Урок-игра "Дружить - весело жить. Звук [ж], буквы Ж, ж" (зекрепление)

Разделы: Начальная школа


ЦЕЛИ:

  • обучающие – учить плавному слоговому чтению с переходом на чтение целыми словами; формировать понятие о родственных словах;
  • воспитывающая – создать на уроке атмосферу, побуждающую детей работать дружно, с интересом, воспитывать чувство взаимопонимания с одноклассниками;
  • развивающие – развивать наблюдательность, умение классифицировать, анализировать, сравнивать и обобщать, обогащать словарный запас.

ОБОРУДОВАНИЕ: «Русская азбука» В. Г. Горецкого и др., «Читалочка» Л. Ф. Климановой, магнитофон, записи песен «Когда мои друзья со мной», «Буратино», фигурки подружек Жени и Жанны, Злючки Вреднючкиной, конверт с письмом и конверт «Сюрприз», плакаты с играми «Воздушный змей», «Лишнее слово», матрешки с магнитными буквами, ксерокопии на каждого ученика стихотворения В. Берестова «За игрой», записи на доске.

ХОД УРОКА

1. Слово учителя:

– Урок чтения. Скажем наши волшебные слова:

Если хочешь много знать,
Много добиться,
Обязательно читать
Должен научиться!

2. Звучит песенка «Когда мои друзья со мной».

3. Слово учителя. Работа со схемами.

– Сегодня у нас необычный урок.

– Вы любите играть?

– Мы будем играть в разные игры с двумя подружками. А как их зовут, вы узнаете, прочитав эти схемы. (Женя, Жанна.)

Же Жа

– Почему после согласной буквы Ж стоит гласная буква Е, а звук [ж] на схеме обозначен синим цветом, а не зеленым?

4. Наблюдение над фразеологизмом:

Дружнее этих двух девчат
На свете не найдешь.
О них обычно говорят:
Водой…(не разольешь).

– Как вы понимаете выражение «водой не разольешь»?

5. Учитель:

– Ой, что это? (Замечаю торчащий из-за доски конверт).

– Письмо?! А там кто? (Прикалываю фигурку Злюки).

– Кто поможет мне прочитать письмо?

«Совсем недорогие ребята!
Играть вам помешаю,
Все испорчу, поломаю, порву, разбросаю!
Без всякого уважения
Злючка Вреднючкина.»

– Ребята, давайте не позволим Злючке Вреднючкиной помешать нам в игре. И сделаем так, чтобы эта сердитая девочка подобрела, и ей захотелось с нами дружить.

6. Речевая разминка.

– Женя и Жанна предлагают нам игру «Чистоговорию».

Давайте разговаривать,
И будем выговаривать
Все правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно!

  1. Дети читают цепочку слогов и продолжают ее.
  2. Читают чистоговорки (с. 42 «Читалочка»).

7. Работа с книгой.

– А сейчас отправимся с подружками во двор.

– Послушайте текст и скажите, в какую игру играют дети? (С. 149 «Азбука».)

  1. 1) Чтение учителем:

    – Следите за тем, чтобы потом прочитать как можно лучше.

    – В какую же игру играют дети?

  2. Повторное чтение (жужжащее):

  3. Выборочное чтение:

    – В какую игру стали играть дети?

    – В чем заключается эта игра?

    – Как играли дети?

    – Злючка Вреднючкина говорит, пусть бы Женя в лужу упал.

    – Вы согласны с ней?

  4. Делаем вывод: играть нужно дружно, соблюдать правила игры, быть внимательными друг к другу.

  5. Чтение хором: (Постараться прочитать текст целыми словами)

    – Как озаглавим текст?

8. Работа над пословицей:

– Прочитайте пословицу и скажите, можно ее соотнести с нашим текстом?

ДРУЗЬЯ ПОЗНАЮТСЯ В ЕДЕ.

Пословица, тебя мы знаем,
Но не такою ты была.
Неужто Злючка озорная
Вновь все напутала в словах?

(Дети исправляют пословицу.)

– А какие еще пословице о дружбе вы знаете?

9. Чтение текста с доски.

– Чтобы поиграть в жмурки и другие игры, нужно выбрать ведущего. А для этого надо знать считалки.

– Женя и Жанна знают такую считалку:

Если чиж летит к стрижу,
Ты выходишь, я вожу.
Если стриж летит к чижу,
Водишь ты, я выхожу.

(Чтение хорошо подготовленным учеником, чтение слов с пометками, чтение хором.)

– А какие считалки знаете вы?

10. Физкультминутка.

– У Жени и Жанны есть любимая игрушка. Угадайте, какая?

У отца был мальчик странный,
Необычный – деревянный,
На земле и под водой
Искал ключик золотой.
Его девочка Мальвина
Называла…(Буратино).

– Отдохнем с Буратино (звучит песенка «Бу-ра-ти-но!»)

11. Наблюдение над словами.

– Поиграли, отдохнули, пора и подкрепиться.

– Женя и Жанна предлагают нам вкусные вещи.

(Дети читают слова на плакате)

МОРОЖЕНОЕ АБАЖУР
КОРЖИК ПИРОЖНОЕ
ЖЕЛЕ ПИРОЖОК

– По-моему, Злючка Вреднючкина вмешалась и что-то напутала.

– Какое слово лишнее?

(Абажур – чехол для лампы. Все остальные предметы – продукты питания.)

12. Игра в слова.

– У наших подружек есть еще одна любимая игрушка. Отгадайте загадку.

Ростом разные подружки,
Но похожи друг на дружку.
Все они сидят друг в дружке,
А всего одна игрушка. (МАТРЕШКА)

– Опять Злючка Вреднючкина все перепутала.

(Дети ставят матрешек по росту, читают слово «ПОДРУЖКА».)

Словно матрешки,
Бывают слова.
Пишешь одно –
Получается два!

(Дети составляют из букв слова «ПОДРУЖКА» другие слова: ДРУЖОК, ЖУК, РАК, КОРЖ и др.)

13. Чтение слов из слогов-цепочек, объяснение значения некоторых из них.

Выпускай меня, мой друг,
Прямо в небо поскорей!
В небе я хочу кружиться,
В небе я хочу носиться,
И хочу я, словно птица,
Улететь за сто морей!
Потому что я воздушный…(ЗМЕЙ)

14. Чтение дополнительного текста. Стихотворение В. Берестова «За игрой».

Мы ссорились, мирились
И спорили порой,
Но очень подружились
За нашею игрой.
Игра игрой сменяется,
Кончается игра,
А дружба не кончается.
Ура! Ура! Ура!

– Какие слова имеют общую часть?

– Как называются такие слова?

15. Итог урока

– Чему учились на уроке?

(Чтение хором: «Дружить – весело жить».)

– Молодцы! Вы очень дружно играли, хорошо читали. Даже Злючке Вреднючкиной понравилось с нами на уроке, и она стала добрее.

– Подружки Женя и Жанна дарят вам это стихотворение В. Берестова. Дома вы научитесь его читать красиво и правильно. Кто хочет, выучит наизусть. И разукрасит иллюстрацию.