Формирование навыков выразительного чтения как средство развития коммуникативных способностей учащихся

Разделы: Начальная школа


Хорошее владение чтением в начальных классах основа для дальнейшей успешной учебы. Основное условие обучения родному языку в начальных классах – это обучение чтению. Поэтому мне хотелось бы поделиться опытом работы по формированию навыков выразительного чтения через дифференцированную работу на уроке.

Первой, наиболее доступной для детей формой восприятия художественного произведения является слушание выразительного чтения и рассказывания учителя. Известный талантливый советский ученый-педагог М.А. Рыбникова считала, что «выразительное чтение – это… первая и основная форма конкретного, наглядного учения литературе…».

Слушая выразительное чтение, дети получают возможность проникнуть в самую суть произведения, учатся понимать внутренний мир героев. При чтении учителем вслух дети воспринимают произведение через истолкование текста. Чтец не бывает равнодушным к тому, о чем читает. Он ведет слушателей за собой; силой своего умения, воли, посредством художественного слова он воздействует на слушателей, вызывая искренние чувства, настоящую взволнованность, желание наказать виновного, защитить слабого, укрыть от врагов беззащитного. Эту силу воздействия живого слова преподаватель использует в своей работе на уроках и во внеурочной деятельности.

При осуществлении работы над выразительным чтением младших школьников, устанавливаются следующие задачи:

  • каждый ученик начальной школы должен овладеть прочным и полноценным навыком чтения;
  • активизировать творческую и поисковую деятельность;
  • развивать такие качества, как сознательность, беглость, правильность и выразительность чтения;
  • учить составлять собственные тексты при пересказе;
  • обеспечить познавательную самостоятельность.

Начиная работать по программе развивающего обучения «Начальная школа XXI века» под редакцией Н.Ф. Виноградовой, которая предусматривает личностно-ориентированный и дифференцированный подход в обучении, перед каждым ребенком стоит очень сложная задача – овладеть письменной речью, возникающей на базе устной речи, выразительным чтением и представляющей собой более высокий этап речевого развития.

Работа над выразительным чтением делится на пять этапов. Но вначале, в сентябре, осуществляется деление класса на группы. В связи с этим проводится психолого-педагогическое обследование. На этом этапе выявляются дети, составляющие «группу риска неготовности» к школьному обучению. Целенаправленная работа родителей и учителей с детьми этой группы дает возможность коррекции развития школьно-необходимых функций. Оценка психосоциальной зрелости по тестовой беседе. Беседа позволяет собрать сведения о запасе представлений ребенка и его умения ориентироваться в окружающем мире. В беседе 22 вопроса, каждый верный ответ оценивается в один балл.

Вопросы к беседе.

  1. Назови свою фамилию, имя, отчество.
  2. Назови фамилию, имя, отчество папы и мамы.
  3. Ты девочка или мальчик? Кем ты будешь, когда вырастишь: тетей или дядей?
  4. У тебя есть брат (сестра), кто старше?
  5. Сколько тебе лет? А сколько будет через год, через два года?
  6. Сейчас утро, день или вечер?
  7. Когда ты завтракаешь – вечером или утром? Обедаешь – утром или днем? Что бывает раньше – обед или ужин?
  8. Где ты живешь? Назови свой домашний адрес.
  9. Кем работает твой отец?
  10. Ты любишь рисовать? Какого цвета этот карандаш?
  11. Какое сейчас время года – зима, весна, лето, осень? Почему ты так считаешь?
  12. Когда можно кататься на санках: зимой или летом?
  13. Почему снег бывает зимой, а не летом?
  14. Что делают почтальон, врач, учитель?
  15. Зачем нужны в школе звонок, парта, портфель?
  16. Тебе хочется ходить в школу?
  17. Какую руку поднимают ученики в школе, когда хотят ответить?
  18. Покажи правый глаз; левое ухо. Для чего нужны глаза, уши?
  19. Каких животных ты знаешь? Каких птиц?
  20. Кто больше: корова или коза? Птица или пчелка? У кого больше ног: у собаки или петуха?
  21. Что больше 8 или 5, 5 или 3? Посчитай от 6 до 9, от 5 до 3.
  22. Что нужно сделать, если нечаянно сломал чужую вещь?

