Класс ускоренного обучения предусматривает прохождение программы учебных предметов 10-го и 11-го классов за один год (сентябрь-декабрь программа 10 класса, январь-май программа 11-го класса) и выполняет социальный заказ для детей, желающих иметь запасной год для поступления в ВУЗы перед призывом в армию или учебные заведения специфического профиля (институт культуры, театральная академия, медицинские учебные заведения, спортивные институты), когда требуется дополнительное время для подготовки по профилю и необходимы подготовительные специализированные курсы.
Ускоренное обучение является средством дифференциации и индивидуализации обучения, позволяющее за счёт незначительных изменений в структуре и организации образовательного процесса более полно учитывать интересы, склонности и способности учащихся, создать условия для обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и направлениями в отношении продолжения образования. Такая форма обучения побуждает учащихся к поискам скрытых в себе резервов, самопознанию и самооценки себя в учебной деятельности и достигнутых результатов. Построение учебного курса вокруг широких проблем приводит к более заинтересованному, личностно-значимому и осмысленному восприятию, что ведёт в целом к возрастанию мотивации учащихся.
МЕСТО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Планирование курса иностранного (английского) языка в классе ускоренного обучения рассчитано для ведения предмета в течение одного учебного года в количестве 3 часов в неделю (102 часа в год при продолжительности учебного года 34 недели в среднем) по принципу оптимального числа вводимых понятий в соответствие с требованиями обязательного содержания образовательных программ, утверждённого Министерством образования РФ. В планировании отражены основные темы курса, отведены часы для текущего и итогового контроля знаний учащихся. Планирование для ускоренного курса не предполагает серьёзных изменений в материале, который предложен в программе по иностранному (английскому) языку для старшей школы.
В соответствие с рекомендациями, данными в книге для учителя к УМК “Английский язык” для 10-11-х классов, авт. Кузовлев В.П.,был определён порядок планирования курса изучения иностранного языка для классов ускоренного обучения. “Данный УМК может быть использован как в группах поддержки для закрепления базового уровня в целях реализации непрерывного образования по предмету (при одном-двух часах в неделю), так и в группах, ориентированных на превышение базового уровня (при двух и более часах в неделю), ибо предлагаемый для усвоения материал по глубине и объему содержания значительно выше требований образовательного стандарта. Во всех компонентах УМК содержится избыточный материал, который обеспечивает возможность выбора речевых средств в зависимости от интересов, способностей и уровня обученности учащихся”. (Книга для учителя, авт Кузовлев В.П.). Данный УМК был рекомендован для старшей школы при базовом плане 2 часа в неделю, что позволяло изучить материал УМК за 10-й и 11-й класс (стандартный тип обучения) за 68 часов в год, или за 136 часов за 2 учебных года. При базисном плане в объёме 3 часа в неделю на изучение материала УМК потребуется 102 часа в году (для ускоренного типа обучения). Такая возможность обеспечена теми же рекомендациями книги для учителя, из которых следует, что сокращение часов допустимо по следующим видам работ:
- контрольные работы проводить не за 2 урока, а за 1, совместив отдельные упражнения с домашней работой;
- раздел “Reading Section” может быть вынесен на самостоятельное изучение с последующей индивидуальной консультацией у учителя;
- уроки “Consolidation” (Activity Book) могут быть использованы в качестве дополнительных упражнений к разделам цикла, а не организованы как самостоятельный урок. Это позволяет эффективно сочетать изучение нового материала, его закрепление, а также выполнение заданий, идентичных заданиям контрольных работ, что говорит о непрерывной подготовке учащихся к контролю знаний и допускает не организовывать подготовку к контрольным работам в отдельно стоящий в планировании урок;
- допускается вынесение одного из двух уроков, отведённых на подготовку и защиту проектов, на самостоятельное внеклассное освоение с индивидуальной консультацией у учителя;
- необходимость проведения входного тестирования в начале учебного года позволяет выявить уровень подготовки учащихся и определить объём и содержание материала для повторения, и занимает только один урок, в то время как в классах обычного типа обучения (стандартного) обычно на повторение в начале сентября отводится 2-3 урока;
- с учётом постоянного сочетания уроков повторения и закрепления материала с текущими тематическими уроками допускается в конце учебного года не выделять урок повторения как отдельно стоящий в планировании, а совместить его с анализом ошибок в годовой контрольной работе.
Следовательно, исходя из вышесказанного, а также учитывая построение учебного материала на принципе избыточности информации можно высвободить для изучения нового материала следующее количество часов:
- 14 часов за счёт “Reading Section” (по количеству разделов и отведённых часов на чтение;
- 7 часов за счёт раздела “Consolidation” (по количеству разделов);
- 4 часа за счёт введения заданий, идентичных заданиям в контрольных работах, в основные уроки (по количеству контрольных работ в году);
- 7 часов за счёт сокращения часов подготовки и защиты рефератов;
- 2 часа за счёт повторения в начале и в конце учебного года.
Таким образом, усвоение государственного стандарта общего (полного) образования осуществляется благодаря высокой мотивации и работоспособности учащихся, оптимизации образовательного процесса, введению нестандартных форм уроков (семинары, круглые столы, диспуты), самостоятельной исследовательской работе (подготовка докладов, рефератов, выступлений), что успешно сочетается с повторением лексико-грамматического материала, полученного в средней школе и способствует развитию коммуникативной компетенции учащихся, а также формированию всесторонне развитой личности. Кроме того, усвоение государственного стандарта общего (полного) образования по иностранному языку осуществляется и за счёт индивидуально-дифференцированного подхода к определению домашних заданий и выбора дидактического материала, вариативности введения и отработки новых лексических единиц и грамматических структур на основе авторских разработок учителей школы и самих учащихся., что приводит к систематическому и органичному подкреплению понятий и навыков на новом предметном материале, формированию более устойчивого умения переноса знаний в деятельную и практическую сферы, к большей эффективности обучения. Постоянное обращение к знакомому материалу способствует более глубокому усвоению тем от урока к уроку. Решение комплексных задач по развитию всех видов речевой деятельности и их методически правильное сочетание во время уроков не позволит снизить уровень внимания учащихся, их мотивацию, а, следовательно, и результативность усвоения материала.
