Урок-праздник "Урок русского фольклора". 1-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 1


Цель: познакомить с произведениями устного народного творчества, с поздравлениями, дразнилками, считалками, скороговорками, прибаутками и др., развивать речь, логическое мышление, внимание, воображение, воспитывать любовь к культуре русского языка.
(Участники урока-праздника выступают в русских народных костюмах. Класс ярко украшен. На заднем плане нарисована печка, яркие фигурки дымковских игрушек: матрешки, уточки, солнце. Посреди класса стол, накрытый яркой скатертью, на столе самовар, расписная посуда.
Появляются ведущие: хозяин с хозяйкой, оба в русских народных костюмах).

Хозяйка:
Пожалуйте, гости дорогие, пожалуйте!!!
Хозяин:
Веселья вам да радости!!!
Хозяйка:
Давно мы вас ждем-поджидаем, праздник без вас не начинаем.
Хозяин:
У нас для каждого найдется словечко и местечко!!!
Хозяйка:
Припасли мы для вас забавушек на всякий вкус, кому – сказку, кому – правду, кому – песенку.
(Входят гости. Девочки в юбках из красного ситца и пестрых кофточках, на плечах цветные шали. Мальчики в рубашках на выпуск, отделанные яркой тесьмой. Гости рассаживаются).
Учитель:
Талантлив русский человек и то искусство, в котором столько поэзии и красоты. Высокой художественностью отличается и народное словотворчество- искусство слова.
Русское народное поэтическое искусство корнями уходит в далекое прошлое, связанное с жизнью наших предков – древних славян. А какими они были? Об этом нам поведали древние летописи и книги. Историки изображают их сильными, неутомимыми, храбрыми. Не думая о смерти, они защищали Родину, с пленными обращались дружелюбно и отличались редким гостеприимством. Они очень любили музыку – волынку, гудок, гусли, любили пляски, игры.
Древние славяне приклонялись силам природы, наделяя их человеческими чертами. Так появились Бог Огня, Бог Земли, Бог Леса, Бог Неба, Бог Солнца – Ярило.
Свое представление о том, как родилась жизнь на Земле, славяне отразили в легендах и Мифах («Миф и Солнце» Мельникова из романа «В лесах»).
Художественное чтение сопровождается музыкой Д.С. Бортянского «Песнопение».

Ученик:
Лежала Мать Сыра Земля во мраке и стуже. Мертва была – ни света, ни тепла, ни звуков, никакого движения. И сказал вечно юный, вечно радосьный светлый Яр: «Взглянем сквозь тьму кромешную на Мать Сыру Землю, хороша ль, пригожа ль она, придется ли по мысли нам?» И пламень взора светлого Яра в одно мгновенье пронзил неизмеримые слои мрака, что лежали над спавшей землей. И где Ярилин взор прорезал тьму, там воссияло солнце красное. И полились через солнце жаркие волны лучезарного Ярилина света. Мать Сыра Земля ото сна пробудилась, в юной красе раскинулась. Жадно пила она золотые лучи живоносного света,  и того света палящая жизнь и томящая нега разлились по ее недрам.
Любы Земле Ярилины речи, возлюбила она Бога светлого и от жарких его поцелуев разукрасилась злаками, цветами, темными лесами, синими морями, голыми реками, серебристыми озерами.
Пила она жаркие поцелуи Ярилы, и из недр ее вылетали поднебесные птицы, из вертепов выбегали лесные и полевые звери, в реках и морях заплавали рыбы… И все жило, любило и все пело хвалебные песни: отцу – Яриле и матери – сырой Земле. Слава солнцу и всей русской земле, родившейся в его лучах.

Ученик:
О светло светлая
И красно украшена
Земля Русская!
И многими красотами
Удивлена еси:
Озеры многие
Удивлена еси.
Реками и кладезями
Месточестными,
Горами крутыми,
Холмы высокими,
Дубравами частыми,
Полыми дивными,
Зверями различными,
Птицами бесчисленными,
Города великими,
Селы дивными,
Винограды обильными,
Дома церковными,
И князьями грозными,
Бояры честными,
Вельможами многими!
Всего еси исполнена
Земля Русская,
О, правоверная
Вера христианская!

(Художественное чтение сопровождается тихой музыкой).
Учитель:
Как выразительно, как прекрасно звучит славянское слово и в мифе, и в древнерусском тексте. Эти слова хочется повторять.
Кладовой бесценных сокровищ является русский фольклор – особое поэтическое искусство слова. Не зря сказал В. Иванов: «Родная речь певцу земля родная, В ней предков неразменный клад лежит».

1-ый Скоморох:
Что за славный денек,
На бугре солнцепек,
Собирайся народ у ворот.

