Пояснительная записка.
Актуальность.
Социальные и экономические проблемы в российском обществе на данном этапе развития существенно ослабили институт семьи, ее воздействие на воспитание детей. Результатом этого процесса является рост численности безнадзорных детей, увеличение распространения в детской среде психоактивных веществ. И, как следствие, увеличение числа правонарушений среди несовершеннолетних.
Огромная роль в осуществлении гарантий прав ребенка ложится на плечи педагогов ОУ, ведь большую половину своего времени они проводят именно в школе. Формирование законопослушного поведения детей и подростков, оказание социально-психологической и педагогической помощи детям и семьям, нуждающимся в ней, выявление детей и семей, находящихся в социально-опасном положении, с целью профилактики раннего семейного неблагополучия – важнейшие задачи, стоящие перед педагогическим коллективом сегодня.
Цель программы:
Профилактика подростковых девиаций на базе МОУ.
Задачи:
- подготовка детей и подростков к жизни;
- обеспечение социальной помощи и защищенности;
- поддержка и укрепление психологического здоровья;
- оказание помощи в преодолении озлобленности и недоверия к людям;
- создание благоприятных социально-педагогических условий для воспитания детей и подростков;
- профилактика беспризорности, асоциального поведения, социального сиротства, преступности.
Механизм выполнения программы:
Для решения поставленных задач учитывается сложившееся социокультурное пространство школы-интерната, связанное с профилактической работой (администрация МО с. Ныда, детская музыкальная школа, ЗАО «Ныдинское», Центр занятости, Ныдинская участковая больница/поликлиника, сельская библиотека, сельский досуговый центр, территориальный пункт милиции).
Отличительные особенности данной программы:
Разработанная программа имеет значение для решения ряда воспитательных и социальных проблем в масштабе образовательного учреждения и в случае реализации, позволит преодолеть следующие негативные явления и тенденции среди детей и подростков «группы риска»:
- рост правонарушений и преступности;
- социальная незащищенность;
- распространение алкоголизма и наркомании;
- неудовлетворительное состояние физического и психического здоровья;
В основу программы положены следующие принципы:
- комплексный и системный подход к диагностике, профилактике и коррекции;
- единства образования и воспитания, организации досуга, индивидуальной помощи и поддержки подростков;
- природосообразности: учет возрастных и индивидуальных особенностей детей, способствующий успешной самореализации ребенка.
Кадровое обеспечение программы:
- администрация школы-интерната;
-социальный педагог;
- социальный педагог/ координатор профилактической работы;
- педагог-психолог;
- дефектолог;
- инспектор ОДН УВД;
- руководители кружков и спортивных секций;
- классные руководители.
Основные направления реализации программы:
- диагностическая работа;
- профилактическая работа;
- организация досуговой деятельности;
- работа по социальной защите прав детей и подростков.
Категория и возраст детей:
Программа предполагает работу с 10-17 - летними обучающимися и воспитанниками школы-интерната.
Срок реализации программы: 2003 - 2009 г.г.
Первый этап: - этап разработки системы профилактической работы в школе-интернате (2003/2004 уч. г.).
Второй этап – этап реализации программы (2004-2008 уч. г.г.).
Третий этап: - этап обобщения: оценочно-аналитический (2008/2009 уч. г.).
Ожидаемый результат:
Личность, освобожденная от ненужного содержания, умеющая самостоятельно решать возникающие проблемы в духе высокой нравственности.