Итак, «школьно-зрелый» - 22 балла и выше, «средне-зрелый» - 19 баллов и выше, «незрелый» - 14 баллов. Давая заключение, не следует забывать, что беседа, как и любой лабораторный метод изучения ребенка, является вспомогательным методом. В дальнейшем работа над чтением осуществляется исходя их особенностей каждой группы.

И теперь я предлагаю рассмотреть пять этапов работы над выразительным чтением на протяжении четырех лет обучения.

I этап. В первом классе на протяжении первых четырех месяцев применяются игровые упражнения для развития речи и выразительного чтения. Игровые упражнения распределены по степени сложности: простые задания, средние и сложные.

  1. Правильное распределение дыхания.
    Упражнение 1 (простое)
    Работа над скороговоркой.
    Упражнение 2 (среднее)
    Работа со стихотворением (чтение строф, распределяя дыхание).
    Упражнение 3 (сложной)
    Развитие техники чтения.
  2. Каждое слово должно произноситься ясно и четко – следить за дикцией.
    - Упражнения в произношении гласных звуков.
    - Упражнения в произношении согласных звуков.
    - Упражнение на счет гласных и согласных.
    - Упражнение в чтении коротких текстов.
    - Упражнения с текстами скороговорок, чистоговорок с целью выработки навыков.
    - Чтение дикционно трудных слов.

II этап. Коллективная запись в школьную и поселковую библиотеки со второго полугодия первого класса. В этот период очень важно создать моральный стимул к чтению вместе с семьей. Заводится читательский дневник, разлинованный по графам:

Дата

Сколько строк или страниц прочитал

Подпись родителей

Оценка учителя

Дневник заполняется дома родителями. На дом даю каждый раз прочитать самостоятельно сначала несколько строк, затем треть страницы, полстраницы или целую страницу. Какой текст читать – дети и родители выбирают сами. Родители слушают чтение текста, указывают в дневнике объем прочитанного и ставят свою подпись. Ответственность ребенка в таком случае повышается. Постепенно без принуждения приучаю детей следить за смыслом прочитанного. Например, я спрашиваю: «Кому дать слово? Кто хочет сообщить о самом интересном, что он узнал при чтении?» Говорят только хорошо читающие. Но постепенно в эту работу включаются все дети. Этим самым дети развивают речь, читают наиболее осмысленно.

III этап. На протяжении второго класса происходит работа с «коллективками». На первом родительском собрании заготовили небольшие по объему, нетрудные для чтения тексты на карточках, вырезанные из детских зачитанных старых книг или журналов, которыми я пользуюсь в дальнейшем для организации групповой работы. Каждый ученик читает свой текст шепотом. Затем друг другу рассказывают прочитанное. Уже после месяца такой работы дети сразу могут прочитать небольшой текст и правильно передать прочитанное.

С этого момента на каждом уроке чтения вводятся читательские пятиминутки.

IV этап. Во 2 – 4 классах идет работа над развитие техники чтения и выразительного чтения.

Виды упражнений:

  1. Прослушивание чтения.
  2. Чтение за диктором.
  3. Чтение в паре.
  4. Пересказ с опорой на текст.
  5. Многократное чтение.
  6. Убыстрение темпа чтения.
  7. Переход на незнакомый текст.
  8. Чтение с отрывом взгляда от текста.

V этап. 2 – 4 класс «Виды работы с текстом». К тексту на уроке возвращаюсь несколько раз, давая все новое задание.

Виды работы с текстом:

Для сильных учащихся — курсивом.

Для средних учащихся - подчеркиванием.

Для слабых учащихся - без начертания.

