Урок математики по теме "Округление чисел с заданной точностью". 4-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


Задачи урока.

  1. Подвести детей к понятию округления чисел с точностью до сотен.
  2. Продолжить работу над решением задач на движение.
  3. Формировать устные и письменные вычислительные навыки.

Оборудование:

  • учебник “Математика. 4-й класс” (сост. И.И. Аргинская, Е.И. Ивановская), Самара. Изд-во “Учебная литература” “Корпорации Федоров”, 2003;
  • компьютер, программа PowerPoint2003, презентация;
  • мультимедийный проектор;
  • экран или интерактивная доска.

Ход урока

I. Организационный момент.

Учитель держит в руках “туристическую путевку” с надписью: “Лики природы Златоуста”.

Особые условия:

1. Быть внимательными, активными.

2. Хорошо знать свой край.

Учитель: Ребята нашему классу досталась путевка в круиз по окрестностям Златоуста. Но здесь особые условия, которые выдвигает фирма. Разрешено брать с собой только тех учеников, которые хорошо знают свой край.

Мне очень хочется, чтобы в путешествие отправились все ребята, поэтому вы должны быть старательными, чтобы узнать много нового и вспомнить изученное ранее.

(Приложение. Слайд 2)

II. Актуализация знаний учащихся.

(Приложение. Слайд 3)

Устный счет

1)

2600 / 10

111 * 4

240 / 3

58 / 2

Дети на числовом веере показывают ответ.

Расположите значения выражений в порядке убывания и вы найдете ключ к разгадке.

444

260

80

29

1

7

5

4

Учитель: С какой датой связано это число?

Ответ: 1754 год основания города Златоуста.

(Приложение. Слайд 4)

2) 21 / (96 – 89) + (7 * 4 + 6) * 2 – 56 / 56 + 277 = (347)

347 год рождения Иоанна Златоуста.

Ученик читает с карточки.

Иоанн Златоуст Константинопольский патриарх с 398 года. Родился в 347 году в древней Византии, в городе Константинополе. Блестящий оратор, автор многих проповедей, комментариев к Библии. Причислен христианской церковью к лику святых.

(Приложение. Слайд 5)

Найдите точные и округленные числа:

Златоуст расположен в 110 км от Челябинска

160 км по линии железной дороги

1400 км к востоку от столицы России – Москва

В городе 356 улиц

3 проспекта

7 переулков

2 проезда

(Приложение. Слайд 6)

Златоустовский городской округ раскинулся на 1884 км2

Округлите до десятков

Определите погрешность.

На нашей территории свободно бы разместились мировые столицы – Лондон, Берлин.

Европейские государства: Андорра, Мальта, Лихтенштейн, Сан-Марино и Монако вместе взятые да еще осталось бы место для эмирата Бахрейн.

III. Изучение нового материала.

(Приложение. Слайд 7)

Учитель: Что вы можете сказать об этих числах: 1100, 1178,1200?

Выслушиваются ответы детей.

Дети: 1100 и 1200 округленные числа.

- 1178 округлили.

Учитель: Как вы догадались?

Учитель: Что значит округлить число с точностью до сотен?

(Приложение. Слайд 87)

Высота самой высокой вершина хребта Большого Таганая 1178 м гора Круглица свое название получила за характерную округлую форму. Подъем на Круглицу сложен и небезопасен, поскольку ее склоны - сплошное нагромождение огромных каменных глыб, многие из которых неустойчивы и могут качнуться от малейшего толчка.

(Приложение. Слайд 9)

Учитель: Найдите и прочитайте в учебнике задание 161, пункт 1.

Дети читают задание.

Учитель: Верен ли ответ: округлить число с точностью до сотен – это значит заменить его одним из ближайших чисел, у которых в разрядах единиц и десятков нули?

Учитель: Выполните самостоятельно пункт 5 этого же задания.

Округли до сотен: 17 528, 375 461, 42 150, 560 470.

