Современное общество пытается навести порядок во всех сферах жизни. Успех проводимых реформ во многом зависит от отдельной личности, ее жизненной позиции, порядочности, ответственности как за свою судьбу, так и за судьбу страны в целом. В обществе востребован человек, способный быстро ориентироваться в сложившейся ситуации, творчески подходить к решению возникающих проблем, понимающий меру ответственности за свои решения, нравственно здоровый, эстетически просвещенный, культурный. От него сегодня требуется многое, в том числе и знание правил этикетного поведения, умение общаться.
Как отмечал И.Кант: “…человек имеет склонность общаться с себе подобными, ибо в таком состоянии он больше чувствует себя человеком, то есть чувствует развитие своих природных задатков”. А. де Сент-Экзюпери говорил о “роскоши человеческого общения”. В современном мире общение, основанное на уважении друг к другу, не только потребность, “роскошь”, но и необходимость.
В нашем многонациональном государстве русский язык, являясь языком русского народа, стал в то же время языком межнационального общения. Это государственный язык Российской Федерации, один из мировых языков. Эти общественные функции языка подготовлены всем ходом исторического развития. Естественно, что в наши дни особенно широко ставится задача изучения и научной нормализации русского языка, повышения культуры устной и письменной речи. Культура русской речи – одна из важных составляющих культуры личности, показатель уровня образованности и общей культуры. “Границы моего языка означают границы моего мышления”, - писал Л.Витгенштейн.
Мы постоянно сталкиваемся и в школе на уроках, и в общении между собой, и на страницах газет и журналов с требованиями культуры речи, соблюдением норм литературного языка, часто слышим споры о языке. То, что “непривычно” и “ново” в речи для одного, может быть естественно возможным для другого. Человеку, стремящемуся к овладению речевой культурой, конечно, не обязательно, как ученому, знать в деталях основы “специальных” языковедческих наук: фонетики, морфемики, морфологии, синтаксиса, лексикологии и других. Но есть целый ряд проблем в общей науке о языке, который, конечно, должен быть знаком самому широкому людей. Ведь неправильную речь или трудно понять, или можно понять ошибочно. А неправильно поймешь – неправильно и поступишь. Значит культура речи не личное дело каждого из нас, а общественная потребность и необходимость.
Задача воспитания навыков культуры речи у учащихся – одна из серьезных задач, стоящих перед школой.
В связи с этим в процессе преподавания школьных предметов, в частности русского языка, особое внимание следует уделять развитию системы личностных качеств учащихся: культуры мышления, речи, поведения, эрудиции.
Справедливо говорится и повторяется, что “язык – это орудие культуры”. А овладение культурой, всеми знаниями, которые выработало человечество, – это насущная задача, острая необходимость для каждого человека.
Тема мероприятия: Этикет как ценность культуры.
Цели мероприятия:
- Повторить определение понятий: “текст”, “объявление”, “общение”, “адресант”, “адресат”, “комплимент”; средства общения (язык, жесты, мимика, телодвижения), речевые этикетные формулы.
- Приобщить учащихся к культуре речи и поведения.
- Развить творческие, артистические способности учащихся.
Подготовка учащихся к мероприятию.
Предварительно были отрепетированы с учащимися небольшие сценки, которые затем были поставлены на внеклассном мероприятии.
Ход мероприятия
I. - Здравствуйте, ребята! Сегодняшнее внеклассное мероприятие, которое называется “Этикет как ценность культуры”, мы проведем в нестандартной форме – театрализованной. Вы должны будете показать свои знания, полученные на предыдущих уроках русского языка, риторики, проявить актерские способности. А для этого каждый из вас примет участие в постановке небольших сценок. А товарищи, внимательно посмотрев выступления, ответят на вопросы, касающиеся сценок.
Человек живет среди людей. Разнообразные формы общения пронизывают его каждодневное бытие. В течение тысячелетий люди искали такие способы организации отношений, которые способствовали бы достижению согласия и взаимопонимания в обществе. Одними из них и были правила и нормы этикета, зародившиеся еще в глубокой древности и ставшие в дальнейшем надежным средством диалога в процессе общения.
II. У многих из вас дома живут различные животные: собаки, кошки, попугаи, хомяки, черепахи. Оказывается, они тоже умеют разговаривать друг с другом. Давайте заглянем в одну из городских квартир и послушаем разговор двух собак.
Сценка № 1.
Дворовый пёс Бобик попал в гости к домашнему Барбосу:
- А что это за штука у Вас на стене висит? Всё тик-так, да тик-так, а внизу болтается.
- Это часы, - ответил Барбос. – Разве ты часов никогда не видел?
- Нет, а для чего они?
Барбос и сам толком не знал, для чего часы, но все-таки принялся объяснять:
- Ну, это такая штука, понимаешь… часы… они ходят…
- Как ходят? – удивился Бобик. – У них ведь ног нету!
- Ну, понимаешь, это только так говорится, что ходят, а на самом деле они просто стучат, а потом начинают бить.
