Эпиграф: Родной свой, свой любимый край, ты только добрыми делами прославляй!
Тип мероприятия: Знакомство с природой, историей и экономикой родного края, народными промыслами.
Форма проведения: Кинопанорама.
Цели:
- Образовательные: Используя нетрадиционные формы обучения, познакомиться с природными особенностями, историей развития края, его экономикой и народными промыслами. Расширение и обобщение знаний по географии своего региона. Гуманизация географических знаний через восприятие территории как места жизни и деятельности человека, среды обитания и факторов её изменения.
- Развивающие: Формирование географической культуры, становление географического мышления, развитие кругозора.
- Воспитательные: Развивать интерес к географии своего края. Осуществлять краеведческую направленность в обучении географии. Воспитывать любовь к Родине, ответственность за свой край.
Учебно-наглядный комплекс: Картина, плакаты с названием темы мероприятия, эпиграфом, полотенце, хлеб-соль, лавки, столы, костюмы, макет киноленты с названиями кадров. Продукция: зерно, сахарная свёкла, мясо, масло, молоко, сметана, яйца, картофель, лук, столовая свёкла и др. Варенье, соленья. Образцы вязки, вышивания, шитья, выбивания, плетения. Корзины, резьба по дереву. Рисунок печи русской, избы и построек. Кролики. Мёд.
Оформление зала: Вдоль стены – столы, на которых представлена продукция, производимая в нашем селе; на передней стене – картина и тематика работы, перед ней – столы со скатертью и лавки для ребят, на одном из столов - полотенце с хлебом-солью и самовар.
Подготовительный этап: Совместно с учащимися подбирается соответствующий материал, подготавливается наглядность, образцы продукции.
Вступительное слово учителя:
- Родиной мы называем Россию. Но на её просторах есть место, где мы с вами, ребята, родились и живём. Это наша малая родина – село Покровское. Село наше, на первый взгляд, - обычное русское село, каких немало в России, но, сколько интересного хранит его история, судьбы скольких замечательных людей связаны с ним. Сегодня мы познакомимся с его историей, экономикой. Узнаем о народных умельцах.
1 ученик:
Мир вам, гости дорогие,
Вы явились в добрый час,
Встречу добрую и тёплую
Мы готовили для вас!
2 ученик:
Пойдём в мой край, в поля, в луга Покровщины,
Нигде я лучше края не встречал,
Я тут на «ты» с любым ручьём и рощею,
Тут для меня начало всех начал
3 ученик:
Зимний день стучит в окошко звонко:
Выходи на улицу скорей,
Посмотри на отчую сторонку –
Где ты встретишь краше и милей?
1 ученик:
Здесь под небом чистым, синим-синим,
Где луга, озёра и поля -
Уголок моей большой России,
Отчая родимая земля.
2 ученик:
На полях янтарная пшеница,
Солнце золотое в вышине…
Хорошо, что здесь я вот родился:
Родины другой не надо мне.
3 ученик:
Край Покровский, в песнях воспеваю
Красоту, величие твоё –
Земли лучшей в мире я не знаю,
Сердце о тебе поёт моё.
Слово учителя:
- Давайте с вами, дорогие друзья, посмотрим кинофильм о нашей малой родине, о нашем крае. (Комментарии учащихся сопровождаются показом картин, фотографий)
1 кадр – Из истории развития моего края.
- По данным различных источников село наше возникло в 17 веке. Вначале оно принадлежало дядьке и воспитателю царя Алексея Михайловича «Большому боярину» Борису Ивановичу Морозову. Позднее здесь находилось имение князя Григория Ивановича Болховского. В разные исторические периоды в селе были имения Н.В.Трегубова, А.С.Тютчевой, Н.Ф. Дурова, Гудим-Лёвковича, Чегодаева.
Село Покровское занимало раньше выгодное экономико-географическое положение: через него проходила трассовая дорога на Ардатов и дальше в Сибирь, по которой конвоиры сопровождали ссыльных, здесь был становой участок и арестантский дом.
- В соседнем селе Знаменское проводилась ярмарка, на которую вывозились сельскохозяйственные продукты, производимые с давних времён людьми нашего края. Они выращивали зерновые культуры, картофель, коноплю и другие растения, разводили животных. С давних времён известны на территории нашего края и народные промыслы.
2 кадр – Природные условия края.
- Наш край расположен в лесостепи, где континентальный климат переходит от влажного к сухому, где лесная растительность сочетается со степной. Главные почвы нашего края – чернозёмные. Это самые плодородные почвы нашей страны. Растительность нашей местности отличается разнотравьем. Представьте себе необозримое пространство, покрытое пёстрым ковром всевозможных цвётов, то образующих сложную мозаику причудливого сложения, то представляющих собой отдельные пятна синего, жёлтого, красного, белого оттенков. В жаркий июньский день воздух наполнен неумолчным жужжанием бесчисленного количества пчёл и других насекомых. Степные пространства по речным долинам и балкам, сменяются зарослями деревьев и кустарников из берёз, осин, липы, дубов, клёна, сирени, акации. Красива природа нашего края!
3 кадр – Современное экономическое развитие края.
