Урок русского языка во 2-м классе по теме "Мягкий знак - показатель мягкости согласных"

Разделы: Начальная школа


Задачи:

  • наблюдение над мягким знаком-показателем мягкости согласных, его особенностями;
  • развитие умения различать в речи и писать слова с мягким знаком для обозначения мягкости согласных на конце и в середине слова;
  • упражнение в переносе слов с мягким знаком в середине.

Ход урока. 

1. Оргмомент.

Ужасно интересно, все то, что неизвестно.
А то, что неизвестно, нам хочется узнать.
Но чтоб добыть нам знания, проявим мы старание,|
Тогда с тобою многое удастся нам понять.

2. Актуализация знаний.

1) Чистописание:

на доске записаны гласные: а   у   ы   э   о   я   ю   и   е   ё.

- Что это за буквы?

Запишите их в тетрадь.

- По какому признаку гласные разделили на 2 группы?

- Какие гласные обозначают мягкость согласных?

2) Прочитайте слова на доске и запишите их в 2 столбика: в 1-ый столбик слова, в которых есть мягкие согласные, во 2-ой столбик – слова, в которых мягких согласных нет.

Слова на доске: мыло, милый, денёк, лук, люстра, радуга, отряд.

Дети записывают слова в 2 столбика:

милый мыло
денёк лук
люстра           радуга
отряд  

3. Постановка темы и задач урока.

- Почему в 1-ом столбике некоторые согласные произносятся мягко?

Подчеркните гласные, показывающие на мягкость согласных.

- А в какой столбик запишите слово моль?

- В нем есть мягкий согласный звук? Какой?

- Но ведь после согласной л нет гласных я, ю, е, ё, и. Почему же она произносится мягко?

- Можете предположить, о чем мы сегодня будем говорить на уроке?

- Послушайте загадку. Отгадка на неё и будет темой нашего сегодняшнего урока.

Живет в стране Грамматика очень веселый волшебник.

Без него не написать 30, 20, 10, 5.

Он не произносится, но в слово часто просится.

Почему у дома угол превратился сразу в уголь,

Без пожара, просто так?

Это сделал …

Дети произносят отгадку: мягкий знак.

Далее формулируется тема урока: «Мягкий знак – показатель мягкости согласных».

- Сегодня нам предстоит доказать, действительно ли мягкий знак показывает на мягкость стоящего перед ним согласного звука. А для этого нам необходимо:

  1. Понаблюдать над ролью мягкого знака в русском языке.
  2. Вспомнить, в чем особенность мягкого знака.
  3. Повторить, как переносятся слова с мягким знаком в середине.

4. «Открытие» нового знания.

1) Наблюдение над словами с мягким знаком.

Работа в парах на листочках.

-Догадайтесь, о чем я говорю, и запишите слова в первый столбик.

Место наказания провинившихся детей.

Полезное ископаемое, которым ученики пишут на доске.

Емкость для хранения варенья.

Длинная палка, которую используют для прыжков в высоту.

Дети записывают слова-отгадки в столбик.

- Во второй столбик запишите похожие слова с мягким знаком.

В результате в тетради учащихся получается следующая запись.

Угол уголь
Мел мель
Банка            банька
Шест шесть

- Чем отличается написание слов второго столбика?

- Что делает мягкий знак со стоящей впереди него согласной?

Физкультминутка.

А теперь давайте понаблюдаем, в чем особенность "ь".

Рядом со словами 2-го столбика запишите, сколько в каждом слове букв и сколько звуков.

Уголь – 5 букв, 4 звука.

Мель – 4 буквы, 3 звука.

Банька – 6 букв, 5 звуков.

Шесть – 5 букв, 4 звука.

- Почему звуков меньше, чем букв?

Дети делают вывод о том, что мягкий знак не обозначает звука. Он служит лишь для смягчения согласных.

- Ребята, сегодня к нам пришло письмо от Вовы Колесникова. Послушайте отрывок из его письма и постарайтесь запомнить слова с мягким знаком, которые в нем встретятся.

Учитель читает письмо.

Здравствуйте, ребята.

Весь июнь я провел у бабушки в деревне. Стояли солнечные деньки. Однажды мы с ребятами ходили в ельник. По дороге моя сестра Ольга собирала васильки. А я нашел на пеньке семейку опят. Вдруг из-за кустов выглянул лось. Мы побежали домой.

- Какие слова с мягким знаком встретились в этом письме?

Проводится выборочный диктант. Дети записывают только слова с мягким знаком: июнь,

деньки, ельник, Ольга, васильки, на пеньке, лось.

- У Вовы не уместилось на строке слово васильки. Он перенес его так: васи-льки. Согласны ли вы с ним?

- Как нужно переносить слова с мягким знаком в середине?

Повторение правила переноса слов.

- Разделите записанные слова для переноса.

5. Закрепление знаний и умений.

Работа по учебнику Р.Н.Бунеева «Русский язык»: с.114 упр.189.

6. Итог урока. Домашнее задание:

с. 114 упр.190.

На доске пословица: Не гордис званием, а гордис знанием.

- Все ли правильно написано? В чем ошибка?

Дети доказывают необходимость написания мягкого знака в слове «гордись»

- Как понимаете смысл пословицы?

- Какими знаниями, полученными сегодня, вы можете гордиться? Что вы знаете про мягкий знак?

- А все ли о мягком знаке мы сегодня изучили?

- Всегда ли мягкий знак является показателем мягкости согласных?

Об этом мы узнаем на следующем уроке.