Дети быстро и без затруднений выполняют задание, после чего проводится проверка: ученики называют разницу между точным и приближенным числами.

Учитель: Посмотрите пункт 7 этого задания.

Определи, с какой точностью округлены числа:

а) 327 847

б) 168 294

в) 596 968

г) 327 800

д) 170 000

е) 600 000

Учитель: Верно ли утверждение в учебнике?

IV. Закрепление. Работа в группах.

Каждой группе даны рассказы и выражения.

Учитель: Найти значения выражений и прочитайте получившийся рассказ.

(Приложение. Слайд 10)

Вспомните правила группы

Правила работы в группах.

  1. Объединитесь по группам быстро и тихо.
  2. Принесите необходимые материалы.
  3. Говорите тихо.
  4. Слушайте, когда кто-то говорит.
  5. Знайте свое задание.

1 группа.

(750 * 282 / 5 – 15416) / 26 – 697950 = 1034 м высота Двуглавой сопки. Южная вершина сопки получила название у туристов “Перья” за характерные формы составляющих её скал. На восточном склоне, на высоте ( 8099 * 99 – 35073 / 9) / 6 – 132294 = 690 м находится знаменитый Белый ключ – самый известный таганайский источник. Вода в нем необычайно прозрачна и вкусна, несравнима ни с какой другой. В ней отсутствуют минеральные соли. Даже в жаркий июльский полдень температура воды в Белом ключе не превышает + 4о С.

(Приложение. Слайд 11)

2 группа.

Высота Откликного гребня 13640 / 4 + 7 * (90206 – 42910) – 333327 = 1155 м длина скалистой части – 2007 * 3 * 10 + 6540 / 6 – 60500 = 800м .С вершины Откликного открывается широкая панорама Златоустовского Урала. Своеобразны очертания склона с различных точек: С Двуглавой сопки он напоминает древнего ящера-стегозавра, с Круглицы – застывшую на взлете морскую волну, с Монблана – вытянутый гребешок.

(Приложение. Слайд 12)

3 группа.

Самая северная и наиболее обширная по площади вершина Большого Таганая – Дальний Таганай. Высота (8700 + 32415) * 3 – 35073 / 9 – 118336 = 1112 м . 20 августа 1932 года на Дальнем Таганае на высоте 56343 : 7 + 9204 * 4 / 3 – 19213 = 1108 м была открыта самая высокогорная на Урале метеорологическая станция “Таганай - гора”. Сегодня здесь базируется отряд аварийно – спасательной службы аварийно-спасательной службы и метеопост национального парка “Таганай”.

(Приложение. Слайд 13)

Учитель: Молодцы, это задание вы выполнили без затруднений и ошибок.

Продолжаем наше путешествие.

Решение задачи. (Приложение. Слайд 14)

Главная река.

Длина реки Ай 540 км. Катер преодолел это расстояние за 9 часов, а на обратном пути он затратил 12 часов. Как изменилась скорость катера?

Дети: Нам надо решить составную задачу. Можно ее решать самостоятельно?

Учитель: Конечно. Кому потребуется помощь, поднимите руку.

Один ученик выполняет задание на доске.

На доске:

  1. 540 / 9 = 60 (км/ч)
  2. 540 / 12 = 45 (км/ч)
  3. 60 – 45 = 15 (км/ч)

Ответ: скорость уменьшилась на 15 км/ч.

IV. Подведение итогов урока.

Учитель: Наше путешествие заканчивается, но мы продолжим знакомство со Златоустом и его окрестностями на других уроках.

Что вы можете рассказать о том, что узнали на уроке своему другу, брату, сестре, маме, папе?

Выполнили мы условия фирмы, которые были поставлены перед нами?

Молодцы, спасибо за хорошую работу на уроке.

V. Домашнее задание.

(Приложение. Слайд 15)

Учитель: №162, пункты 3, 4 (по выбору); со значениями произведений из №163 составить суммы, в которых при вычислении будет переход в разрядах единиц, десятков и сотен.

Приложение.