2-ой Скоморох:
Петь, шутить, хороводы водить!

3-ий Скоморох:
Эй, добры молодцы!
Эй, красны девицы!
Выходите скорей слово доброе
Людям сказать,
Песню спеть, да себя показать!

(Звучит русская народная песня. Дети в быстром темпе читают хором стихотворение).

Чтобы разговаривать,
Надо выговаривать
Все правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно.

Мы будем разговаривать,
Мы будем выговаривать
Все правильно и внятно
Чтоб было всем понятно.
(По очереди читают скороговорки)

Три сороки-тараторки
Тараторили на горке.

От топота копыт
Пыль по полю летит.
Проворонила ворона вороненка.

Собирала Маргарита
Маргаритки на горе
Растеряла Маргарита
Маргаритки на дворе.

Торопыжка был голодный
Проглотил утюг холодный.

Знайка шел гулять на речку
Перепрыгнул через овечку.

У Авоськи под подушкой
Лежит сладкая ватрушка.

Четыре черненьких чумазеньких чертенка,
Чертили черными чернилами чертеж.

Скоморох смотрит в окно, кричит:
- Ребята, там Евсей!
Все зовут
Евсей, иди к нам!
(Евсей показывает язык)

Скоморох:
Ах, он так! Давайте прочитаем ему дразнилку.

Евсей – воробей,
Не гоняй голубей,
Гоняй галочек,
Не клюй песок,
Не тупи носок,
Клевать колосок…
(Евсей обиделся, голову повесил).
- А ты сам не дразнись! Иди к нам на праздник! У нас весело.

Скоморох:
Эй, ребята, в бубны бейте!
Вы ладоши не жалейте!
Поиграйте нам на ложках,
Поиграйте от души,
Чтоб ноги в пляс пошли.

Ложкари:
Мы не будем щи хлебать,
Мы не будем кашу есть.
В ложки станем мы играть,
Только надо бы присесть.

Ложки не простые,
Ложки хохломские,
Вятские, смоленские,
Ложки деревенские.
Ложки считаем,
В ложки вам сыграем!
(Игра в ложки)

1-ая Девочка:
Эх, топни нога, топни правенькая,
Я плясать пойду, хоть и маленькая.

2-ая Девочка:
Пойду плясать по соломушке,
Раздайся народ по сторонушке.
(Исполняются частушки)

Шире круг, шире круг,
Дайте круг пошире.
Не одна иду плясать.
Нас идет четыре.

Не хотела я плясать.
Стояла и стеснялася,
А гармошка заиграла
Я не удержалася.

А у нас во дворе
Квакали лягушки,
А я с печки босиком,
Думала подружки.

У меня на сарафане
Косолапы петухи,
Я сама не косолапа,
Косолапы женихи.

(Выбегает скоморох и читает прибаутки).
Ай, дуду, дуду, дуду!
Потерял мужик дугу,
Шарил, шарил – не нашел,
Сам заплакал и пошел.
(появляются Фома и Ерема).

Фома и Ерема:
Здрасьте. А вот и мы оба Фома и Ерема!

Фома:
Прибаутку услыхали к вам прибежали.

Ерема:
А ну, Фома, присядем у ворот да потешим народ.

Фома:
Нынче вам расскажем в лицах веселые небылицы.
Вы послушайте, ребята, чепуху мы будем петь.

Ерема:
На дубу коза пасется,
В бане парится медведь.

Фома:
Рано утром вечерком,
Поздно на рассвете,
Баба ехала пешком
В ситцевой карете.

Ерема:
На заборе чепуха жарила варенье,
Куры съели петуха в одно воскресенье.

Фома:
Сидит ежик на березе,
Новая рубашечка,
На головке сапожок,
На ноге фуражечка.

Фома и Ерема:
Черти вилами поели из баранины уху,
Не пора ли нам, ребята, закончить эту чепуху!

Скоморох:
Собирайся народ,
Становись в хоровод без толчеи, без спешки.
Вас ожидают русские потешки.

  1. – Тит, а Тит! Пойдем молотить?
  2.  – Спина болит.
  3.  – Тит, пойдем мед пить?
  4.  – Дай поскорей шапку схватить!

 - Федул, что губы надул?
- Кафтан прожег.
- Зачинить можно?
- Да иглы нет.
- А велика ли дыра?
- Да один ворот остался.

- Фома! У тебя в избе тепло?
- Тепло! На печи в шубе терпеть можно!

- Где ты, брат, Иван?
- В горнице!
- Что делаешь?
- Петру помогаю!
- А Петр, что делает?
- На печи лежит!!!

- Здорово, кума!
На рынке была?
- Никак ты, кума, глуха?
Купила курицу, да петуха.
- Прощай кума!
Пять алтын дала.

