Комбинированный урок во 2-ом классе по теме "Осень пришла"

Разделы: Начальная школа


Цель урока:

  1. Обобщить и углубить знания детей об осени и привести их в систему.
  2. Закрепить знания детей о жизни растений.
  3. Объяснить связь высоты Солнца со временем года, погоды, осенью, явления в природе.
  4. Усвоить и повторить понятия:
  • Солнце.
  • Осень.
  • Похолодание – листопад, ливневые дожди.
  • Моросящие дожди.
  • Виды растений.
  • Листопад.
  • Съедобные и несъедобные грибы.

Оборудование:

  • карточки;
  • выставка рисунков.

Ход урока

1.Объявление темы и постановка задач урока.

Презентация. Слайд 1.(см. Приложение)

2. Вводная беседа.

-Дети, ваше личное отношение к Солнцу?

К какой части природы относится Солнце?

Что будет, если погаснет Солнце?

Какие времена года вы знаете?

Чем они отличаются друг от друга?

Почему идёт смена времён года?

Записывать полученную информацию в таблицу (на доске и индивидуальные карточки):

Презентация. Слайд 2, 3, 4.(см. Приложение)

  Ранняя

Золотая

Поздняя

Цвет листьев

     

Трава

     

Небо

     

Солнце

     

Облака

     

Осадки

     

Вывод: Чем выше Солнце – тем голубее небо, тем теплее на Земле, чем ниже Солнце – тем серее небо, тем холоднее.

3. Выступление детей. Изменения в неживой природе осенью.

Понятия “неживая природа”.

Понятия “явления в природе”.

1-ый ученик. Роса.

Ранняя осень. Погода ещё по-летнему тёплая. Дождя не было, а утром трава, набережная, ограды покрыты блестящими капельками воды. Откуда же появилась эта вода? Уж. не из воздуха ли? Это роса, и появляется она, в самом деле, из воздуха. Ночи стояли прохладными. За ночь остыла, остудилась земля. В воздухе всегда есть водяной пар. Соприкоснувшись с холодными предметами или растениями, водяной пар превратился в капельки воды.

Роса для растений так же полезна, как дождь. Росу пьют насекомые, птицы, ящерицы. Роса образуется по утрам не только осенью, но и летом, и весной. Однако осенью росы бывают чаще всего. Почему?

2-ой ученик. Туман.

Осень – сырое время года. Частые дожди, непросыхающие лужи. Зябко на улице. Воздух влажный. С наступлением сумерек становится холоднее. В это время заметить лёгкую пелену дымки в воздухе. Это от холода влажный воздух начал превращаться в мелкие-мелкие капельки воды. Эти капельки так малы, что не падают на землю, а висят в воздухе. Так образуется туман. Капелек, невидимых глазу, становится всё больше, туман плотнее, и вот сквозь него уже ничего не видно. Туман стелется всю ночь до утра. Утром холодный, плотный туман постепенно начинает испаряться, оставляя капельки росы на траве. Самый туманный месяц года -?

3-ий ученик. Заморозок.

Поздней осенью можно услышать: ”Ожидается заморозки”. Что же такое заморозки? Это понижение температуры воздуха ниже 0 в тёплое время года. Посмотрите днём на термометр. Он показывает температуру выше 0. А поздно вечером термометр покажет температуру ниже 0. Значит, пришёл холодный воздух. Но когда температура ниже 0 – вода замерзает. Это и есть заморозки. И точно, утром все лужи покрыты корочкой тонкого льда.

4-ый ученик. Иней.

При заморозках трава, земля, предметы на улице сильно охлаждаются. Их температура ниже 0. И тогда водяной пар в воздухе, коснувшись холодного предмета, может сразу стать льдом, не превращаясь в росу. Появился иней – скоро золотая осень.

Роса и иней бывают не только осенью, но и в другие времена года. В каких же случаях образуются роса, а в каких иней?

4. Листопадный карнавал.