План реализации программы «Подросток» на 2008/2009 учебный год
№ п/п |
Направление деятельности | Срок | Ответственные | |
I. Диагностическая работа | ||||
1. | Диагностика социального состава учащихся и их семей. Создание банка данных класса, группы, выявление социально-запущенных подростков | Сентябрь | Кл. руководители, воспитатели, социально-психологическая служба | |
2. | Составление индивидуальной траектории воспитания детей и подростков «группы риска» (социальный паспорт учащегося) | 1 раз в полугодие | Кл. руководители, социально-психологическая служба | |
3. | Мотивация учения и эмоционального отношения к учению средних и старших классов школы | Начало/конец учебного года | Педагог-психолог | |
4. | Обследование жилищно-бытовых условий учащихся | В течение года | Кл. руководители, социальные педагоги, инспектор ОДН УВД, администрация школы-интерната | |
5. | Изучение вновь прибывших учащихся на выявление детей «группы риска» | Октябрь, постоянно | Социально-психологическая служба | |
II. Профилактическая работа | ||||
1. | Работа Совета профилактики (по разработанному плану) | 1 раз в четверть | Зам. директора по ВР, координатор ПР | |
2. | Месячник по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних | Октябрь, апрель | Зам. директора по ВР, координатор ПР | |
3. | Посещение семей, патронаж, пополнение банка данных | В течение учебного года | Кл. руководители, социальные педагоги, инспектор ОДН УВД, администрация | |
4. | Индивидуальная работа с учащимися | В течение учебного года | Кл. руководители, социально-психологическая служба, инспектор ОДН УВД, администрация школы-интерната | |
5. | Правовой лекторий для учащихся, родителей | Октябрь - апрель | Инспектор ОДН УВД | |
6. | Консультирование родителей по интересующим их проблемам | В течение учебного года | Инспектор ОДН УВД, социально-психологическая служба | |
III. Организация досуговой деятельности | ||||
1. | Работа кружков и секций в МОУ | В течение года по расписанию |
Руководители кружков и секций | |
2. | Работа клуба «Радуга» (для детей и подростков «группы риска») | Каникулярное время | Социально-психологическая служба | |
IV. Работа по социальной защите прав детей и подростков | ||||
1. | Взаимодействие школы-интерната с органами социальной защиты, опеки и попечительства | Постоянно | Социальные педагоги, администрация школы-интерната | |
2. | Оказание материальной помощи (обеды, одежда, обувь) | В течение года по необходимости | Социальные педагоги, администрация школы-интерната | |
3. | Оказание помощи в летнем трудоустройстве подростков | По необходимости | Классные руководители, социальные педагоги | |
4. | Взаимодействие школы-интерната со службами и ведомствами системы профилактики | Постоянно | Администрация школы-интерната, социально-психологическая служба | |
5. | Проведение углубленного медосмотра обучающихся и воспитанников | 2 раза в год | Администрация школы-интерната | |
6. | Организация летнего отдыха обучающихся и воспитанников | Апрель - май | Администрация школы-интерната, социальные педагоги | |
7. | Первичное обследование условий жизни и воспитания несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей, а также детей, родители которых не обеспечивают их надлежащего воспитания | По необходимости | Социальный педагог | |
8. | Систематический контроль за воспитанием, обучением, материально-бытовым содержанием детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, подопечных детей, выполнением опекунами (попечителями) своих обязанностей | В течение учебного года | Администрация школы-интерната, социальный педагог | |
9. | Проверка сохранности жилой площади, закрепленной за несовершеннолетними, находящимися на государственном обеспечении | 2 раза в год | Социальные педагоги |
Литература:
1. Варывдин В.А., Клемантович И.П. Управление системой социальной защиты детства. М., 2005.
2. Воспитание трудного ребёнка. / Под ред. М.И. Рожкова. М.: Владос, 2001.
3. Кузнецова Н.П., Мейснер Е.В. Административное управление воспитательным процессом. Волгоград, 2006.
4. Кумицкая Т.М., Жиренко О.Е. Мастер-класс для заместителей директора школы по воспитательной работе: Организация и планирование работы. М., 2005.
5. Латышев Л.Г., Бережная М.А., Речнов Д.Д. Организация мероприятий по профилактике наркомании: Методические рекомендации. М., 1991.
6. Профилактика социально-опасного поведения школьников: система работы образовательных учреждений.// Автор-составитель Ляпина Е.Ю., Волгоград, 2007.
7. Миньковский Г.М., Тузов А.П. Профилактика правонарушений среди несовершеннолетних. Курск, 1987.
8. Михалевская И.Б., Вершинина Г.В. Трудная ступень: Профилактика антиобщественного поведения. М., 1990.
9. Никишина И.В. Диагностическая и методическая работа в образовательных учреждениях. Волгоград, 2007.
10. Овчарова Р.В. Справочная книга социального педагога. М., 2004.
11. Поляков С.Д. Технология воспитания. М., 2002.
12. Система работы по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних в образовательных учреждениях. // Составитель Ромашкина Г.А., Волгоград, 2006.
13. Система работы школы по защите прав и законных интересов ребенка.// Автор-составитель Маньшина Н.П., Волгоград, 2007.
14. Социальный педагог в школе (из опыта работы).// Автор-составитель Баранова Л.Д., Волгоград, 2007.
15. Фалькович Т.А., Высоцкая Н.В. подростки XXI века. Психолого-педагогическая работа в кризисных случаях: 8-11 классы. М., 2006.