Концептуальная цель: Создать благоприятные условия для развития и саморазвития младшего школьника.
Стратегическая цель: Познакомить детей с новым математическим понятием: "Буквенные выражения".
Задачи:
- Создать условия для формирования нового понятия.
- Совершенствовать вычислительные навыки и умения.
- Прививать интерес к математике.
Проблема: Получит представление о новом математическом понятии.
Проблемный вопрос: Какие выражения называются буквенными?
Варианты решений:
- Познакомить учащихся с новым понятием: "Буквенные выражения";
- Научить читать, оформлять запись решения выражений;
- Развивать логическое мышление, внимание, наблюдательность, грамотную математическую речь;
- Воспитывать интерес и любовь к математике;
- Активизировать познавательную деятельность детей, работая на интерактивной доске.
Оптимальное решение: Через специальные упражнения дать представление о буквенных выражениях, научить читать и оформлять их запись решения.
Тезис: "Математика - гимнастика для ума"
Ход урока
1. Орг. момент.
С добрым утром начат день,
Первым делом гоним лень.
Будем все внимательны,
А еще старательны.
Будем отвечать активно
Хорошо себя вести,
Чтобы гости дорогие,
Захотели вновь прийти!
- Сегодня на уроке у нас гости, улыбнитесь им, друг другу.
2. Урок математики.
Сегодня на уроке нам нужны смелые, дружные, сообразительные и находчивые математики. А есть ли среди вас такие?
Значит, мы успешно с вами усвоим новую тему урока, а какую вы узнаете позднее.
- Какое сейчас время года наступило (приложение1)
- Какое сегодня число? (12 декабря) - 1 слайд
- Что вы можете сказать об этом числе? (двузначное, четное, и т.д.)
- Назовите соседей этого числа?
- Увеличьте число 11 на 5, на 9;
- Уменьшите число 11 на 3, на 10, на 6;
Урок продолжается. (приложение 2)
На доске вы видите несколько фигур. Они помогут провести урок.
Каждая фигура отвечает за одно из заданий, которое вы должны выполнить.
Первая фигура: не синяя, не красная и не круг.
Найдите закономерность и вставьте пропущенные числа (приложение1)
3,6, ..,..,15,..,..24.
Выбираем следующую фигуру. Мы знаем, что она "лишняя". (приложение 2)
Почему она лишняя?
Мы в гостях у мамы медведицы и Умки (приложение1)
- Выполните действия по следующей программе:
8+6-12+18+11-0-9+5
Следующая фигура красная, но не квадрат (приложение 2)
Сейчас идет зима, вы все любите кататься с горы? (приложение1)
Сейчас вы это сможете сделать, но только тот, который правильно решит числовое выражение.
36+20
40-20
40-14
90 -20
4. Это четырехугольник не красного, а синего цвета. (приложение 2)
А на этом этапе вас встречает снеговик. И, наконец, сейчас вы узнаете новую тему нашего урока. (приложение1)
5+3 14 -(8+3) 7-4
Какую запись вы видите? (Числовые выражения)
Снеговик предлагает такую запись:
5+
Вам встречались такие записи?
Но в записи с "окошечками" было два числа 5+..=8
Что вы тогда делали? (вставляли в "окошечко" число так, чтобы равенство было верным)
Какие вы бы поставили числа во второй записи 6-:(0:..6)
Ряд чисел во втором случае ограничен от 0 до 6
Математики решили заменить окошечки латинскими буквами:
Как записать с помощью латинских букв эту запись?
5+а; 5+b
Что мы записали? (Выражения)
А как их точнее назвать? Что есть в записи выражения? (буквы)
Так какие это выражения? (буквенные)
К чему мы с вами пришли? (так называется тема урока)
Как называются выражения, в записи которых присутствуют латинские буквы?
И читаются они так же, как числовые.
5. Физкультминутка
6. Следующая фигура пятиугольник (приложение 2)
Закрепление
Какой праздник у нас приближается, который вы ребята ждете с нетерпением.
А что вы ждете от этого праздника? (подарков) ( приложение 1)
Сегодня вы тоже получите в конце урока маленькие подарочки
Пример: а+7,
Если, а=10, то 10+7=17
Работа в тетради:
Х -4, х=10;
9-а, а=5 18-с, с=6
10-4=6
9-5=4
18-6=12
- Какие выражения называются буквенными?
- Какие латинские буквы вы запомнили? (с.80)
- Как читают буквенные выражения?
Какая фигура осталась?(приложение 2)
7. Решаем задачу №3 с.65
8. д\з с.65 №5
9. Рефлексия
Услышим скоро мы звонок
Заканчивать пора урок
Ребята, какое настроение у вас в конце урока?
Нарисуйте в кружочках свое настроение.
Покажите мне, пожалуйста.
Спасибо вам за урок, вы все сегодня усвоили новую тему, и я дарю вам маленькие подарочки и желаю, чтоб все ваши желания сбылись в наступающем новом году (приложение1)