Тип урока: Комбинированный.
Цель урока: Расширить кругозор, познакомить с символикой в орнаменте русской вышивки.
Задачи:
- Значение вышивки в русском укладе. Использование славянских символов в вышивке их значение.
- Развитие образного мышления, художественного вкуса, навыков культуры труда, самостоятельности.
- Воспитание аккуратности и эстетического вкуса.
Оснащение урока: Мультимедийный проектор, компьютер, магнитная доска, иллюстрации с изображением вышитых изделий, рисунки вышивок, вышитые работы, презентация в формате PowerPoint (Приложение 1).
У ученика: тетрадь, карандаш, двойной лист в клетку.
Ход урока:
Организационный момент:
- Приветствие.
- Проверка готовности к уроку.
- Сообщение темы и целей урока.
- Проверить отсутствующих в классе.
Основная часть:
1. Беседа.
(По ходу урока дети делают записи в рабочую тетрадь).
На предыдущих уроках вы познакомились с различными ручными швами и стежками, которые используются в вышивке.
Посмотрите, пожалуйста, на рисунки, расположенные на доске
Вопрос: Где-нибудь вы видели такие рисунки?
А что на них изображено?
Сегодня на уроке мы познакомимся с символикой в орнаменте русской вышивки.
«Орнамент – это музыка… Ряды его линий в чудеснейших и весьма тонких распределениях похожи на мелодию какой-то одной вечной песни перед мирозданием…Люди должны научится читать забытые ими знаки», С. Есенин «Ключи Марии».
Запись в тетради темы урока «Символика орнамента в русской вышивки».
Вопрос: Какие слова вам не знакомы?
Символ, орнамент.
Вопрос: А какими символами мы пользуемся в нашей жизни?
Запись в тетради.
Символ ~ опознавательный знак.
Орнамент ~ узор, состоящий из чередующихся элементов для украшения чего-либо.
2. Исторические сведения.
Искусство вышивки на Руси известно с глубокой древности. Все, что окружало человека в каждодневном быту, было заботливо украшено трудолюбивыми крестьянскими руками.
С древнейших времен почитали на Руси умение создавать на ткани дивные шитые узоры. Занимались этим искусством на протяжении многих веков женщины любого возраста и сословия.
Учиться вышивать начинали с 7-8 лет и уже с детства готовили себе приданое. Вышивать начинали, когда позади было прядение, ткачество и наступала пора долгих и светлых дней. Это время прилета птиц, которые, как верили, приносили тепло летушко, а с ним и новый урожай – основа и благополучие крестьянской семьи.
Узоры, которыми мастерицы расшивали свои изделия, были унаследованы ими от предшественниц. Из поколения в поколение передавались и приемы мастерства, и художественные особенности древних вышивок. Конечно, вышивальщицы не повторяли автоматически одно и то же на протяжении столетий. Каждая из них дополняла полученные от старшего поколения навыки и сведения чем-то своим. Но традиция при этом не разрушалась. Бережное сохранение достижений прошлого – один из основных принципов народного искусства.
В вышивках воплощались древние народные символы и обряды.
Солнце, по народным представлениям праведное и чистое, противопоставлялось всему злому, нечистому. Оно почиталось как источник жизни, обладающей великой очистительной и охранительной силой. К нему обращались с молитвами о плодородии и благоденствии. Изображалось оно окружностью, цветком.
Но, так как вышивали в основном по счету нитей, оно изменило форму на косой крест с загнутыми концами – солярный знак и означало солнцеворот (смену дня и ночи, времен года). (Показ на рисунках) Это символ присутствовал почти на всех вышивках, полотенцах, рубахах, головных уборах.
Земля, в представление русских крестьян, наделялась человеческими чертами. Обращаясь к ней, они говорили: «Кормилица – мать-сыра Земля». Почиталась она в неразрывной связи с водой и растительностью. Изображали ее в виде женской фигуры с птицами в поднятых руках, внутри которой произрастало дерево, а у ног или по краю одежды проходила зубчатая линия, изображающая воду.
Хранителем домашнего очага считался конь, воспринимаемый как самое сильное домашнее животное. По древней легенде коню отводилась почетная роль учувствовать в передвижение солнца по небу, которое днем мчится в колеснице, запряженной златокудрыми конями, а ночью плывет по синему морю в ладье, влекомой гусями-лебедями. Фигуры коней и ладьи изображались на подзорах и полотенцах. Часто модно было увидеть коней и птиц по сторонам цветущего древа.
Дерево – один из древнейших символов, Древо жизни, так представляли предки вселенную. Они думали, что на небе есть райские сады, и растет там чудо-дерево с волшебными плодами. Древо жизни, дерево, рождающее новую жизнь, было символом жизни, единства рода, его продолжением и благополучием. (Просмотр изображений)
Животворящая сила воды, питающей Землю, изображалось в виде водоплавающих сил, а сами воды – в виде зигзагообразных полосок.
Вопрос: Какие основные цвета преобладают в вышивках?
красный, белый
В языке народной символики цвету принадлежит, чуть ли не самая главная роль.
Белый цвет связывался с представлением о свете и небе, вселенная представлялась озаренной небесным светом (светить, сиять, блестеть). Белый цвет почитался как символ красоты, а источником красоты и жизни почитался свет – огонь.
Славяне почитали огонь началом высшей животворящей и самой жизни. Красный цвет – символ огня – в народном представлении благовидный, прекрасный, красивый (красно-солнышко, красна-девица).
3. Работа в тетради
В тетрадь запись и зарисовка основных символов:
Солнце – источник жизни, обладающий живительной силой.
Земля – изображение женской фигуры, матери-Земли.
Птицы – спутники солнца, символ добра, любви, мира, согласия в доме.
Конь – оберег домашнего очага, символ добр
Древо – символ жизни, единства рода.
Вода– живительная сила.
Огонь – очистительная сила.
Прослушивание грамзаписи (народные мотивы).
Девочки рисуют символы на листах бумаги.
В конце урока все прикрепляют рисунки на доску, и проходит анализ работ с выявлением лучших.
Работы оцениваются самими детьми.
Домашнее задание.
Закончить работу, начатую на уроке по составлению рисунка для вышивки на фартук.