(Входят две девочки. Одна из них Ульяна, садиться, зевает и начинает дремать. Разыгрывается потешечка).
2-ая Девочка:
Проснулась Ульяна, не поздно, не рано.
До обеда проспала, встала, да обедать стала.
Наелась, поклонилась да опять повалилась.

Матушка:
Ульяна, сходи за водицей на речку!

Ульяна:
Да мне лень. Дрема одолела.

2-ая Девочка:
Вот лодырь! Кто ленив, тот и сонлив.

Матушка:
Ульяна, иди киселя хлебать!

Ульяна (поднимается):
Раз матушка велит – надо идти.
Где моя большая ложка? Без меня не начинайте.
(все читают пословицу)
Хочешь есть калачи – не сиди на печи.

Игра «Карусель» (со словами и песней).
Хозяйка: Гости дорогие, не хотите ли конфеточек покушать, да сказочку послушать.

Сказка «Два жадных медвежонка»
(кукольный спектакль)

Идут медвежата по лесу.
1-ый медвежонок:
- Я устал.
2-ой медвежонок:
- И я устал…
1-ый медвежонок:
- Я есть хочу.
2-ой медвежонок:
- И я хочу.
1-ый медвежонок:
- Пойдем к дедушке на пасеку, там меду поедим.
2-ой медвежонок:
- Пошли.
(Идут и поют песню).
1-ый медвежонок:
- Ты чувствуешь, чем-то вкусненьким пахнет?
2-ой медвежонок:
- Ой пахнет.. (и начинают обнюхивать место, сталкиваются лбами на куске сыра).
1-ый медвежонок:
- Это он пахнет.
2-ой медвежонок:
- Он, сыр! (Обнюхивают. Пляшут танец медвежат).
1-ый медвежонок:
- Надо его разделить.
2-ой медвежонок:
- А как это сделать?
1-ый медвежонок:
- Я знаю. Надо стукнуть его об камень.
2-ой медвежонок:
- Нет об камень нельзя. Он разлетится на множество мелких кусочков, а нам надо два одинаковых. (Музыка. Выход лисы, идет и поет).

Лиса:
Ругают все лисицу,
Мне стало стыдно жить,
Хочу я научиться
Хорошей, доброй быть.

 - Здравствуйте, молодые люди. Чем вы так опечалены?
1-ый медвежонок:
- Мы нашли сыр и не знаем, как его разделить.
(лиса обрадовалась).
Лиса:
- Нет ничего проще. (Берет сыр, разламывает его. Одному отдает большой кусок, другому маленький… Медведи переглядываются).
1-ый медвежонок:
- Ура, у меня больше!
2-ой медвежонок:
- А у меня меньше. (Начинает плакать).
Лиса:
- Не печалься медвежонок, я вам помогу. (Лиса берет большой кусок, откусывает и отдает медвежонку. Теперь плачет другой медвежонок).
2-ой медвежонок:
- Ура теперь у меня больше.
Лиса:
- Ах! Какая жалость. Давайте сюда сыр, сейчас мы все исправим. (Все повторяется опять).
Лиса:
- Ну что мне с вами делать? (Забирает оба куска, от каждого кусочка откусывает по очереди, оставляет маленькие кусочки).
Лиса:
Ох! Я даже устала. Вот держите. (Отдает им сыр).
И не забудьте сказать спасибо. (Медвежата смотрят то на сыр, то на лису. Лиса уходит с песней).
Ругают все лисицу,
Мне стало стыдно жить,
Хочу я научиться
Хорошей, доброй быть.
1-ый медвежонок:
- Ах! Какой маленький кусочек!
2-ой медвежонок:
- Какой маленький кусочек.
1-ый медвежонок:
- Я все понял Миклочи.
2-ой медвежонок:
- Что понял?
1-ый медвежонок:
- Мы из-за свой жадности и глупости потеряли свой сыр.
2-ой медвежонок:
- Ну да ладно, пойдем к дедушке на пасеку, там меду поедим.
(Поют песню и уходят).

Скоморох:
Вот и кончилась игра,
Всем домой спешить пора!
Пришло время расставанья,
До следующего гулянья.
Завтра ждет всех день забот,
На прощанье  - хоровод!
(Исполняется песня. Гости подходят с поклоном к хозяевам)

1-ая девочка:
Счастья вам, хозяин с хозяюшкой!
2-ая девочка:
Большого здоровья!
3-я девочка:
С новым вас урожаем!
(гости обращаются к зрителям).

На новое вам лето,
На красное вам лето,
Куда конь хвостом,
Туда и жито кустом.

Куда коза рогом,
Там и сено стогом.
Кто любит трудиться,
Тому без дела не сидится!

Все:
Где труд – там и счастье!