Пояснительная записка.
Федеральный компонент Госстандарта образования направлен на развитие у учащихся самостоятельной мыслительной деятельности, творческой инициативы, самовыражения. Практической реализации этих качеств поможет работа клуба “Почемучек” по данной программе.
Выбор направления курса-проведения учебных исследований с младшими школьниками обусловлен тем, что у учителя нет возможности много времени на уроке отводить поисково – исследовательской деятельности, развитию воображения, креативности.
И в результате у учащихся младших классов, по природе своей очень любознательных, не удовлетворяются интересы к исследовательской деятельности.
Предлагаемая программа позволит учащимся самим находить ответы на многие “почему?”, используя более 10 методов исследовательской деятельности: информационный поиск, наблюдения, опыт, опрос, анкетирование и т.д. и результатами работ будут: собственные исследовательские работы, оформленные альбомы, стенды, газеты, выступления на классных часах, родительских собраниях, конференциях.
Работа начинается во 2 классе со второго полугодия. Учащиеся обучаются самым простым методам исследовательской деятельности, информационного поиска, опроса, анкетирования и т.д. к данной работе привлекается: библиотекарь школы, психолог, учителя географии, биологии.
Работа клуба проводиться во внеурочное время 1 раз в 10 дней со всеми желающими учащимися. Случайные члены клуба отсеются в ходе работы, останутся самые любознательные.
Можно формировать группу из учащихся одного класса или разновозрастную группу, что и сложнее, т.к. задания разноуровневые и легче, т.к. младшие видят, как работают те, кто постарше. В какое время брать, какую тему решает руководитель клуба.
Задачи программы:
- Формирование человека с высоким интеллектуальности уровнем.
- Удовлетворение интересов учащихся в научно-исследовательской деятельности.
- Создание условий для ранней профориентации учащихся.
- Обучение умению прослеживать межпредметные связи.
- Воспитание гуманной, творчески активной личности.
Содержание программы будет способствовать:
- овладению членами клуба навыками самостоятельной деятельности при поиске решений научно-исследовательских проблем;
- саморазвитию и самовыражению;
- осмыслению природы, прошлого родины, своего организма как объектов исследований;
- востребованию творческого потенциала учеников;
- получению учащимися новой информации, родственной творческому озарению; умению сопоставлять свои наблюдения со сведениями, полученными из книжных источников.
2 класс. Обучение начинающих. (10 занятий)
№ | Тема занятия | Время | Кто проводит |
1 | Кто и что может быть предметом исследования? | январь | Руководитель клуба |
2 | Общее знакомство с методами исследования | январь | Руководитель клуба |
3 | Метод информационного поиска | ||
4 | а) работа со словарями | Библиотекарь школы | |
5 | б) со справочниками, энциклопедиями | Библиотекарь школы | |
6 | в) с журналами, газетами | Библиотекарь школы | |
7 | г) с компьютером | Учитель информатики | |
8 | Методы наблюдения и опыта | Учитель биологии, географии | |
9 | Методы опроса, анкетирования | май | Психолог школы |
Раздел I. “Земля и люди”
№ | Название темы | Метод исследования | Класс | Практический выход |
1 | Почему бывают кислотные дожди? | Информационного поиска | 2 кл. | Выступление с исследовательской работой на заседании клуба, уроке окружающего мира |
2 | Что такое озоновая дыра и почему возникает? | Информационного поиска | 3-4 кл. | а) исследовательская работа б) выпуск листовки: “Берегите природу” в) выступление на родительском собрании |
3 | Почему животные находят обратную дорогу домой? | а)информационного поиска б) опроса (по сбору примеров на тему) |
3 кл. 4 кл. |
Исследовательская работа Исследовательская работа |
4 | Кому из животных и почему поставлены памятники? | Информационного поиска | 3 кл. | Заметка в газету клуба |
5 | Почему некоторые животные чувствуют приближение природных стихий, наводнений, землетрясений и т.д. | Информационного поиска | 3 кл. | Исследовательская работа |
6 | Почему бывают туманы? | Информационного поиска | 2 кл. | Исследовательская работа |
7 | Установление снежного покрова | Наблюдения | 3 кл. | Дневник наблюдения |
8 | Природа и время. Разные виды часов: цветочные, солнечные, водяные и т.д. | а)информационного поиска б)моделирования, зарисовки |
3-4 кл. | Выставка рисунков и моделей часов из различного бросового материала |
9 | Дикие собаки и кошки. | Информационного поиска | 2 кл. | Исследовательская работа |
