Игра "Счастливый случай" по теме "Атмосфера" (6-й класс)

Разделы: География

Класс: 6


Цели: закрепление изученного материала, проверка знаний терминов по теме «Атмосфера», закрепление навыков решения географических задач.

Форма проведения: игра «Счастливый случай»
Игра состоит из 6 геймов и конкурсов для болельщиков команд.
Класс делится на 2 команды (по 7 человек)
Состав команды определяется по жребию (учащиеся вынимают карточки с номером команды)
На столах таблички с номерами команд.
Участники команд выбирают капитана, дают название команде и объясняют, что оно означает…
Представляется жюри (состоит из нескольких старшеклассников)

Оборудование: карточки с номерами заданий

Сегодня между командами сраженье.
Но пусть обид не будет среди Вас
Ведь победитель или побежденный
Сегодня будет кто-то среди вас.
Мы будем рады, если Вы в сраженьях
Покажите находчивость свою.
Уменья, знанья и веселье позволят Вам сыграть в ничью.

1гейм: «Дальше - дальше» за каждый правильный ответ 1 балл

Задания для 1 команды:

  1. Движение ВМ это-… (циркуляция атмосферы)
  2. Погода без ветра … (штиль)
  3. Количество водяного пара в граммах в 1 м3 воздуха называется … (абсолютной влажностью)
  4. Туман на большой высоте – это … (облака)
  5. Бриз – это… (ветер, меняющий свое направление 2 раза в день)
  6. Погода – это… (состояние тропосферы в данный момент времени на данной территории)
  7. Барометром измеряют… (давление)
  8. 21 марта и 23 сентября называют днями … (равноденствия)
  9. ВМ, образующиеся над океаном приносят на сушу… (тепло и осадки)
  10. Роза ветров - это не таблица, а…(график)

Задания для 2 команды:

  1. Отношение количества водяного пара, находящегося в воздухе, к тому количеству водяного пара, которое воздух может содержать при данной температуре– это… (относительная влажность)
  2. Многолетний режим погоды в данной местности называется…(климатом)
  3. Разность между самой высокой и самой низкой температурой воздуха называется…(амплитудой)
  4. Полярные круги - это не меридианы, а …(параллели)
  5. Сила, с которой воздух давит на земную поверхность и на все находящиеся, на ней предметы… (давление)
  6. Самые длинные ночи и дни бывают на …(экваторе)
  7. Ветер – это… (движение ВМ в горизонтальном направлении)
  8. Перечислить пояса освещенности
  9. ВМ каких направлений преобладают в умеренном поясе… (западные)
  10. 22 июня и 22 декабря называют днями… (солнцестояния)

2 гейм «Заморочки из бочки» за каждый правильный ответ 1 балл

Команды по очереди выбирают число от 1 до 6 и получают задание (каждой команде по 3 задания), соответствующее цифре, время на выполнение не более 2 мин.

1. Вычислить среднюю температуру дня по следующим показателям:
1 ч -+5о С, 13 ч -+9 о С
7ч -+7 о С, 19 ч- +6 о С …. (6, 75 о С)

2. Покрыты ли снегом вершины Уральских гор летом, если известно, что у подножия гор средняя температура самого теплого месяца составляет +15оС? Ответ объясните.

 (нет, так как при подъеме на 1000 м температура понижается на 6оС, а самая высокая вершина Урала г. Народная, ее высота 1895 м. значит, на вершине температура будет примерно + 7оС, при данной температуре снег не накапливается)

3. Чему равна амплитуда колебаний температур, если термометр показал
в 7 часов +1оС;
в 13 часов +15оС;
в 19 часов +8оС. (14оС)

4. Определите суточное количество осадков, если замеры показывали:
7 часов- 4 мм
13 часов- 7 мм
19 часов- 2 мм (13 мм)

5. Определить температуру воздуха, за бортом самолета, который летит на высоте 3000 метров, если температура на уровне моря +20оС (+2 о С)

6. За бортом самолета температуру воздуха -30 о С. В это время у поверхности земли +15 о С
На какой высоте летит самолет? (7,5 км.)

7. В каком случае ветер будет дуть сильнее и в какую сторону (в сторону моря или суши):
А) атмосферное давление над сушей 758 мм. рт. ст., над морем 761 мм. рт. ст.?
Б) над сушей 749 мм. рт. ст., над морем 747 мм. рт. ст.?

8. Определить давление на вершине шпиля МГУ, если у его подножия давление 750 мм. рт. ст., а высота здания 238 метров. (727 мм рт. ст.)

