Цели урока:
- изучить химические свойства одноосновных карбоновых кислот на примере уксусной кислоты;
- вспомнить взаимное влияние атомов в молекулах карбоновых кислот, номенклатуру;
- развивать логическое мышление, умение обобщать и делать выводы;
- повторить основные правила техники безопасности;
- отрабатывать навыки обращения с лабораторным оборудованием;
- воспитывать культуру речи, умение слушать и правильно выражать свои мысли.
Тип урока: изучение нового материала в процессе химического эксперимента.
Оборудование: экран, медиапроектор, штативы, пробирки, держатели, спиртовки, спички, пипетки, карты-инструкции.
Реактивы: р-р уксусной кислоты, р-ры фенолфталеина, метилоранжевого, гидроксида натрия, карбоната натрия, металлический магнии, спирт этиловый, концентрированная серная кислота, масляная кислота.
План урока:
- Организационный момент
- Повторение
- Изучение нового материала в ходе химического эксперимента
- Закрепление
- Домашнее задание
- Итог урока
Ход урока
(Презентация, Слайд 1)
1. Организационный момент (1 мин)
Во время орг. момента учитель рассказывает о теме, цели и задачах урока.
Дает указания по работе с картой-инструкцией (при ответах и работе у доски, учащиеся ставят в левом верхнем углу карты отметки о выполнении, по количеству ответов учитель выставит оценку в конце урока)
2. Повторение (5 мин)
Вопросы: | Предполагаемые ответы: | |
---|---|---|
1. Какие вещества называют к/кислотами? | Органические соединения, в молекулах которых углеводородный радикал связан с карбоксильной группой. | |
2. Какие вещества называют гомологами? | Вещества разного состава, но схожие по строению и свойствам. | |
3. Назовите ближайших гомологов пропановой кислоты. | Этановая и бутановая. |
4. Давайте вспомним номенклатуру к/кислот. (Слайд 3-5)
Задание: Назовите вещества по заместительной номенклатуре:
А) (2 метилпропановая кислота)
Б) (3,3 диметилбутановая кислота)
В) (3 эти пентановая кислота)
5. Учитель: Что является характерной особенностью к/кислот?
Ответ: Наличие функциональной карбоксильной группы.
Учитель: Для того чтобы понять и разобраться, какими химическими свойствами обладают к/кислоты, давайте вспомним взаимное влияние атомов в их молекулах.
Структурная формула на доске:
6. Учитель: Теперь, на основе рассмотренного строения, давайте выясним, какими же химическими свойствами могут обладать карбоновые кислоты.
По ходу изложения нового материал вы будите проводить химические опыты, поэтому нужно вспомнить основные правила техники безопасности. (1 мин) (Слайд 6-10)
Результаты эксперимента нужно занести в таблицу, которая находится у вас на парте. (Слайд 11)
3. Химические свойства (20 мин)
КИСЛОТНЫЕ СВОЙСТВА
(объяснения учителя)
1. Отщепление протона водорода от кислоты говорит о том, что уксусная кислота в растворах диссоциирует на ионы: СН3–COOH ↔ СН3–COO- + H+ и образующийся ион водорода придает раствору кислую среду.
Опыт: (Слайд 12) П + 1 мл раствора уксусной кислоты + 1-2 капли раствора метилоранжевого.
Что наблюдаете? Уравнение записать в таблицу.
2. Взаимодействие с металлами.
R–COOH + Me → R–COOMe + H2↑
Давайте рассмотрим данное свойство на опыте. (Слайд 13)
Пробирка + 1 мл раствора уксусной кислоты + чуть-чуть металлического магния.
Что вы наблюдаете? Какой газ выделяется? Запишите результаты в таблицу.
2СН3–COOH + Mg → | (CH3–COO)2 Mg | + H2↑ |
Ацетат магния |
3. Взаимодействие с основными оксидами и основаниями. (Слайд 14)
R–COOH + MeО → R–COOMe + H2О
R–COOH + MeОН → R–COOMe + H2О
Рассмотрим на опыте взаимодействие уксусной кислоты с гидроАксидом натрия.
