Задачи:
- наблюдение над мягким знаком-показателем мягкости согласных, его особенностями;
- развитие умения различать в речи и писать слова с мягким знаком для обозначения мягкости согласных на конце и в середине слова;
- упражнение в переносе слов с мягким знаком в середине.
Ход урока.
1. Оргмомент.
Ужасно интересно, все то, что неизвестно.
А то, что неизвестно, нам хочется узнать.
Но чтоб добыть нам знания, проявим мы старание,|
Тогда с тобою многое удастся нам понять.
2. Актуализация знаний.
1) Чистописание:
на доске записаны гласные: а у ы э о я ю и е ё.
- Что это за буквы?
Запишите их в тетрадь.
- По какому признаку гласные разделили на 2 группы?
- Какие гласные обозначают мягкость согласных?
2) Прочитайте слова на доске и запишите их в 2 столбика: в 1-ый столбик слова, в которых есть мягкие согласные, во 2-ой столбик – слова, в которых мягких согласных нет.
Слова на доске: мыло, милый, денёк, лук, люстра, радуга, отряд.
Дети записывают слова в 2 столбика:
милый | мыло |
денёк | лук |
люстра | радуга |
отряд |
3. Постановка темы и задач урока.
- Почему в 1-ом столбике некоторые согласные произносятся мягко?
Подчеркните гласные, показывающие на мягкость согласных.
- А в какой столбик запишите слово моль?
- В нем есть мягкий согласный звук? Какой?
- Но ведь после согласной л нет гласных я, ю, е, ё, и. Почему же она произносится мягко?
- Можете предположить, о чем мы сегодня будем говорить на уроке?
- Послушайте загадку. Отгадка на неё и будет темой нашего сегодняшнего урока.
Живет в стране Грамматика очень веселый волшебник.
Без него не написать 30, 20, 10, 5.
Он не произносится, но в слово часто просится.
Почему у дома угол превратился сразу в уголь,
Без пожара, просто так?
Это сделал …
Дети произносят отгадку: мягкий знак.
Далее формулируется тема урока: «Мягкий знак – показатель мягкости согласных».
- Сегодня нам предстоит доказать, действительно ли мягкий знак показывает на мягкость стоящего перед ним согласного звука. А для этого нам необходимо:
- Понаблюдать над ролью мягкого знака в русском языке.
- Вспомнить, в чем особенность мягкого знака.
- Повторить, как переносятся слова с мягким знаком в середине.
4. «Открытие» нового знания.
1) Наблюдение над словами с мягким знаком.
Работа в парах на листочках.
-Догадайтесь, о чем я говорю, и запишите слова в первый столбик.
Место наказания провинившихся детей.
Полезное ископаемое, которым ученики пишут на доске.
Емкость для хранения варенья.
Длинная палка, которую используют для прыжков в высоту.
Дети записывают слова-отгадки в столбик.
- Во второй столбик запишите похожие слова с мягким знаком.
В результате в тетради учащихся получается следующая запись.
Угол | уголь |
Мел | мель |
Банка | банька |
Шест | шесть |
- Чем отличается написание слов второго столбика?
- Что делает мягкий знак со стоящей впереди него согласной?
Физкультминутка.
А теперь давайте понаблюдаем, в чем особенность "ь".
Рядом со словами 2-го столбика запишите, сколько в каждом слове букв и сколько звуков.
Уголь – 5 букв, 4 звука.
Мель – 4 буквы, 3 звука.
Банька – 6 букв, 5 звуков.
Шесть – 5 букв, 4 звука.
- Почему звуков меньше, чем букв?
Дети делают вывод о том, что мягкий знак не обозначает звука. Он служит лишь для смягчения согласных.
- Ребята, сегодня к нам пришло письмо от Вовы Колесникова. Послушайте отрывок из его письма и постарайтесь запомнить слова с мягким знаком, которые в нем встретятся.
Учитель читает письмо.
Здравствуйте, ребята.
Весь июнь я провел у бабушки в деревне. Стояли солнечные деньки. Однажды мы с ребятами ходили в ельник. По дороге моя сестра Ольга собирала васильки. А я нашел на пеньке семейку опят. Вдруг из-за кустов выглянул лось. Мы побежали домой.
- Какие слова с мягким знаком встретились в этом письме?
Проводится выборочный диктант. Дети записывают только слова с мягким знаком: июнь,
деньки, ельник, Ольга, васильки, на пеньке, лось.
- У Вовы не уместилось на строке слово васильки. Он перенес его так: васи-льки. Согласны ли вы с ним?
- Как нужно переносить слова с мягким знаком в середине?
Повторение правила переноса слов.
- Разделите записанные слова для переноса.
5. Закрепление знаний и умений.
Работа по учебнику Р.Н.Бунеева «Русский язык»: с.114 упр.189.
6. Итог урока. Домашнее задание:
с. 114 упр.190.
На доске пословица: Не гордис званием, а гордис знанием.
- Все ли правильно написано? В чем ошибка?
Дети доказывают необходимость написания мягкого знака в слове «гордись»
- Как понимаете смысл пословицы?
- Какими знаниями, полученными сегодня, вы можете гордиться? Что вы знаете про мягкий знак?
- А все ли о мягком знаке мы сегодня изучили?
- Всегда ли мягкий знак является показателем мягкости согласных?
Об этом мы узнаем на следующем уроке.