Цель.
Закрепить знания и умения детей в области изобразительного искусства, умение называть основные цвета, смешивать краски и получать новый цвет. Доставить детям радость и удовольствие от работы с красками. Поддерживать интерес к изобразительной деятельности, желание играть в игры с изобразительным содержанием.
Материал и оборудование.
Изображение художника Хитрюшкина, разрезанное на восемь-десять частей.
- Слово “ИЗО”, спрятанное в картинках. (картинки с изображением: индюк, зебра, очки)
- Для игры “Загадки и отгадки”: мольберт, простой карандаш, цветные карандаши, мел, кисточка, краски, пастель, вода в баночках, салфетки и другие материалы,
- Графическое изображение солнышка без лучей и солнышка с семью самостоятельными лучами, окрашенными цветами спектра.
- Для игры “Цветные примеры”: половина альбомного листа на каждого ребенка с изображением основных цветов (красный, желтый, синий).
- Для игры “Тепло-холодно”: набор цветных карточек главных и составных цветов и оттенков; графические изображения лета и зимы; эти же изображения, выполненные соответственно в теплом и холодном колорите; оттенки красного цвета (розовый, малиновый, алый, вишневый, бордовый); изображение солнца и лучей, нарисованных желтым цветом и т.д.
- Изображение жучка (красного), Жар-птицы, набор цветных карточек размером с альбомный лист.
- Два одинаковых изображения волшебников, набор однотонных цветных лоскутков.
- “Картинки-хитринки” – иллюстрации “с подвохом” к известным детям сказкам для каждого ребенка: “Репка” (вместо мышки нарисован заяц); “Маша и медведь” (из короба, который несет медведь, выглядывает не Маша, а Баба Яга; в дремучем лесу Машеньку встречает Колобок); “Приключения Буратино” (вместе с черепахой Тортилой на кувшинке сидит царевна-лягушка); “По щучьему велению” (Емеля у проруби с золотой рыбкой в руках) и т.д.
- “Живое письмо цветом”: половина альбомного листа, материал по выбору ребенка (акварель, гуашь, пастель, цветные карандаши, восковые мелки. В группе дети получают конверт, содержащий разрезанное на восемь частей изображение художника Хитрюшкина и письмо, в котором написано: "Дорогие ребята. Приглашаю вас совершить увлекательное путешествие по необычайной стране ".
Воспитатель. Ребята, как вы думаете, от кого же письмо? Кто нас приглашает и куда? Здесь в конверте какие-то цветные кусочки... Что же с ними делать?
(Побуждает детей действовать самостоятельно. Собрав картинку, дети узнают художника Хитрюшкина.)
Кто прислал письмо – нам теперь ясно! Но вот интересно, в какую такую страну нас приглашает художник Хитрюшкин?
В письме говорится о необычайной стране, которая существует только в нашем воображении. (Достает из конверта картинки.) А название спряталось в этих картинках. Рассмотрите, что здесь изображено? Выделите первый звук из каждого слова и соедините их вместе. Кто первый прочтет, шепнет мне на ушко.
Дети читают: “ИЗО”.
Что же обозначает слово “ИЗО” , кто догадался? Какие слова в нем спрятались?
Дети. Это слово расшифровывается как изобразительное искусство.
Правильно, ребята, “изобразительное искусство” – от слова изображать, что значит рисовать. А это большое искусство! Так вот куда приглашает нас художник Хитрюшкин. Ну что, согласны отправиться в путешествие по стране ИЗО? Тогда в путь!
Ой! Я совсем забыла надо же собраться. У каждого художника, живущего в стране ИЗО, есть мольберт. (показывает мольберт). На нем рисуют. Но мольберт можно использовать как "домик" и сложить в него массу нужных для рисования вещей. Хотите узнать, что хранится в мольберте художника? Отгадайте загадки.
- Если ты его поточишь – Нарисуешь все, что хочешь! Солнце, море, горы, пляж. Что же это? (Карандаш.)
- Жмутся в узеньком домишке Разноцветные детишки. Только выпустишь на волю – Разукрасят чисто поле. Где была пустота, Там, глядишь, – красота! (Цветные карандаши.)
- Если ей работу дашь – Зря трудился карандаш. (Резинка.)
- Белый камушек растаял, На доске следы оставил. (Мел.)
- Свою косичку без опаски Она обмакивает в краски, Потом окрашенной косичкой в альбоме водит по страничке. (Кисточка.)
- Разноцветные сестрицы заскучали без водицы. Дядя длинный и худой носит воду бородой (показывает движение кисти). И сестрицы вместе с ним нарисуют дом и дым. Что же это за сестрицы? (Краски.)
А что еще нужно художнику?
Ну, вот, всех верных друзей и помощников мы взяли. Можно отправляться в путь. Но как же нам найти дорогу в эту волшебную страну? Давайте отправимся по радужному мостику. Обращает внимание детей на дугу. Дети отправляются в путь по разноцветным дугам, собирая их по дороге, и попадают в музыкальный зал. В нем полумрак. Детей встречает грустный художник Хитрюшкин. Здоровается с ребятами.