  1. Чтение, деление на части. Составление плана.
  2. Чтение по готовому тану.
  3. Чтение учеником нового текста, заранее подготовленного дома.
  4. Чтение с сокращением текста (дети убирают предложение или слова, которые можно опустить). Подготовка к сжатому пересказу.
  5. Чтение с самого красивого места в рассказе или стихотворении.
  6. Нахождение по данному началу или концу предложения всего предложения.
  7. Чтение «выше нормы».
  8. Чтение отрывками, к которому можно подобрать пословицу.
  9. Нахождение предложения, с помощью которого можно исправить допущенную ошибку.
  10. Чтение, составление сценария для фильма (кратко, подробно).
  11. Нахождение в тексте 3-5 выводов.
  12. Установление путём чтения причинно-следственных связей.
  13. Чтение по ролям диалога, исключая слова автора.
  14. Чтение, пересказ прочитанного с помощью жестов, мимики, позы.
  15. «Живая картинка» (Один читает, другой мимикой лица реагирует на услышанное).
  16. Нахождение и чтение образных слов и написаний.
  17. Чтение стихотворения, расстановка пауз.
  18. Кто быстрее найдёт в тексте слово, на заданное учителем (учеником) правило.
  19. Нахождение предложения (отрывка), которое мог бы прочитать вот этот человечек:
  20. Нахождение отрывка, который нужно прочитать презрительно, строго, с мольбой, с досадой, возмущением, насмешкой, радостью, весело, печально.
  21. Нахождение двух, трёх, четырёх сложных слов.
  22. Нахождение в рассказе и чтение сочетаний: а) сущ. плюс прилаг; б) сущ. плюс глагол; в) местоимение плюс глагол.
  23. Нахождение и чтение слов и выражений, с помощью которых можно нарисовать устный портрет.
  24. Нахождение чтения слов и выражений, которые можно использовать при написании сочинения.
  25. Чтение с выписыванием слов для практического словаря, например к теме «Осень», «Зима» и т.д.
  26. Чтение, нахождение отрывка к рисунку.
  27. Чтение, ответы на вопросы.
  28. Нахождение в тексте отрывка, который поможет ответить на вопрос.
  29. Нахождение предложения или отрывка, отражающего главную мысль рассказа.
  30. Чтение, нахождение предложения, которое стало поговоркой (для басни).
  31. Чтение, подборка звукового оформления «фильма».
  32. Беседа с сопровождением выборочного текста.
  33. Высказывание своих непосредственных суждений о прослушанном после чтения учителем или учеником.
  34. Чтение, рассказ о том, чем понравилось произведение, что запомнилось.
  35. Чтение названия рассказа. Как ещё можно назвать?
  36. Чтение по ролям.
  37. Конкурсное чтение стихотворений.
  38. Нахождение и чтение слов, предложений, которые читаются громко, тихо, быстро, медленно.
  39. Чтения стихотворения цепочкой, заканчивая каждый раз на паузах.
  40. Чтение отрывка текста с распространением предложений о нем.
  41. Нахождение в рассказе самого длинного слова.
  42. Чтение, памятка непонятных слов.
  43. Нахождение и чтение текста слов, близких по значению данным (данные слова записаны на доске).
  44. Чтение слов, которым даны сноски.
  45. Чтение всего текста (по заданию учителя).
  46. Чтение, после чтения пересказывание.
  47. Чтение цепочкой по предложению.
  48. Чтение цепочкой по абзацу.
  49. Чтение в полголоса.
  50. Чтение и установление, что правдиво, а что вымышлено (для сказки).
  51. Нахождение и чтение предложения с восклицательным знаком, ? знаком, запятой, многоточием.
  52. Нахождение и чтение слов с логическим ударением.
  53. Выразительное чтение отрывка рассказа (стихотворения) по собственному выбору.
  54. Вычисление слова и рассказа по предложенной схеме:
    ... чн ....... жи ... и т.д.
  55. Чтение слабочитающими учениками с предварительной разбивкой их на слоги.
  56. Комбинированное чтение (учитель - учащийся хором).

Регулярно применяю памятку выразительного чтения при изучении стихотворений.

Правила выразительного чтения.

  1. Читайте медленно. Помните: ни один художник не рисует картину со скоростью машины.
  2. После каждой строчки надо обязательно делать короткую остановку – паузу, независимо от того, есть ли в конце строки знак препинания.
  3. Постарайтесь прочитать так, чтобы передать настроение автора и одновременно выразить свои чувства.

В заключение хотелось бы сказать, что учащиеся не научатся выразительно читать, если не услышат примеров чтения со стороны старших, поэтому я часто читаю вслух. Стараюсь эмоционально передать смысл прочитанного, практикую чтение в лицах, организовываю коллективное чтение. У детей постепенно вырабатывается коллективная оценка, происходят значительные изменения в развитии познавательных процессов, формируется логическое мышление и, в конечном итоге, развитие коммуникативных способностей решает проблему адаптации в обществе.