9. Определите высоту горы, если у ее подножия температура +26оС, а на вершине -10оС? (600м)

З гейм «Ты мне - я тебе» за каждый правильный ответ 1 балл

Команды выбирают задания для своих соперников, называя цифры от 1 до 6

1. Фырчит, рычит, ветки ломает, пыль поднимает, вас с ног сбивает (Ветер)
2. На холоде – горой, в избе – водой (Снег)
3. Какое время года описывается: (Весна)

Улыбкой ясною природа
Сквозь сон встречает утро года
Синея блещут небеса.
Еще прозрачнее леса
Как будто пухом зеленеют

4. определите вид облаков
Помнишь: мы не ждали ни дождя, ни грома
Вдруг застал нас ливень далеко от дома,
Мы спешили скрыться под мохнатой елью,
Не было конца тут страху и веселью.

5.явление природы (Гроза)
Вкруг скал огнистой лентой вьётся
Печальной молнии змея
Стихий тревожный рой метется-
И здесь стою недвижный я….. (М.Ю. Лермонтов)

6. явление природы (Шторм)
Когда же волны по брегам
Ревут, кипят и пеной плещут,
И гром гремит по небесам,
И молнии во мраке блещут;
Я удаляюсь от морей
В гостеприимные дубравы…. (А.С. Пушкин)

4 гейм «Темная лошадка»

Команда быстрее разгадавшая кроссворд получает 5 баллов.

Вопросы для кроссворда:

  1. концентрация взвешенных в воздухе капель воды или кристалликов льда.
  2. прибор для измерения атмосферного давления
  3. отрицательная температура воздуха
  4. объединяющие название дождя, града, снега
  5. самый грустный сезон года
  6. зимний месяц
  7. горизонтальное движение воздуха
  8. «метель» по-фински
  9. вид осадков

5 гейм «Конкурс капитанов» участник получает количество баллов в зависимости от выполненного задания.

Дается 3 задания разной сложности

Задание на 5 баллов - От чего бывают кровавые дожди

Задание на 4 балла - Какая связь существует между величиной атмосферного давления и ожидаемой погодой? Если барометр показывает 756 мм. рт. ст., то какую пагоду можно ожидать?

Задание на 3 балла - Сколько градусов широты занимает тропический пояс? Какие пояса на Земном шаре (полярные, умеренные, тропические) занимают наибольшее пространство.

 6 гейм «Гонка за лидером» за каждый правильный ответ 1 балл

1 команда

  1. Газообразная вода… (пар)
  2. Время суток после ночи… (утро)
  3. Период вращения Земли вокруг своей оси…(сутки)
  4. Количество водяного пара, содержащегося в 1 м3 воздуха – это…(абсолютная влажность)
  5. Влажность воздуха измеряется с помощью… (гигрометр)
  6. Чем отличаются друг от друга дождевая и туманная капля…(размером)
  7. Главная причина изменения погоды…(циркуляция ВМ)
  8. Иней, роса, гололед, изморозь – это… (атмосферные осадки)
  9. Сила, с которой воздух давит на земную поверхность и на все находящиеся, на ней предметы… (атмосферное давление)
  10. Ветер, меняющий свое направление 2 раза в год называется… (муссон)

2 команда

    1. Количество осадков измеряется в… (мм)
    2. Атмосфера – это…(воздушная оболочка Земли)
    3. Нижний слой атмосферы – это… (тропосфера)
    4. Разный нагрев земной поверхности зависит от… (угла падения солнечных лучей)
    5. Разное давление на поверхности Земли приводит к формированию… (ветра)
    6. Облака, образующиеся на высоте 10-12 км и состоящие из кристалликов льда … (слоистые)
    7. Вода в твердом виде … (лед)

 8. Движение воздуха в горизонтальном направлении – это … (ветер)
9. Облака, образующиеся на высоте до 2 км, при соприкосновении теплого и холодного воздуха… (слоистые)
10. Разница между самой высокой и самой низкой температурой воздуха в течение суток называется… (суточной амплитудой температур)

Конкурс для болельщиков команд “Измерительный”
оценка за каждое задание 5 баллов, приплюсовываются к счету команд
1. Каждой команде раздаются таблички с разными величинами (элементы погоды, характеристики океана) и таблички с единицами измерения. Участникам нужно найти пару, т.е. что в чем измеряется. Кто быстрее справится, поднимает руку. (Приложение 1)
2. Каждой команде раздаются карточки с цифрами и пустыми клетками. Задача участников – написать в пустых клетках, что означает каждая цифра. Чья команда быстрее справится, поднимает руку. (Приложение 2)
Список литературы:

  1. «По страницам занимательной географии» Г.П. Пивоварова, М.-«Просвещение» 1999 г.
  2. «Дидактические материалы по физической географии 6 класс» Н.Н. Ладилова, М.- «Просвещение» 1998 г.
  3. «Занимательные вопросы по географии» Б.А. Нагорный, М. - «Учпедгиз-1958»
  4. «Веселая география на уроках и праздниках» И.Д. Агеева, М. - «Сфера»,2004г.
  5. «География. Занимательные материалы к урокам и внеклассным занятиям» Н.А. Касаткина, Волгоград-«Учитель», 2003г.