- Ого! Они ещё и дерутся? – испугался Бобик.
- Да нет! Как они могут драться!
- Ты же сам – бить!
- Бить – это значит звонить: бом-бом!
- А, ну так бы и говорил!
(Н. Носов)
- Состоялось ли общение между героями? (Да.)
- Что мы называем общением?
- Как можно назвать того, кто слушает, получает информацию? (Адресат.)
- Как называют того, кто говорит, отправляет, передаёт информацию? (Адресант.)
- Эти слова подчёркивают, что в общении участвуют хотя бы двое. Как называют тех, кто общается одним словом? (Партнёры, собеседники, коммуниканты.)
- Какие средства общения использует человек? (Язык, жесты, мимику, пантомимику.)
Посмотрите сценку “Котята” и определите, при помощи каких средств произошло общение между героями.
Сценка № 2.
Котята.
Два маленьких котёнка поссорились в углу.
Сердитая хозяйка взяла свою метлу.
И вымела из кухни дерущихся котят,
Не справившись при этом, кто прав, кто виноват.
А дело было ночью, зимою в январе.
Два маленьких котёнка озябли во дворе.
Легли они, свернувшись, на камень у крыльца,
Носы уткнули в лапки и стали ждать конца.
Но сжалилась хозяйка и отворила дверь.
“Ну что, - она спросила, - не ссоритесь теперь?”
Прошли они тихонько в свой угол на ночлег.
Со шкурки отряхнули холодный, мокрый снег.
И оба перед печкой заснули сладким сном.
А вьюга до рассвета шумела за окном.
- Назовите основное средство общения. (Язык.)
- Что может сказать о человеке его язык, речь?
- Действительно, речь человека - это его “визитная карточка”, его “языковой паспорт”. По этой визитке составляется впечатление о человеке.
Посмотрим сценку из школьной жизни.
Сценка № 3.
Случилось это на первом уроке. Новенький стоял возле стола Зинаиды Антоновны, переминался с ноги на ногу и краснел, как все новенькие, а мы смотрели на него и радовались, что на урок остаётся меньше времени.
- Где ты учился, Серёжа Ёлкин? – спросила Зинаида Антоновна.
- Теперя? В этом году?
- Ну, разумеется.
- Теперя в 35 школе.
- А раньше?
- Раньше… Начал в 147, а ещё первее – в 549. В классе сделалось совсем тихо.
- Садись вон туда. - Зинаида Антоновна кивнула в сторону Люси Булочкиной.
- Я не хочу сидеть с двоечником, - обиженно заявила Люся…
(По А. Минчковскому.)
- Почему Люся подумала, что новенький – двоечник? (Сергей допустил ошибки в речи.)
- Какие нарушения норм (ошибки) допустил новенький? (Теперя, начал, первее.)
- В разных ситуациях общения мы используем речевые этикетные формулы. Приведите примеры речевых этикетных формул приветствия, прощания, извинения, просьбы.
Посмотрите сценку, назовите, какие речевые этикетные формулы будет использовать герой.
Сценка № 4.
- Знаешь, мама, чего мне хочется сильнее всего?
- Ну-ну? – рассеянно отозвалась мама.
- Мне так хочется щенка…
- Мама только вздохнула. Опять Малыш заговорил о своей собаке…
- Мамочка, подари мне щенка, ну пожалуйста…
- А по-моему, Малыш, тебе уже пора одеваться и завтракать, иначе опоздаешь в школу.
- Ясно! Как только я о собаке, ты - про школу. – Малыш огорчённо махнул рукой и отправился умываться.
(По А. Линдгрен.)
- О чём просит Малыш?
- Какие речевые этикетные формулы использовал мальчик?
- Дала ли мама согласие исполнить просьбу Малыша?
- Как можно было ему отказать, чтобы он меньше огорчился?
Нужно быть внимательным в общении с собеседником, уметь использовать в речи вежливые слова. Но человек должен проявлять культуру не только в общении, но и в поведении. Давайте заглянем в квартиру, где живёт семья Власовых.
Сценка № 5.
Я ел рассольник и потихоньку стонал от удовольствия. И вдруг мама положила ложку и сказала ни с того ни с сего:
- Прямо не знаю, пускать его в гости или нет? Вот тебе раз! Гром среди ясного неба! Я сказал:
- А почему?
- И папа тоже:
- В чём дело – то?
- Он нас там опозорит. Он совершенно не умеет есть. Стонет, хлебает, ложкой везёт… Кошмар!
- Ничего, - сказал я.
- Нужно знать правила, - сказал папа строго. – Ты знаешь? Нет. А вот они: Когда ешь, не чавкай, не причмокивай, не дуй на еду, не стони от удовольствия и вообще не издавай никаких звуков при еде…
- Не роняй вилку на пол, - говорила мама. – А если уронил, сиди спокойно, не становись на четвереньки, не ныряй под стол и не ползай там полчаса. Не барабань пальцами по столу, не свисти, не пой! Не хохочи за столом!
(В. Драгунский.)
