Цели:
Образовательные:
- систематизировать и обобщить знания о рациональных числах, продемонстрировать возможность интегрирования математики с экономикой на примере решения текстовых задач, совершенствовать вычислительные навыки учащихся.
Воспитательные:
- развитие социального интеллекта, формирование умения оперировать экономическими терминами, анализировать, делать выводы, развивать умение работать в группе.
Развивающие:
- приобретение навыков самостоятельной работы с печатными изданиями (газетой), умение видеть проблему и наметить пути ее решения, развитие интереса к предмету.
Оборудование:
- плакаты с домашним заданием учащихся (доходы и расходы семьи, составленные текстовые задачи),
- мультимедийный проектор,
- ПК,
- экран,
- слайды.
План урока
- Организационный момент.
- Проверка домашнего задания
- Фронтальный опрос.
- Блиц-опрос на карточках по вариантам.
- Решение текстовых задач в группах.
- Выводы учащихся.
- Итог урока.
- Домашнее задание.
Ход урока
1. Организационный момент. Ребята! Сегодня мы завершаем изучение темы "Рациональные числа" решением тех задач, которые вы составили дома, возможно с помощью родителей. Эти задачи помогут понять, как можно сэкономить бюджет семьи и чем вы можете помочь своим родителям. Класс заранее разделен на группы - семьи с соответствующими фамилиями: семья Электриковых, Водяных, Денежкиных. 2. Проверка домашнего задания. 3. Фронтальный опрос. А)Дать определение отношения. Б) Дать определение пропорции. В) Сформулировать основное свойство пропорции. Г) Вспомнить правило округления чисел до целых. Д) Какие числа называются рациональными? Е) Какими числами являются сумма, разность, произведение рациональных чисел? Ж) Всегда ли частное двух рациональных чисел является рациональным числом? Дома вы составляли таблицу доходов и расходов семьи. З) Что такое доходы? И) дать определение расходов. К) Из чего складывается доход семьи? Л) Дать определение заработной платы. М) Что такое бюджет семьи? Н) Сегодня мы рассмотрим только одну часть расходов - расходов на коммунальные услуги. На какие услуги используется часть семейного бюджета? Вы разделились условно на 3 семьи. Вам предлагается решить по 3 задачи и сделать экономический вывод. 4. Блиц-опрос на карточках по вариантам. 5. Решение текстовых задач в группах - семьях. Семья Электриковых Задача №1. С 1 января 2008 года плата за электроэнергию повысилась с 1,47р. до 1,66р. На сколько процентов повысилась плата за электроэнергию? Результат округлите до целых. Задача №2. Обычная лампа накаливания потребляет электроэнергии 100 Ватт/час, а энергосберегающая лампа - 20 Ватт/час. Во сколько раз энергосберегающая лампа экономичнее обычной лампы накаливания? Сколько рублей в месяц составит экономия, если лампа будет работать 7 часов в сутки? (стоимость электроэнергии в квартире с электрической плитой составляет 1,66 р. за кВт) Киловатт - ед. измерения электроэнергии, с которой в повседневной жизни вы встречаетесь, когда родители снимают показания счетчика. А с научным определением вы встретитесь в курсе 8кл. по физике. Задача №3. Как вы можете помочь сэкономить бюджет семьи?