- Благодаря природным особенностям, а именно плодородным чернозёмным почвам, которыми богат наш край, люди выращивают здесь зерновые культуры. К ним относятся озимая и яровая пшеница, озимая и яровая рожь, ячмень, овёс. У народа есть слова: хлеб – всей жизни голова.
Вот он, хлебушко душистый,
С хрустной корочкой витой.
Вот он – тёплый, золотистый,
Словно солнцем налитой.
- В последние годы в нашей местности стали выращивать сахарную свёклу, из которой получают сахар. Сахар занимает большое место в питании людей. Без него мы уже не можем обойтись ни дня.
- Значительное место в экономическом развитии края занимает животноводство – а именно, молочно-мясное скотоводство, так как лугов у нас достаточно. Молоко и мясо – продукты, которые поставляет наше сельскохозяйственное предприятие государству. В прошлом году в экономике села произошли изменения – новый толчок в своём развитии получило свиноводство.
- Огромную роль в экономике края играет личное подсобное хозяйство. У нас выращивают такие культуры, как картофель, столовую свёклу, огурцы, помидоры, лук, морковь, капусту, чеснок, тыкву, кабачки, перец, редис, репу, горох, бобы, укроп. В наших садах созревают яблоки, груши, вишня, слива, смородина, малина, крыжовник, садовая клубника. На лугах вокруг села всегда много полевой клубники, земляники.
- В личных хозяйствах разводят кур, уток, гусей, кроликов. Многие занимаются разведением пчёл.
4 кадр – Народные промыслы края.
- С давних времён и по сей день, знаменит наш край и народными промыслами.
- Одно из древних занятий людей – резьба по дереву. Есть у нас мастера, которые и дом построить могут, и любые хозяйственные пристройки к нему соорудят. Это Петькелёв Федор Фёдорович, Петькелёв Геннадий Фёдорович, братья Харитоновы. Мастерят они и сани, телеги, скамейки, детские люльки-кроватки, табуретки и многое другое.
- Большое место в доме играет печь. Она и греет, и кормит, и лечит. Наши мастера и печь могут сложить. Известные у нас печники Петькелёв Фёдор Фёдорович, Трифонов Юрий Иванович, Ветохин Николай Николаевич.
- А какие красивые корзины плетут из ивовых прутьев: от огромных до миниатюрных.
- Вышивка – один из наиболее распространённых видов народного искусства. Орнаменты народной вышивки уходят своими корнями в глубокую древность. Помещая на своей одежде и предметах быта изображения солнца, древа жизни, птиц, женской фигуры как символов жизненной силы, счастья, плодородия, люди верят, что они принесут в дом благополучие.
- Вязание на спицах и крючком – старинные и своеобразные виды художественного ремесла. Греют душу теплом и красотой тёплые пушистые носочки, варежки, кофточки, шапочки.
- Многие женщины нашего края умеют хорошо шить. Это Камаева Вера Николаевна, Володина Вера Дмитриевна, Борисова Татьяна Михайловна. Честь и хвала этим мастерицам.
- Традиционным занятием многих женщин в нашем селе является плетение ковриков, дорожек.
- Долгими зимними вечерами женщины и девушки пряли пряжу. Сейчас таких мастериц остаётся всё меньше и меньше.
- Интересным, довольно трудным было выбивание – ещё один из видов народного творчества. Но в последние годы этот вид искусства практически не развивается в нашей местности.
- Ушёл в небытие ещё один вид народного промысла – валяние валенок. Этим в нашей местности занимались Мелёхин Анатолий и Парфёнов Семён.
Слово учителя:
- Наша Родина велика. Необозримы и прекрасны её просторы. Но самое прекрасное - это наш народ. Тот, кто пашет землю и выращивает хлеб, кто строит дома и ухаживает за скотом, кто владеет наукой и техникой, кто создаёт будущее, вышивает, вяжет, плетет замечательные коврики и дорожки.
- Вы, ребята, уже сейчас должны учиться азам творчества, для того, чтобы продолжить древний обычай простого русского народа – творить прекрасное добрым людям на загляденье.
- Всё, что связано с Родиной, с её прошлым, должно быть дорого каждому человеку. Это её гордость и слава. Содеянное трудом народа живёт века. Не умирают и светлые имена. Ребята, давайте будем знать, любить и хранить всё, что связано с родным краем!
1 ученик:
Земли есть и красивей –
Мне не надо иной:
Ты ведь тоже Россия,
Край навеки родной.
2 ученик:
Так здравствуй, край отцов моих и дедов!
Любуюсь ширью солнечных полей,
Ковром лугов и золотом рассветов,
И рощами, где пел мне соловей.
3 ученик:
Здесь наше всё: и голосок свирели,
И над гречихой пение шмеля…
И мне ли не любить тебя, и мне ли
Тебя не славить, милая земля!
Звучит песня.
Заключительное слово учителя:
- Подошла к концу наша встреча, но краеведческая работа продолжается. Я рада, что вы не остались равнодушными к тому, о чём узнали сейчас. Земля, на которой мы живём с вами, ребята, таит много загадок и исторических находок. Любите свой край, делайте его лучше, красивее. Пусть любовь к родному краю звучит в каждом вашем деле! Всем большое спасибо! До свиданья! До новых встреч!