ЦЕЛИ:
- обучающие – учить плавному слоговому чтению с переходом на чтение целыми словами; формировать понятие о родственных словах;
- воспитывающая – создать на уроке атмосферу, побуждающую детей работать дружно, с интересом, воспитывать чувство взаимопонимания с одноклассниками;
- развивающие – развивать наблюдательность, умение классифицировать, анализировать, сравнивать и обобщать, обогащать словарный запас.
ОБОРУДОВАНИЕ: «Русская азбука» В. Г. Горецкого и др., «Читалочка» Л. Ф. Климановой, магнитофон, записи песен «Когда мои друзья со мной», «Буратино», фигурки подружек Жени и Жанны, Злючки Вреднючкиной, конверт с письмом и конверт «Сюрприз», плакаты с играми «Воздушный змей», «Лишнее слово», матрешки с магнитными буквами, ксерокопии на каждого ученика стихотворения В. Берестова «За игрой», записи на доске.
ХОД УРОКА
1. Слово учителя:
– Урок чтения. Скажем наши волшебные слова:
Если хочешь много знать,
Много добиться,
Обязательно читать
Должен научиться!
2. Звучит песенка «Когда мои друзья со мной».
3. Слово учителя. Работа со схемами.
– Сегодня у нас необычный урок.
– Вы любите играть?
– Мы будем играть в разные игры с двумя подружками. А как их зовут, вы узнаете, прочитав эти схемы. (Женя, Жанна.)
Же Жа
– Почему после согласной буквы Ж стоит гласная буква Е, а звук [ж] на схеме обозначен синим цветом, а не зеленым?
4. Наблюдение над фразеологизмом:
Дружнее этих двух девчат
На свете не найдешь.
О них обычно говорят:
Водой…(не разольешь).
– Как вы понимаете выражение «водой не разольешь»?
5. Учитель:
– Ой, что это? (Замечаю торчащий из-за доски конверт).
– Письмо?! А там кто? (Прикалываю фигурку Злюки).
– Кто поможет мне прочитать письмо?
«Совсем недорогие ребята!
Играть вам помешаю,
Все испорчу, поломаю, порву, разбросаю!
Без всякого уважения
Злючка Вреднючкина.»
– Ребята, давайте не позволим Злючке Вреднючкиной помешать нам в игре. И сделаем так, чтобы эта сердитая девочка подобрела, и ей захотелось с нами дружить.
6. Речевая разминка.
– Женя и Жанна предлагают нам игру «Чистоговорию».
Давайте разговаривать,
И будем выговаривать
Все правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно!
- Дети читают цепочку слогов и продолжают ее.
- Читают чистоговорки (с. 42 «Читалочка»).
7. Работа с книгой.
– А сейчас отправимся с подружками во двор.
– Послушайте текст и скажите, в какую игру играют дети? (С. 149 «Азбука».)
- 1) Чтение учителем:
– Следите за тем, чтобы потом прочитать как можно лучше.
– В какую же игру играют дети?
-
Повторное чтение (жужжащее):
- Выборочное чтение:
– В какую игру стали играть дети?
– В чем заключается эта игра?
– Как играли дети?
– Злючка Вреднючкина говорит, пусть бы Женя в лужу упал.
– Вы согласны с ней?
-
Делаем вывод: играть нужно дружно, соблюдать правила игры, быть внимательными друг к другу.
- Чтение хором: (Постараться прочитать текст целыми словами)
– Как озаглавим текст?
8. Работа над пословицей:
– Прочитайте пословицу и скажите, можно ее соотнести с нашим текстом?
ДРУЗЬЯ ПОЗНАЮТСЯ В ЕДЕ.
Пословица, тебя мы знаем,
Но не такою ты была.
Неужто Злючка озорная
Вновь все напутала в словах?
(Дети исправляют пословицу.)
– А какие еще пословице о дружбе вы знаете?
9. Чтение текста с доски.
– Чтобы поиграть в жмурки и другие игры, нужно выбрать ведущего. А для этого надо знать считалки.
– Женя и Жанна знают такую считалку:
Если чиж летит к стрижу,
Ты выходишь, я вожу.
Если стриж летит к чижу,
Водишь ты, я выхожу.
(Чтение хорошо подготовленным учеником, чтение слов с пометками, чтение хором.)
– А какие считалки знаете вы?
10. Физкультминутка.
– У Жени и Жанны есть любимая игрушка. Угадайте, какая?
У отца был мальчик странный,
Необычный – деревянный,
На земле и под водой
Искал ключик золотой.
Его девочка Мальвина
Называла…(Буратино).
– Отдохнем с Буратино (звучит песенка «Бу-ра-ти-но!»)
11. Наблюдение над словами.
– Поиграли, отдохнули, пора и подкрепиться.
– Женя и Жанна предлагают нам вкусные вещи.
(Дети читают слова на плакате)
МОРОЖЕНОЕ АБАЖУР
КОРЖИК ПИРОЖНОЕ
ЖЕЛЕ ПИРОЖОК
– По-моему, Злючка Вреднючкина вмешалась и что-то напутала.
– Какое слово лишнее?
(Абажур – чехол для лампы. Все остальные предметы – продукты питания.)
12. Игра в слова.
– У наших подружек есть еще одна любимая игрушка. Отгадайте загадку.
Ростом разные подружки,
Но похожи друг на дружку.
Все они сидят друг в дружке,
А всего одна игрушка. (МАТРЕШКА)
– Опять Злючка Вреднючкина все перепутала.
(Дети ставят матрешек по росту, читают слово «ПОДРУЖКА».)
Словно матрешки,
Бывают слова.
Пишешь одно –
Получается два!
(Дети составляют из букв слова «ПОДРУЖКА» другие слова: ДРУЖОК, ЖУК, РАК, КОРЖ и др.)
13. Чтение слов из слогов-цепочек, объяснение значения некоторых из них.
Выпускай меня, мой друг,
Прямо в небо поскорей!
В небе я хочу кружиться,
В небе я хочу носиться,
И хочу я, словно птица,
Улететь за сто морей!
Потому что я воздушный…(ЗМЕЙ)
14. Чтение дополнительного текста. Стихотворение В. Берестова «За игрой».
Мы ссорились, мирились
И спорили порой,
Но очень подружились
За нашею игрой.
Игра игрой сменяется,
Кончается игра,
А дружба не кончается.
Ура! Ура! Ура!
– Какие слова имеют общую часть?
– Как называются такие слова?
15. Итог урока
– Чему учились на уроке?
(Чтение хором: «Дружить – весело жить».)
– Молодцы! Вы очень дружно играли, хорошо читали. Даже Злючке Вреднючкиной понравилось с нами на уроке, и она стала добрее.
– Подружки Женя и Жанна дарят вам это стихотворение В. Берестова. Дома вы научитесь его читать красиво и правильно. Кто хочет, выучит наизусть. И разукрасит иллюстрацию.