- А какие правила поведения за столом знаете вы?
- Как следует вести себя за столом в гостях?
Послушайте, какие советы и рекомендации давались молодым людям ещё в XVIII веке.
Когда случиться тебе с другими за столом сидеть, то содержи себя в порядке по сему правилу:
Во-первых, обрежь свои ногти, да не явишься, якобы они у тебя бархатом обшиты;
Во-вторых, умой руки и сиди благочинно, сиди прямо и не хватай первым блюдо;
- не жри, как свинья, и не дуй на ушное, чтобы везде брызгало;
- не сопи, когда ешь, первым не пей, будь воздержан, пей и ешь столько, сколько тебе потребно;
- в блюде, если последнее тебе предложат, то возьми часть из того, прочее отдай другому;
- ногами везде не мотай;
- когда будешь пить, не утирай рта рукою, но полотенцем, и не пей, пока ещё пищи не проглотил, и не облизывай перстов, и не грызи костей, но обрежь ножом…;
- над едой не чавкай, как свинья, и головы не чеши;
- не проглотя кусок, не говори…
(“Юности честное зерцало, или показания к житейскому обхождению”, 1717 год).
- Конечно, если человек умеет правильно себя вести, общаться с другими людьми, он может услышать в свой адрес комплимент. Что такое комплимент? (Это приятные слова, похвала.)
- Сделайте комплимент кому-нибудь из присутствующих.
Посмотрите сценку, скажите, с какой целью лиса будет хвалить петуха?
Сценка № 6.
Утром, только что заря стала заниматься, петух и закричал: “Ку-ка-ре-ку!”. Услышала петуха лиса: захотелось ей петушиным мясом полакомиться. Вот она подошла к дереву и стала петуха расхваливать:
Вот петух так петух! Такой птицы я никогда не видывала: и пёрышки-то какие красивые, и гребень-то какой красивый, и голос-то какой звонкий! Слети ко мне, красавчик!
- А за каким делом? – спрашивает петух.
- Пойдём ко мне в гости: у меня сегодня новоселье, и про тебя много горошку припасено.
- Хорошо, - говорит петух, - только мне одному идти никак нельзя: со мной товарищ.
“Вот какое счастье привалило! – подумала лиса. – Вместо одного петуха будет два”.
- Где же твой товарищ? – спрашивает она. – Я и его в гости позову.
- Там, в дупле, ночует, - отвечает петух. Лиса кинулась в дупло, а собака её за морду цап! Поймала и разорвала лису.
(К.Д. Ушинский.)
- Как хвалит лиса петуха? С какой целью?
- С каким тоном она произносит свои слова?
(Стук в дверь.)
- Кто к нам стучится?
(Заходит королевский герольд.)
- Жители сказочного королевства! А жители сказочного королевства! Это говорю я, королевский герольд. Вы слышите меня?
Ох, до чего же приятное известие велено передать мне вам. Всё готово к балу в королевском дворце.
Приглашённые на бал! А приглашённые на бал! Не забудьте, что вы приглашены. На балу непременно произойдёт что-нибудь удивительное, ведь наше королевство сказочное.
Приходите! Не забудьте! Честное слово, не пожалеете.
- Что зачитал нам королевский герольд: отдельные предложения или текст? Что называется текстом?
- Текст какого жанра был прочитан? (Объявление.)
- Назовите особенности жанра объявления.
III. – Дома вы должны были составить текст объявления. Прочитайте написанные тексты и развесьте их на доске объявлений.
IV. Сегодня “светскость”, “правила хорошего поведения”, “хорошие манеры”, “этикет” - это не просто “ярлык”, а прежде всего “визитная карточка” цивилизованного, культурного, воспитанного человека, на котором лежит ответственность не только за свою судьбу, но и за будущее общества.
“Век живи - век учись”, - гласит народная мудрость. Культуре речи, поведения, хорошим манерам учиться никогда не поздно. Правила хорошего тона необходимо знать каждому. Ведь без этого трудно поддерживать в современном обществе репутацию воспитанного, цивилизованного и культурного человека.
V. - Посмотрите на доску и скажите, какой из рисунков отражает ваше настроение, с которым вы уйдёте с сегодняшнего мероприятия: весёлое, грустное или, может быть, мероприятие не произвело на вас никакого впечатления.
- Хотелось бы, чтобы вы уходили со всех школьных уроков, мероприятий с таким же хорошим настроением, как сегодняшнее. В заключение споем песню Булата Окуджава.
Давайте восклицать, друг другом восхищаться.
Высокопарных слов не стоит опасаться.
Давайте говорить друг другу комплименты –
ведь это все любви счастливые моменты.Давайте горевать и плакать откровенно
то вместе, то по врозь, а то попеременно.
Не нужно придавать значения злословью –
поскольку грусть всегда соседствует с любовью.Давайте понимать друг друга с полуслова,
чтоб, ошибившись раз, не ошибаться снова.
Давайте жить, во всем друг другу потакая –
тем более, что жизнь короткая такая.