Понятие “Живая природа”.

Какие виды растений вы знаете? (Деревья, кустарники, травы, водоросли)

Признаки отличия видов.

Части растений и их назначение.

Выступления детей и выставка рисунков.

5-ый ученик.

Казалось бы, зачем деревьям сбрасывать такой великолепный наряд? Стояли бы да стояли до самой весны с листьями. Нельзя. Если ляжет, налипнет снег на листву, то ветви деревьев не выдержат его тяжести и обломятся. Иногда, такое несчастье случается, если снег намного раньше времени выпадает. Вот деревья всю листву и сбрасывают.

Кроме того, дерево предусмотрительно всё ненужные для себя вещества выводит в листву. Потом, будто пробкой, затыкается черешок листва омертвевшими клетками. И с первым же порывом ветра листья отламываются и падают.

6-ой ученик.

Раньше всех теряют листья липа, берёза и вяз. Уже в конце ранней осени начался у них листопад. Листва постепенно тает, открывая тёмный ствол дерева. С первыми заморозками осыпаются листья осины, затем – клёна. Только ольха, да по берегам рек ивы стоят густые и зелёные до первого снега. А потом, замороженные, почерневшие, хрустящие листья опадают на землю.

7-ой ученик.

Начали желтеть кончики хвоинок у лиственницы. Золотой осенью хвоя станет ярко-жёлтой, горящей на фоне неба. Только ель и сосна стоят зелёные, своими тёмными силуэтами усиливая яркость и звучность осенних красок. Их листочкам-хвоинкам – морозы не страшны. Каждая хвоинка, как шубой, покрылась восковым налётом.

Чтение стихотворений о красоте осенних листьев.

5. Грибы в природе.

Понятия съедобные и несъедобные грибы.

Время роста грибов, места поиска. Правила сбора.

Поведение при грибном отравлении.

Признаки отравления.

8-ой ученик. Не растения и не животные.

Грибы – любители поиграть в игру под названием “Угадай кто я?”. Дело в том, что они разнообразны, среди них много очень похожих грибов, часто очень трудно определить какой же гриб ты нашёл, учёные несколько веков не могли решить: что это вообще такое – грибы?

Все растения объединили в одну большую группу – царство растений. Животных объединили в царство животных. А куда отнести грибы?

Постепенно выяснилось , что в теле грибов немало таких веществ, которых ни в каких растениях нет. Зато они есть в теле некоторых животных. Этого, правда, недостаточно, чтобы считать грибы животными, но вполне достаточно, чтобы не считать растениями.

Ещё в 19 веке появилось новое царство – грибное. Грибов на свете очень много 100 тысяч видов.

9-ый ученик.

Деревья и грибы, между собой дружат. Тонкие, белые, похожие на паутину нити грибницы тянутся к корням деревьев, оплетают их, срастаются с ними. Грибница становится как бы продолжением корня. Она всасывает из почвы и посылает дереву воду с растворёнными в ней минеральными солями. А дерево отдаёт грибу питательные вещества, которые образуются в зелёных листьях.

Одни грибы дружат с разными деревьями, другие с какими-то определёнными.

Подберёзовик-? ,подосиновик-? ,рыжик-? ,белый гриб-?.

Нужно помнить о том, что многие грибы участвуют в переработке растительных остатков в лесу: разрушают пни, поваленные стволы, упавшие сучья, отмершую листву. Это санитары леса, без которых не обойтись.

А для чего ещё нужны грибы?

6. Викторина. Презентация. Слайд 5.(см. Приложение)

Чем роса от инея отличается?

Какой месяц самый туманный?

У каких деревьев листва краснеет?

Какие деревья листву зелёной сбрасывают?

Какого цвета осенью хвоя на лиственнице?

Может ли гриб дерево съесть?

Какие садовые цветы до первого снега цветут?

У какого дерева листва первой желтеет?

7. Итог урока.

Приложение.