П + 1 мл раствора гидроксида натрия + 1 капля раствора фенолфталеина + 1-2 мл раствора уксусной кислоты.
Что вы наблюдаете?
СН3–COOH + NaOH → | CH3–COONa | + H2О |
Ацетат натрия |
4. Взаимодействие с солями более слабых кислот. (Слайд 15)
Опыт: П + 2 мл раствора уксусной кислоты + 1 мл раствора карбоната натрия.
Что наблюдаете? (Результаты в таблицу)
2СН3–COOH + Na2СО3 → | 2CH3–COONa | + СО2↑ + H2О |
Ацетат натрия |
Учитель: Все данные свойства являются общими химическими свойствами для всех кислот, как органических, так и неорганических. Но карбоновые кислоты, как представители органических соединений, обладают и особыми свойствами, так называемыми – специфическими.
Замещение Н может протекать не только в функциональной группе, но и в радикале.
5. Галогенирование (замещение идет в а-положении).
СН3–COOH + Cl–Cl → | СН2Cl–COOH | + HCl |
2-хлоруксусная кислота |
6. Замещение группы –ОН.
Реакция этерификации - образование сложных эфиров (при нагревании в присутствии серной кислоты).
С3Н7–COOH + СН3–CH2OH ↔ | С3Н7–COOСН2 СН3 | + H2О |
Этилбутанат (фруктовый запах) |
Опыт: (Слайд 16) П + 1 мл раствора уксусной кислоты + 1 мл раствора этилового спирта + 2-3 капли концентрированной серной кислоты. Пробирку закрепить в держателе и осторожно нагревать в течении минуты. Спиртовку затушить колпачком. Осторожно жидкость понюхать.
Что вам напоминает образующийся запах?
Учитель: Данная реакция нашла очень широкое применение в промышленности. На основе получения сложных эфиров в косметической и парфюмерной промышленности ученые создают разнообразные запахи и ароматы, которые так нас привлекают.
(Слайды 17-21)
Учащиеся, под руководством учителя, делают выводы по практической части.
Химические свойства к/кислот разнообразны, они:
- диссоциируют в растворах (электролиты);
- одноосновные карбоновые кислоты способны вступать в реакции замещения как по радикалу, так и по функциональной группе;
- вступают в реакции этерификации, которые имеют широкое значение в промышленности.
4. Закрепление (10 мин)
Задание: Составьте уравнения химических реакции м/у следующими парами веществ, укажите условия их протекания. (Слайды 22-24)
а) Муравьиная кислота + гидроксид калия =
б) Пропановая кислота + оксид магния =
в) Уксусная кислота + этанол =
5. Домашнее задание (инструктаж - 1 мин) (Слайд 25)
(Д/з находится в карте-инструкции)
Устно: Изучить параграф 20 (стр 180-181)
Письменно:
1. Какой объем газа (при н.у.) выделится при взаимодействии раствора уксусной кислоты массой 100 г (массовая доля вещества 55%), с металлическим натрием, массой 10 г?
2. Составьте уравнения химических реакции согласно цепочке превращении:
Углерод → Этан → Этилен → Этанол → Этановая кислота → Ацетат магния
3. Закончите уравнения химических реакции, напишите их в молекулярном и ионном виде:
а) HCOOH + Mg =
б) CH3COOH + KOH =
в) C2H5COOH + CaO =
Условие: на оценку «5» - 1,2,3; «4» - 2,1 или 1,3; «3» - любое.
6. Итог урока (2 мин)
1. Выводы по уроку (учитель)
2. Выставление оценок (Слайд 26)
Кто ответил правильно, в течение урока, на 4 и более вопросов - оценка «5», на 2-3 вопроса - оценка «4», на 1 вопрос - оценка «3».