные исследования учащихся возможные данном проекте:

  • Изучение дополнительной литературы.
  • Решение задач разных типов.
  • Практическое применение полученных знаний.

а) Составление плана школьного двора.
б) Вычисление площади школьного здания.
в) Составление сметы ремонта комнаты.
г) Паркеты. Геометрические орнаменты. Мозаика.

8. Проект соответствует пунктам тематического плана. 8-й класс. Темы: “Четырёхугольники”, “Площади фигур”.

Для работы над проектом все учащиеся 8-го класса были разбиты на группы.

1 группа “Теоретики” изучает дополнительную литературу по четырём разделам:

а) Параллелограмм и его площадь.
б) Ромб и его площадь.
в) Прямоугольник и квадрат.
г) Трапеция и её площадь.

2 группа “ Любители задач” рассматривает способы решения задач на доказательство, на построение, на вычисление.

3 группа “Практики” выполняет практические задания:

а) Школьный двор.
б) Ремонт в квартире.
в) Паркеты. Мозаика (составляют мозаику из четырёхугольников).
г) Геометрические орнаменты.

Приложение 1.

Отчёт о работе над проектом на уроке-конференции.

Конспект урока-конференции по теме “Четырёхугольники. Площади четырёхугольников”

Цели урока. Повторить и обобщить материал по данной теме. Показать практическое применение знаний по теме в деятельности человека. Развивать умение владеть математическим языком, мыслить логически; развивать интерес к геометрии.

Ход урока

1. Организационный момент.

Учитель: Сегодня мы подводим итог нашей работы по теме “Четырёхугольники и их площади”. Прочтите изречение известного учёного:

“Геометрия является самым могущественным средством для изощрения наших умственных способностей и даёт нам возможность правильно мыслить и рассуждать”.

Галилео Галилей.

Сегодня вы должны продемонстрировать своё умение мыслить и рассуждать при решении геометрических задач, применять полученные знания на практике.

2. Доклады учащихся по теории.

Группа “Теоретики” представляет а) электронную презентацию по теме “Четырёхугольники” (Приложение 2.

); б) доклад по теме “Из истории теоремы Пифагора”.

3. Применение теоретических знаний при решении задач.

а) Устное решение задач по готовым чертежам. Найти ошибки.

4. Доклад группы учащихся по решению задач разного вида: на доказательство, на вычисление, на построение.

5. Отчёт о проделанной работе группы “Практики”.

а) План школьного двора.
б) Смета ремонта квартиры.
в) Мозаика и паркеты.

6. Геометрическая викторина.

  • Утверждение, которое нужно доказать (теорема).
  • Прямоугольник, у которого все стороны равны (квадрат).
  • Сумма длин всех сторон четырёхугольника (периметр).
  • Отрезок, соединяющий вершину треугольника с серединой противоположной стороны (медиана).
  • Параллелограмм, у которого все стороны равны (ромб).
  • Отрезок, исходящий из вершины четырёхугольника перпендикулярно противоположной стороне (высота).
  • Ромб, у которого все углы прямые (квадрат).
  • Фигуры, площади которых равны (равновеликие).
  • Сумма квадратов катетов равна (квадрату гипотенузы).
  • Инструмент для измерения углов (транспортир).
  • Единицы измерения площади.

7. Подведение итогов.

Список литературы

  1. Атанасян Л.С. и др. Геометрия 7-9. Учебник для 7-9 классов средней школы. Москва: Просвещение, 2000.
  2. Атанасян Л.С. и др. Изучение геометрии. Методические рекомендации к учебнику. Москва: Просвещение, 2001.
  3. Величко М.В. Проектная деятельность учащихся. Волгоград: Учитель, 2007.
  4. Intel. “Обучение для будущего”. Москва: Издательско-торговый дом “Русская редакция”, 2005.
  5. Шарыгин И.Ф. Стандарт по математике. 500 геометрических задач. Москва: Просвещение, 2005.