Воспитатель. Почему вы такой грустный? И почему в вашей стране так печально, так темно?
Хитрюшкин (показывает изображение солнышка без лучей). В нашей стране художников светит солнышко, но особенное, не такое, как у вас. Оно состоит из нескольких цветов, причем каждый цвет стоит строго на своем месте, точно так же, как в радуге. Помогите зажечь солнышко.
Воспитатель. Ну, раз в вашей стране солнышко переливается всеми цветами радуги, то мы вам сможем помочь.
Предлагает детям вспомнить волшебную фразу “Каждый охотник желает знать, где сидит фазан". Дети собирают солнышко страны ИЗО. Как только они заканчивают работу, появляется изображение улыбающегося солнышка, В зале ярко вспыхивает свет. Воспитатель предлагает детям полюбоваться солнышком страны ИЗО.
Хитрюшкин.
Знаменосец – красный цвет.
Цвет оранжевый – огонь,
Желтый цвет – его сосед,
Цвет зеленый – цвет весенний,
Если в небе тучек нет,
В синем цвете нам видна
Фиолетового цветаЯрче цвета в мире нет!
Этот цвет рукой не тронь!
Это урожая цвет.
Он любимый цвет растений.
Голубой у неба цвет.
Высота и глубина.
Гребни гор в часы рассвета.
Я знаю, что в вашем детском саду дети любят рисовать. Хочу, чтобы вы, ребята, стали настоящими художниками.
Воспитатель (обращаясь к художнику Хитрюшкину). А что для этого нужно?
Хитрюшкин. Нужно иметь мольберт, краски, кисточку, фантазию и трудолюбие. У меня все это есть. Хотите проверить? Пожалуйста, проверяйте! Я готов!
Воспитатель. Ну что же, давайте попробуем. Для начала нарисуйте бублик. (Хитрюшкин принимается за работу. Звучит музыка.) Как дела? Нарисовали?
Хитрюшкин (протягивает чистый лист бумаги). Вот!
Воспитатель. А где же бублик?
Хитрюшкин (виновато). Я его съел.
Воспитатель. Ладно. Тогда я попрошу вас нарисовать стакан с молоком.
Хитрюшкин (весело). Хорошо! Это для меня пустяк! (Под музыку делает вид, что работает.) Вот получите! (Протягивает чистый лист бумаги.)
Воспитатель. Молоко вы, значит, выпили. Ну конечно, ведь вы съели бублик. А где же стакан?
Хитрюшкин. Стакан прозрачный, его не видно!
Воспитатель. Тогда нарисуйте собаку.
(Отходит от Хитрюшкина.)
Хитрюшкин (кричит). Все! Я закончил!
Воспитатель. Покажите! (Берет рисунок, подносит к глазам. На листе оранжевая точка.) Это собака?
Хитрюшкин. Да... Сначала я представил большую рыжую собаку. Она была такая большая и страшная, что я испугался и забрался на самое высокое дерево. А с вершины собака показалась мне совсем маленькой – величиной с точку. Так я ее и нарисовал.
Воспитатель. Вот что, фантазия у вас есть, а трудолюбия я что-то не заметила.
Хитрюшкин. Ладно, ладно, я все понял. А у вас это трудолюбие есть?
Воспитатель. Давайте посмотрим!
Хитрюшкин. Для начала нужно знать самые главные цвета. Какие? (Красный, желтый, синий.) А почему их называют главными, в чем их секрет? (С их помощью путем смешивания можно получить много составных цветов.) Каждый из вас получит задание.
(Дети получают по половине альбомного листа бумаги с упражнениями на соединение главных цветов, изображенных в виде математического примера: синее пятно + красное пятно = ; желтое + синее = и т.п.)
Хитрюшкин. Вы должны мысленно сложить эти цвета и после знака равенства, взяв нужную краску, изобразить ответ – получившийся составной цвет.
Воспитатель. Ребята, вы только посмотрите: главные и составные цвета есть в солнышке страны ИЗО!
Дети выполняют задание. Хитрюшкин рассматривает листы.
Хитрюшкин. Вы хорошо знаете главные цвета и составные. Молодцы! А знаете ли вы загадки, пословицы, поговорки, в которых упоминается цвет? Например.
– Березоньки, как девоньки, в сарафанчиках беленьких.
– На рябине, словно красны солнышки висят.
– Эй, звоночек, синий цвет, с язычком, а звону нет! (Колокольчик.)
– Белые горошки на зеленой ножке. (Ландыш.)
– Стоят в лучах сестрички – Желтый глазок, белые реснички. (Ромашка.)
– Синий мундир, желтая подкладка, А в середине сладко. (Слива.)
– Сам алый, сахарный, Кафтан зеленый, бархатный. (Арбуз.)
