Цель урока:
- Обобщить и углубить знания детей об осени и привести их в систему.
- Закрепить знания детей о жизни растений.
- Объяснить связь высоты Солнца со временем года, погоды, осенью, явления в природе.
- Усвоить и повторить понятия:
- Солнце.
- Осень.
- Похолодание – листопад, ливневые дожди.
- Моросящие дожди.
- Виды растений.
- Листопад.
- Съедобные и несъедобные грибы.
Оборудование:
- карточки;
- выставка рисунков.
Ход урока
1.Объявление темы и постановка задач урока.
Презентация. Слайд 1.(см. Приложение)
2. Вводная беседа.
-Дети, ваше личное отношение к Солнцу?
К какой части природы относится Солнце?
Что будет, если погаснет Солнце?
Какие времена года вы знаете?
Чем они отличаются друг от друга?
Почему идёт смена времён года?
Записывать полученную информацию в таблицу (на доске и индивидуальные карточки):
Презентация. Слайд 2, 3, 4.(см. Приложение)
Ранняя | Золотая |
Поздняя |
|
Цвет листьев |
|||
Трава |
|||
Небо |
|||
Солнце |
|||
Облака |
|||
Осадки |
Вывод: Чем выше Солнце – тем голубее небо, тем теплее на Земле, чем ниже Солнце – тем серее небо, тем холоднее.
3. Выступление детей. Изменения в неживой природе осенью.
Понятия “неживая природа”.
Понятия “явления в природе”.
1-ый ученик. Роса.
Ранняя осень. Погода ещё по-летнему тёплая. Дождя не было, а утром трава, набережная, ограды покрыты блестящими капельками воды. Откуда же появилась эта вода? Уж. не из воздуха ли? Это роса, и появляется она, в самом деле, из воздуха. Ночи стояли прохладными. За ночь остыла, остудилась земля. В воздухе всегда есть водяной пар. Соприкоснувшись с холодными предметами или растениями, водяной пар превратился в капельки воды.
Роса для растений так же полезна, как дождь. Росу пьют насекомые, птицы, ящерицы. Роса образуется по утрам не только осенью, но и летом, и весной. Однако осенью росы бывают чаще всего. Почему?
2-ой ученик. Туман.
Осень – сырое время года. Частые дожди, непросыхающие лужи. Зябко на улице. Воздух влажный. С наступлением сумерек становится холоднее. В это время заметить лёгкую пелену дымки в воздухе. Это от холода влажный воздух начал превращаться в мелкие-мелкие капельки воды. Эти капельки так малы, что не падают на землю, а висят в воздухе. Так образуется туман. Капелек, невидимых глазу, становится всё больше, туман плотнее, и вот сквозь него уже ничего не видно. Туман стелется всю ночь до утра. Утром холодный, плотный туман постепенно начинает испаряться, оставляя капельки росы на траве. Самый туманный месяц года -?
3-ий ученик. Заморозок.
Поздней осенью можно услышать: ”Ожидается заморозки”. Что же такое заморозки? Это понижение температуры воздуха ниже 0 в тёплое время года. Посмотрите днём на термометр. Он показывает температуру выше 0. А поздно вечером термометр покажет температуру ниже 0. Значит, пришёл холодный воздух. Но когда температура ниже 0 – вода замерзает. Это и есть заморозки. И точно, утром все лужи покрыты корочкой тонкого льда.
4-ый ученик. Иней.
При заморозках трава, земля, предметы на улице сильно охлаждаются. Их температура ниже 0. И тогда водяной пар в воздухе, коснувшись холодного предмета, может сразу стать льдом, не превращаясь в росу. Появился иней – скоро золотая осень.
Роса и иней бывают не только осенью, но и в другие времена года. В каких же случаях образуются роса, а в каких иней?
4. Листопадный карнавал.
Понятие “Живая природа”.
Какие виды растений вы знаете? (Деревья, кустарники, травы, водоросли)
Признаки отличия видов.
Части растений и их назначение.
Выступления детей и выставка рисунков.
5-ый ученик.
Казалось бы, зачем деревьям сбрасывать такой великолепный наряд? Стояли бы да стояли до самой весны с листьями. Нельзя. Если ляжет, налипнет снег на листву, то ветви деревьев не выдержат его тяжести и обломятся. Иногда, такое несчастье случается, если снег намного раньше времени выпадает. Вот деревья всю листву и сбрасывают.
Кроме того, дерево предусмотрительно всё ненужные для себя вещества выводит в листву. Потом, будто пробкой, затыкается черешок листва омертвевшими клетками. И с первым же порывом ветра листья отламываются и падают.
6-ой ученик.
Раньше всех теряют листья липа, берёза и вяз. Уже в конце ранней осени начался у них листопад. Листва постепенно тает, открывая тёмный ствол дерева. С первыми заморозками осыпаются листья осины, затем – клёна. Только ольха, да по берегам рек ивы стоят густые и зелёные до первого снега. А потом, замороженные, почерневшие, хрустящие листья опадают на землю.
7-ой ученик.
Начали желтеть кончики хвоинок у лиственницы. Золотой осенью хвоя станет ярко-жёлтой, горящей на фоне неба. Только ель и сосна стоят зелёные, своими тёмными силуэтами усиливая яркость и звучность осенних красок. Их листочкам-хвоинкам – морозы не страшны. Каждая хвоинка, как шубой, покрылась восковым налётом.
Чтение стихотворений о красоте осенних листьев.
5. Грибы в природе.
Понятия съедобные и несъедобные грибы.
Время роста грибов, места поиска. Правила сбора.
Поведение при грибном отравлении.
Признаки отравления.
8-ой ученик. Не растения и не животные.
Грибы – любители поиграть в игру под названием “Угадай кто я?”. Дело в том, что они разнообразны, среди них много очень похожих грибов, часто очень трудно определить какой же гриб ты нашёл, учёные несколько веков не могли решить: что это вообще такое – грибы?
Все растения объединили в одну большую группу – царство растений. Животных объединили в царство животных. А куда отнести грибы?
Постепенно выяснилось , что в теле грибов немало таких веществ, которых ни в каких растениях нет. Зато они есть в теле некоторых животных. Этого, правда, недостаточно, чтобы считать грибы животными, но вполне достаточно, чтобы не считать растениями.
Ещё в 19 веке появилось новое царство – грибное. Грибов на свете очень много 100 тысяч видов.
9-ый ученик.
Деревья и грибы, между собой дружат. Тонкие, белые, похожие на паутину нити грибницы тянутся к корням деревьев, оплетают их, срастаются с ними. Грибница становится как бы продолжением корня. Она всасывает из почвы и посылает дереву воду с растворёнными в ней минеральными солями. А дерево отдаёт грибу питательные вещества, которые образуются в зелёных листьях.
Одни грибы дружат с разными деревьями, другие с какими-то определёнными.
Подберёзовик-? ,подосиновик-? ,рыжик-? ,белый гриб-?.
Нужно помнить о том, что многие грибы участвуют в переработке растительных остатков в лесу: разрушают пни, поваленные стволы, упавшие сучья, отмершую листву. Это санитары леса, без которых не обойтись.
А для чего ещё нужны грибы?
6. Викторина. Презентация. Слайд 5.(см. Приложение)
Чем роса от инея отличается?
Какой месяц самый туманный?
У каких деревьев листва краснеет?
Какие деревья листву зелёной сбрасывают?
Какого цвета осенью хвоя на лиственнице?
Может ли гриб дерево съесть?
Какие садовые цветы до первого снега цветут?
У какого дерева листва первой желтеет?
7. Итог урока.