10 | Отлёт и прилёт птиц в нашей местности. | Наблюдения | 2-3 кл. | Дневник наблюдений |
11 | Птицы: зимующие в нашем саду | Наблюдения | 3-4кл. | а) дневник наблюдения б) конкурс проектов кормушек для птиц |
12 | Где и когда появляются первые проталинки в окрестностях школы? | Наблюдения | 2-3кл. | Дневник наблюдения с картой |
13 | Почему зверобой зверобой, а утконос утконос? Объясните названия растений и животных. | Информационного поиска | 2-3кл. | Альбом с рисунками и картинками |
14 | Кто и что есть на суше и в воде?: ёж- морской ёж; корова – морская корова; шла – рыба шла; меч – рыба меч; капуста – морская капуста и т.д. | Информационного поиска | 2-3кл. | Альбом с зарисовками и картинками |
15 | Народные названия дней года, что обозначают: Егорьев день, Петров день, Михайлов день и т.д. | Информационного поиска | 4кл. | Исследовательская работа |
16 | Почему надо: а) мыть руки, чистить зубы, б) заниматься спортом, гулять на свежем воздухе, в) не долго смотреть телевизор и работать с компьютером. |
Опрос – исследование мотивации на здоровый образ жизни | 2кл. 3кл. 4кл. |
Выступление с результатами на классных часах и родительских собраниях. |
17 | Народные приметы: а) зима снежная – лето дождливое, б) пока с дуба и березы не облетит лист – зима не ляжет и другие. |
Наблюдение | 2кл. 3кл. |
Дневник наблюдений |
18 | Животные и растения –
предсказатели погоды: а) растения, б) животные. |
Информационного поиска Информационного поиска Наблюдение |
2кл. 3кл. 4кл. |
Исследовательская работа
Дневник наблюдения |
19 | Почему осенью желтеют и опадают
листья? а) от силы ветра, б) от силы солнечного свечения, в) от повышения температуры воздуха, г) от долготы дня. |
Наблюдение Наблюдение Наблюдение Наблюдение |
2кл. 2кл. 3кл. 4кл. |
Дневник наблюдения Дневник наблюдения Дневник наблюдения Дневник наблюдения |
20 | Развитие растения из семени. а) на свету, в тени, б) полив: частый, редкий, теплый, в) различие почвы. |
Опыт наблюдение Опыт Опыт |
2кл. 2кл. 3 кл. |
Дневник Дневник Дневник |
Раздел II. Историко – краеведческий раздел. “Истоки”
№ | Тема исследования | Класс | Метод исследования | Практический выход |
1 | Старинные названия профессий: стряпчий, цирюльник и т.д. | 2-3кл. | Информационный поиск | Исследовательская работа. |
2 | Эволюция плавательных средств передвижения. | 2-3кл.
4кл. |
Информационный поиск
Информационный поиск |
Конкурс рисунков “На чём
плавали люди” Конкурс поделок различных плавательных средств из различного материала |
3 | Старинные музыкальные инструменты. | 3кл.
4кл. |
Информационный поиск Опрос жителей о наличие дома инструментов, посещение регионального музея |
а) рисунки старинных
инструментов б) исследовательская работа Фото-отчёт |
4 | “О чём говорит герб?” а) герб нашего города, б) герб республики Татарстан, в) герб России. |
2кл. 3кл. 4кл. |
Информационный поиск Информационный поиск Информационный поиск |
Исследовательская работа с рисунками Исследовательская работа с рисунками Исследовательская работа с рисунками |
5 | Поэты и писатели нашего города. | 3-4кл. | Информационный поиск | Альбом, газета, вечер поэзии |
6 | Новые улицы нашего города: в честь кого названы? | 4кл. | Информационный поиск | Отчёт-альбом |
7 | Что повлияло на выбор твоего имени? | 3-4кл. | Опрос - родителей | Исследовательская работа Выступление на родительском собрании |
8 | Из истории моей фамилии. | 4кл. | Информационный поиск Опрос членов семьи |
Исследовательская работа Круглый стол: “Моя фамилия” |
9 | Возрождение старинных имён. | 3кл. | Опрос по детсадам, начальным классам школы | Исследовательская работа |
10 | Долгожители нашего микрорайона. | 4кл. | Информационный поиск Анкетирование |
Отчёт (альбом) Выпуск стенной газеты |
11 | Старинные праздники русских, татар, чуваш. Сходство, различие. | 3-4 кл.
|
Информационный поиск Опрос пожилых людей |
Исследовательская работа Конкурс рисунков Концерт для родителей с фрагментами праздников |
12 | Старинный женский и мужской костюм русских, татар, чуваш. Сходство различие. | 3-4кл. | Информационный поиск Эксплуатация в региональный музей г. Нурлат Опрос пожилых людей |
Альбом в рисунках и фото Конкурс рисунков и поделок Выставка рисунков, поделок, фото, костюмов для 2-4 классов |
К 50 летию школы | ||||
13 | Учителя – выпускники школы. | 3-4кл. | Информационный поиск Анкетирование, сбор фото |
Фотоальбом |
14 | Учителя школы, имеющие звания и награды. | 3-4кл. | Информационный поиск Опрос-исследование |
Фотоальбом |
15 | Директора школы за полвека. | 4кл. | Информационный поиск Сбор материалов |
Фотоальбом |