Молодцы! Перед вами две картины. (Показывает графическое изображение лета и зимы.) Угадайте, какое время года я изобразил. Лето какое? Скажите одним словом.
(Каждый ребенок придумывает определение: жаркое, теплое, светлое, прекрасное, красное, веселое и т.д.)
А зима? Подберите для лета теплые цвета, а для зимы – холодные. Каждому ребенку дают любую цветную карточку из набора. По окончании работы воспитатель обращает внимание детей на солнышко страны ИЗО: на его холодные и теплые лучи.
Хитрюшкин. Вы справились с заданием, именно этими цветами я написал свои картины.
(Графическое изображение меняется на цветное. Дети называют, в каком колорите написаны картины.)
– Назовите, какого цвета цветы на летней клумбе? (Красного.)
– Кто больше назовет оттенков красного цвета? (Розовый, малиновый, алый, вишневый, бордовый.)
– Скажите, какого цвета солнышко?
Кто больше назовет оттенков желтого цвета? (Аналогично проходит работа с картиной "Зима")
А умеют ли теплые и холодные цвета дружить?
Воспитатель. А вот мы сейчас проверим! Представим, что эти цветные листы бумаги превратились в осенние листочки.
(Показывает красные, желтые, зеленые листы бумаги.)
– Помогите красному жучку: что нужно сделать, чтобы его все заметили?
– Листочек какого цвета помог жучку? (Зеленый.)
– Какой цвет неба (показывает желтый, оранжевый, синий, голубой листы бумаги) надо подобрать Жар-птице, чтобы она казалась очень яркой?
(Дети подбирают фон контрастного цвета. Воспитатель обращает внимание детей на то, как теплые и холодные цвета "зажигают" друг друга.)
Хитрюшкин. Молодцы! У меня даже настроение улучшилось. Вы знаете, что каждый цвет имеет свое настроение?
Воспитатель. Конечно, знаем!
Игра “Подбери похожий цвет”.Детям раздают наборы цветных карточек; предлагают выложить их перед собой.
Воспитатель. Я прочту стихи поэта Владимира Коркина, а вы подберете и поднимете карточку подходящего, на ваш взгляд, цвета.
За окном туман и слякоть,
Звезды прячутся во тьму.
Очень хочется заплакать –
Неизвестно почему.
Хитрюшкин.
Я тоже хочу прочитать стихи.
Утром ветки золотятся
В голубом, как сон, дыму.
Очень хочется смеяться -
Неизвестно почему.
Я знаю, что цвета могут быть добрыми, а могут быть и злыми. В стране ИЗО живут добрый волшебник и злой колдун, но вот выглядят они совершенно одинаково. Перед детьми два одинаковых изображения волшебников. Хитрюшкин предлагает им выложить из цветных лоскутков ковры: один – для доброго волшебника, другой – для злого колдуна.
Хитрюшкин. Ребята, как много вы знаете: главные и составные цвета, теплые и холодные, контрастные и даже цвета – родственники. А как интересно было узнать, что каждый цвет имеет настроение.
Я приготовил для вас свои картины. Вы помните, как меня зовут? Правильно, Хитрюшкин! Вот и картины мои с хитринкой. Попробуйте найти эту хитринку.
Раздает “картинки-хитринки”. Дети находят ошибки. Хитрюшкин хвалит их.
Воспитатель. Спасибо тебе, художник Хитрюшкин, за “хитринки”. У нас для тебя сюрприз!
Дети читают стихи.
Как я учился рисовать
Шумит гроза, гремит гроза,
На небе тучи черные,
И молния слепит глаза,
А под грозой стоит коза.
Мокрая, покорная,
Правда, грязновата,
Но это краска виновата.
(С. Баруздин)
Рисунок на песке
На песке рисунок мой.
Речка, ты его не смой!
Твой рисунок так хорош
И не хочешь, да слизнешь!
(В. Ланцетти)
Художник
Художник дождик рисовал,
Осенний, хмурый дождик.
Мольберт под зонтиком стоял,
А под дождем – художник!
Промок художник – вот беда:
За воротник течет вода...
“Зато, – сказал художник,
Нарисовал я дождик!”
(В. Мусатов)
Воспитатель. Ну, вот и пора прощаться. Нам было приятно с вами путешествовать по стране ИЗО. Мы уходим, а вы остаетесь... Как грустно...
Хитрюшкин. Как жаль с вами прощаться. Обещайте мне писать письма в страну ИЗО.
Воспитатель. Но мы еще не умеем писать. Хитрюшкин. А вы пишите цветом. По вашим письмам я смогу узнать, как вы живете.
Прощается и уходит.
Воспитатель. Давайте напишем “живое письмо цветом”. Возьмем любой материал и бумагу и постараемся передать свое настроение после путешествия только цветом. Но сначала пусть каждый решит для себя, что он хочет изобразить – радость, веселье, грусть, уныние, а потом принимается за работу.