ПРОГРАММА СОСТАВЛЕНА НА ОСНОВЕ ДОКУМЕНТОВ:
- Закон города Москвы “Об общем образовании в городе Москве” от 10.03.2004 г.
- Концепция Московского столичного образования “Столичное образование-4”
- Базисный учебный план города Москвы
- “Методическое письмо о преподавании ИЯ в государственных образовательных учреждениях города Москвы”.
- Федеральный государственный образовательный стандарт по иностранным языкам
- Приказ Департамента образования города Москвы № 253 от 18.04.2007 г.
- Приказ Министерства образования России № 1089 от 05.03.2004г. (об обязательном минимуме содержания среднего (полного) общего образования)
- Приказ № 349 от 13.12.2007 г. Минобрнауки России “Федеральный комплект учебников на 2008-2009 уч.год”
- Положение о классе ускоренного обучения ГОУ СОШ № 852 Зеленоградского округа города Москвы
- “О мерах по повышению качества преподавания ИЯ в государственных образовательных учреждениях города Москвы” № 985-ПП от 12.11.2006 г.
ЦЕЛЬ КУРСА
1. Достижение базового уровня иноязычной коммуникативной компетенции для общеобразовательных школ: закрепить, обобщить и систематизировать знания, умения и навыки, овладеть определённым количеством нового материала в соответствие с требованиями государственного стандарта, а именно:
а) дальнейшее развитие иноязычной коммуникативной компетенции (речевой, языковой, социокультурной, компенсаторной, учебно-познавательной);
б) речевая компетенция - совершенствование коммуникативных умений в четырёх основных видах речевой деятельности и умение планировать своё речевое и неречевое поведение;
в) языковая компетенция - овладение новыми языковыми средствами в соответствии с отобранными темами и сферами общения: увеличение объёма используемых лексических единиц; развитие навыков оперирования языковыми единицами в коммуникативных целях;
г) социокультурная компетенция – увеличение объёма знаний о социокультурной специфике страны, совершенствование умений строить своё речевое и неречевое поведение адекватно этой специфике, формирование умений выделять общее и специфическое в культуре родной страны и страны изучаемого языка;
д) компенсаторная компетенция – дальнейшее развитие умений выходить из положения в условиях дефицита языковых средств при получении и передаче иноязычной информации;
е) учебно-познавательная компетенция – развитие общих и специальных учебных умений, позволяющих совершенствовать учебную деятельность по овладению иностранным языком, удовлетворять с его помощью познавательные интересы в других областях знания;
ж) развитие и воспитание способности и готовности к самостоятельному и непрерывному изучению иностранного языка, дальнейшему самообразованию с его помощью, способности к самооценке, личностному самоопределению в отношении будущей профессии, социальная адаптация, формирование качеств гражданина и патриота.
2. Создать предпосылки для интеграции личности в национальную и мировую культуры.
ЗАДАЧИ КУРСА
- Создать благоприятные условия для устойчивого непрерывного развития личности.
- Формирование общей культуры личности, адаптации личности к жизни в обществе.
- Создание основы для осознанного выбора и освоения профессиональных образовательных программ.
- Исследовать практические ситуации на основе изученного материала. 5.Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
- Получение системы разносторонних знаний.
- Формирование стремления к активному участию в решении проблем в современном мире.
- Формирование эстетических и этических ценностей.
- Развитие творческих способностей и личностных качеств учащихся.
ПРИНЦИПЫ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ
При обучении иностранным языкам необходимо опираться на общедидактические и специфические принципы обучения. Общедидактическими принципами являются принципы сознательности, активности, наглядности, доступности и посильности, прочности, индивидуализации, воспитывающего обучения. Специфическими принципами являются принципы коммуникативной направленности обучения, дифференциации и интеграции и учёта родного языка.
КОНТРОЛЬ
Предусматриваются следующие виды контроля и требования к ним:
- текущий (на каждом занятии). Проводится на уровне речевых навыков (произносительных, лексических, грамматических, орфографических)
- периодический (почетвертной) проводится на уровне речевых умений (аудирования, говорения, чтения и письма).
- итоговый (осуществляется в конце года и всего языкового курса). Проводится на уровне сложных речевых умений (слушание и письмо, аудирование и говорение, чтение и говорение и т.д.) и общей языковой (коммуникативной) компетенции. Контроль должен соответствовать определённым качественным характеристикам, должен быть надёжным, дифференцированным, рационально организованным с грамотно поставленными задачами, приёмы контроля должны соответствовать приёмам обучения. Объектом контроля являются все виды речевой деятельности, лексические, грамматические знания и навыки учащихся, образовательные и воспитательно-развивающие. Следовательно, разнообразие приёмов контроля выражено через тестирование, контрольные работы по всем видам речевой деятельности, лексические диктанты, защиту проектов и рефератов и т.д.
Контроль строиться на основе требований к знаниям учащихся Образовательного стандарта по иностранным языкам
РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ
Результаты обучения английскому языку в классе ускоренного обучения соответствуют федеральному компоненту государственного стандарта, которые изложены в разделе “Требования к уровню подготовки выпускников”. Данные требования направлены на реализацию деятельностного, личностно-ориентированного, коммуникативно-когнитивного и социокультурного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни и значимыми для социальной адаптации личности, её приобщения к ценностям мировой культуры.