Семья Водяных Задача №1. Плата за холодную воду составляет 81,84 руб., за горячую - 272,9 руб. в месяц с человека. Сколько руб. в месяц заплатит за воду семья из 4-х человек? Задача №2. Семья из 4-х человек, в квартире в которой установлены приборы учета воды, в месяц платит за воду 894,54 руб. Сколько процентов составит экономия семьи, если без приборов учета за это же количество воды придется заплатить 1418,96 руб. Результат округлить до целых. Задача №3. Как семья может сэкономить свой бюджет на водоснабжении? Вода, которую вы потребляете, является благом даровым или экономическим? Приведите пример даровой воды
Семья Денежкиных Задача №1. Предприятие разместило в банке 5 млн. руб. под 8% годовых. Какая сумма будет на счету предприятия через год? Задача №2. Банковский вклад в мае увеличился на 10%, а в июне уменьшился на 10%, после чего на счету оказалось 10 890 руб. Найдите сумму вклада на конец апреля. Сформулируйте правило нахождения дроби от числа. Задача №3. Как семье сохранить и увеличить свой банковский вклад? |
Учащиеся показывают составленные дома
задачи. А) Частное двух чисел называется отношением. Б) Равенство двух отношений называется пропорцией. В) В верной пропорции произведение крайних членов равно произведению средних. Г) Если в разряде десятых стоят цифры от 0 до 4, то единицы остаются без изменения, если первая из отбрасываемых цифр равна 5 - 9, то к разряду единиц прибавляется 1. Д) Число, которое можно записать в виде отношения a/n, где a - целое число, n - натуральное число, называют рациональным числом. Е) Сумма, разность и произведение рациональных чисел тоже рациональное число. Ж) Если делитель отличен от нуля, то частное двух рациональных чисел тоже рациональное число. З) Доходы - деньги, заработанные людьми своим трудом и предназначенные для покупки товаров, услуг и накоплений. И) Расходы - использование денег для их обмена на товары и услуги, т.е. для покупок? К) Из зарплаты, пенсии, пособия на детей и т.д. Л) Заработная плата плата работнику за использование его времени, сил и умений, затраченных на выполнение работы. М) Бюджет - это план доходов и расходов. Н) Квартплата, телефон, электроэнергия, газ, отопление, горячее/холодное водоснабжение. См. слайды Задача №1 1,47 р. - 100% 1,66 р. - х% 1,47 / 1,66 = 100 / х х = 112,925: 113% - 100% = 13% Ответ: плата за электроэнергию повысилась на 13%. Задача №2. 100 * 7 = 700 (Вт) - за 7 ч/сутки потребляет обычная лампа 20 * 7 = 140 (Вт) - за 7 ч/сутки потребляет энергосберегающая лампа 700 * 30 = 21000 (Вт) = 21 (кВт) - в месяц потребляет обычная лампа 140 * 30 = 4200 (Вт) = 4,2 (кВт) - потребляет в месяц энергосберегающая лампа 1,66 * 21 = 31,86 (руб.) - нужно заплатить за месяц при использовании обычной лампы 1,66 * 4,2 = 6,97 (руб.) - нужно заплатить за месяц при использовании энергосберегающей лампы 31,86 - 6,92 = 24,94 (руб.) Ответ: 24,94 руб. составит экономия от использования 1 энергосберегающей лампы. Задача №3. - Выключать свет, если не находимся в комнате. - Выключать TV, если его никто не смотрит и т.д. Задача №1. 81,84 + 272,9 = 354,74 (руб.) - в месяц составит плата за одного человека 354,74 * 4 = 1418,96 (руб.) - в месяц заплатит за воду семья из 4-х человек. Ответ: 1418,96 руб. Задача №2. 1418,96 - 894,54 = 524,42 (руб.) - составит разница оплаты 894,54 руб. - 100% 1418,96 руб. - х% х = 158,62454 х 159 3) 159% - 100% = 59% Ответ: 59% - составит экономия семьи. Задача №3. - поставить приборы учета воды; - следить, чтоб из кранов не капала вода; - экономить воду, не лить без дела. - экономическим, потому что : - дождь Задача №1. 5 млн. руб. - 100% х млн. руб. - 8% 5 / х = 100 / 8 х = 0,4 2) 5 + 0,4 = 5,4 (млн. руб.) - будет на счету предприятия через год Ответ: 5,4 млн. руб. Задача №2. Пусть х - сумма вклада на конец апреля. Вклад в мае - 1,1х руб. Вклад в июне - 0,9 * 1,1х руб. Зная, что в июне вклад составил 10 890 руб., получим уравнение: 0,9 * 1,1х = 10 890 0,99х = 10 890 х = 11 000 Ответ: 11 000 руб. составила сума вклада на конец апреля. Чтобы найти дробь от числа, нужно умножить число на эту дробь. Задача №3. - для хранения денег выбирать надежные банки; - желательно средства вкладывать в разные банки в разных валютах. |
