Правила игры: Игра состоит из трех конкурсов – это приветствие, разминка и домашнее задание. Ученики класса разбиваются на две команды. Результаты конкурсов оценивают жюри. В игре оценивается как личное, так и командное первенство.
Подготовка к игре: Ученики самостоятельно готовят домашнее задание по данной теме.
Методические рекомендации: Игра позволяет проверить качество знаний, развивать творческие способности учащихся.
Ход игрыКонкурс 1. Приветствие
Команда 1 “Потомки Фарадея”, команда 2 “Дети лейтенанта Ленца”.
Мы предлагаем примерное содержание приветствий команд.
Команда 1.
Мы потомки Фарадея
Мы на свете всех мудрее,
Мы явление открыли, про печали все забыли.
Наш девиз – всегда вперед,
Тот кто знает, тем везет!
Команда 2.
Мы дети лейтенанта Ленца
Достойно мы идем вперед
И нам все беды по коленце
От нас удача никогда не отстает.
Наш девиз – быть всегда всем вместе
И никогда не стоять на месте.
Далее команды кратко представляют биографические справки об ученых (М. Фарадей, Э.Х.Ленц), рассказывают историю открытия электромагнитной индукции, самоиндукции и правила Ленца. Объясняют сущность данных явлений и сущность правила Ленца.
Максимальная оценка за этот конкурс 6 баллов.
Конкурс 2. Разминка
Вопросы командам.
- Я таможенный инспектор, проходя через контроль
Если ты идешь с железом, я скажу тебе постой.
Если ты идешь пустой, Проходи здесь и не стой!
А при чем здесь изучаемое явление
Догадайся и ответь нам без сомнения!
- Что позволяет считывать вам информацию с
магнитных лент,
Спросил меня однажды незнающий студент,
Ведь я то это знаю, я профессор
И вы мне расскажите, интересно!
- Что появляется при размыкании контакта
В катушке, расскажите мне ребята.
- Я трансформатор и мое устройство
Вы расскажите это же так просто.
- Решите задачу: В обмотке катушки сила тока равна 12 А. Длина катушки 30 см, диаметр витка равен 4 см, плотность намотки равна 40 витков/см. Катушка намотана на ферромагнитный сердечник, магнитная проницаемость которого в магнитном поле равна 500. Найдите индукцию магнитного поля, индуктивность катушки и плотность энергии магнитного поля.
- Конденсатор электроемкостью 600 мкФ заряжен до напряжения 300 В. Его замыкают на катушку с индуктивностью 25мГн. Найдите максимальную силу тока в катушке?
В данном конкурсе оценивается наиболее точные и правильные ответы. Конкурс также предполагает проявление и реализацию творческих способностей участников игры. Максимальная оценка за этот конкурс 5 баллов.
Конкурс 3. Домашнее задание
Предлагается примерное содержание домашнего задания для команды “Потомки Фарадея”. Данная команда будет рекламировать явление электромагнитной индукции. Аналогично можно прорекламировать для команды “Дети лейтенанта Ленца” – правило Ленца.
Содержание рекламы явления электромагнитной индукции.
На сцене несколько девушек. Мимо них ходит туда и обратно юноша. Когда юноша подходит к одной из девушек, та хватается за сердце, протягивает к нему руку, но, увидев, что он удостоил ее вниманием, опускает руку и отворачивается. В стороне стоит еще одна девушка, которая проносит магнит над катушкой, соединенный с гальванометром. Она время от времени останавливает магнит.
Юноша, отчаявшись добиться успеха у одной девушки, подходит к другой.
Юноша: Что вы делаете?
Девушка: Моделирую ваши действия. Когда я несу магнит над катушкой, в ней возникает ток, причем, чем быстрее несу, тем больше ток. Но стоит мне магнит остановить, как ток тут же пропадает. Совсем как у вас с этими девушками.
Юноша: Но почему они себя так ведут эти девушки и эта катушка?
Девушка: На счет девушек догадываюсь, но не хочу вас обижать, а с катушкой все просто: она реагирует не на любое магнитное поле, а только на переменное. Точнее, в ней возникает ток, когда меняется пронизывающий ее магнитный поток. Это называется явлением электромагнитной индукции. Причем я могу менять магнитный поток разными путями, например так: вдвигать и выдвигать магнит, ставить на катушку другую, присоединенную к источнику тока, включает и выключает ток. Эффект, как видите, один и тот же.
Юноша: Понимаю. Видимо, эти девушки тоже реагируют только на переменное поле и боятся постоянства. Но тогда зачем же я трачу время? Какая мудрая эта ваша наука!
Девушка: Если хотите понять глубже, что такое любовь…
Юноша: Если не хотите ошибаться в жизни …
Оба: Пользуйтесь явлением электромагнитной индукции!
Жюри подводит итоги и выбирается команда-победитель.