Какие экономические понятия
встретились вам в условиях задач? - Плата - это денежное средство, которое надлежит уплачивать за приобретенные товары, используемые ресурсы, предоставленный кредит, в виде установленных законом взносов в форме расчета по обязательствам. - Процент - в математике - сотая часть; в экономике - плата за кредит, цена за использование заемных средств. - Услуга - это деятельность, результаты которой удовлетворяют те или иные потребности людей или общества в целом. - К услугам относятся: обучение, лечение, уход за детьми, бытовое, коммунальное обслуживание, транспортное обслуживание и т.д. - Предприятие - самостоятельно хозяйствующий субъект, преследующий коммерческие цели при производстве продукции, выполнении работ и оказании услуг. - Банк - финансово-кредитное учреждение, функциями которого является накопление денежных средств, осуществление денежных расчетов, эмиссия (выпуск) ценных бумаг и кредитование путем предоставления различного рода ссуд. - выключать свет в коридорах со звонком на урок; - закрывать краны с водой; - не портить школьную мебель, тогда она дольше прослужит; - не рисовать на стенах; - и т.д. - отношения; - пропорции; - округление чисел; - действия с рациональными числами; - проценты. Итог урока: Сегодня мы беседовали об экономии бюджета семьи. Наша школа тоже является одной большой семьей и мы с вами можем помочь своей большой семье сэкономить бюджет. Задумайтесь, как это сделать? Какие темы мы повторили по математике? Обучаясь в школе, вы участвуете в ее экономике. Школа помогает вам в учебе, а вы можете помочь школе справляться с экономическими проблемами. Если в этой маленькой экономической стране живут добропорядочные граждане, которые ответственно выполняют свои обязанности, экономика такой страны будет процветать, а ее учащиеся получат от этого пользу и удовольствие. |
Домашнее задание: Составить задачи на расчет заработной платы, налогов и т.д.
Литература:
- Математика 6. Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, А.С. Чесноков, С.И. Шварцбурд. Изд-во: "Мнемозина". 2004г.
- Сборник для подготовки и проведения экзамена за курс основной школы. Л.Кузнецова. Изд-во: "Просвещение". 2005г.
- Экономика. Популярный словарик. Составитель Е.Л. Елховский. Изд-во: "Академия". 1997г.
- Школьный справочник. Экономика. А.И. Василевский. Ярославль. Изд-во: "Академия развития". 1997г.
4. Блиц-опрос на карточках с взаимопроверкой по вариантам. (3 мин.)
Учащиеся отвечают на вопросы, меняются заданиями с соседом по парте и проверяют решение, сопоставляя полученные результаты с эталоном на слайде.
Вариант I.
Решите уравнение:
7х + 14 = 0
7х = -14
х = -2
Ответ: -2.
Является ли линейным уравнение в задании №1?
Ответ: да.
Решите уравнение:
5у = 3у + 16
5у - 3у = 16
2у = 16
у = 8
Ответ: 8.
Изменятся ли корни уравнения, если к обеим его частям прибавить одно и то же число?
Ответ: не изменятся.
Верно ли высказывание (ответьте "да" или "нет"):
Решить уравнение - значит найти все его корни или убедиться, что корней нет. Ответ: да.
Вариант II.
Решите уравнение:
а / 5 = 12 / 60
60а = 12 * 5
60а = 60
а= 1
Ответ: 1.
Является ли линейным уравнение в задании №1?
Ответ: нет.
Решите уравнение:
3у - 4 = 8
3у = 12
у = 4
Ответ: 4.
Изменятся ли корни уравнения, если обе его части умножить на одно и то же число, не равное 0?
Ответ: не изменятся.
Верно ли высказывание (ответьте "да" или "нет"):
Корень уравнения (2-х) / 9 = 2/3 равен 1. Ответ: нет.