Сущность проблемного обучения в начальной школе.
Сегодня под проблемным обучением понимается такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.
Суть проблемного урока можно охватить одной фразой: «творческое усвоение знаний». Словосочетание «творческое усвоение знаний» означает, что на уроке ученик проходит все звенья научного творчества, хотя при этом он ставит учебную проблему, открывает субъективно новое знание и выражает его в доступных формах. Таким образом, из всех образовательных целей творчески достигаются только знания. Отсюда следует вывод чрезвычайной важности: проблемный урок отличается от других (традиционных) именно этапами введения и воспроизведения знаний.
Это значит, что ученик проходит четыре звена научного творчества: постановку проблемы и поиск решения – на этапе введения знаний; выражение решения и реализацию продукта – на этапе воспроизведения (проговаривания) знаний. Все это отображено в таблице.
Структура проблемного урока
Цель урока | Этапы урока | Творческие звенья деятельности учащихся |
|
З Н А Н И Е |
Введение | Постановка учебной проблемы | -формирование вопроса или темы урока |
Поиск решения | - открытие субъективно нового знания | ||
Воспроизведение | Выражение решения | - выражение нового знания в доступной форме | |
Реализация продукта | - представление продукта учителю и классу |
Возникает вопрос: как создать проблемную ситуацию на уроке? В Образовательной системе «Школа 2100» предлагается так называемый проблемно-диалогический метод, который, кстати, можно использовать при любой программе и на любом предмете, прежде всего – на уроках изучения нового материала. Самое главное – чтобы учитель сам был заинтересован в изучении и использовании данной технологии.
Проблемная ситуация действительно возникла, если у класса появился эмоциональный отклик: ученики широко распахивают глаза, открывают рты, задумчиво почесывают затылки и недоуменно смотрят на учителя. И по реакции детей проблемные ситуации можно разделить на два больших типа: «с удивлением» и «с затруднением», которые представлены в виде таблицы.
Приёмы создания проблемной ситуации по Е. А. Мельниковой.
Тип проблемной ситуации | Тип противоречия | Приёмы создания проблемной ситуации |
С удивлением | Между двумя (или более) фактами | Одновременно предъявить противоречивые факты, теории |
Столкнуть разные мнения учеников вопросом или практическим действием | ||
Между житейским представлением учеников и научным фактом |
а) обнажить житейское представление учеников вопросом или практическим заданием с “ловушкой”; б) предъявить научный факт сообщением, экспериментом, презентацией |
|
С затруднением | Между необходимостью и невозможностью выполнить задание учителя | Дать практическое задание, не выполнимое вообще |
Дать практическое задание, не сходное с предыдущим | ||
а) дать невыполнимое практическое задание, сходное с предыдущим; б) доказать, что задание учениками не выполнено |
Проблемная ситуация создана, но из проблемной ситуации надо еще достойно выйти.
Предлагаются следующие варианты.
- Вариант первый: заостряет противоречие и формулирует проблему сам учитель.
- Вариант второй: осознают противоречие и ставят проблему сами ученики.
Но бывают случаи, когда самостоятельно «выпрыгивает» из проблемной ситуации, как правило, сильный ученик. Остальные, не понимая, в чем дело, молчат. Как же быть?
- Применить третий вариант: говорить вместе со школьниками, подталкивая при этом их мысль.
Следовательно, учитель выводит учеников из проблемной ситуации на побуждающий диалог. Он представляет собой отдельные стимулирующие вопросы и предложения, которые помогают школьникам осознать противоречие проблемной ситуации и сформулировать учебную проблему.
Побуждающий диалог от проблемной ситуации.
Побуждение к осознанию противоречия | Побуждение к формулированию учебной проблемы |
Прием 1 о фактах: Что удивило? Что интересного заметили? Какие вы видите факты? о теориях: что вас удивило? Сколько существует точек зрения? Прием 2 Сколько же в нашем классе мнений? Прием 3 Вы сначала как думали? А как на самом деле? Прием 4 Вы смогли выполнить задание? В чем затруднение? Прием 5 Вы смогли выполнить задание? Почему не получается Чем это задание не похоже на предыдущие? Прием 6 Что вы хотели сделать? Какие знания применили? Задание выполнили? |
Выбрать подходящее: Какой возникает вопрос? Какова будет тема урока? |
Следующий метод учебной проблемы – подводящий диалог.
Отличие подводящего диалога от побуждающего в том, что он проще, так как он представляет собой систему посильных ученику вопросов и заданий, которые шаг за шагом приводят его к осознанию темы урока.
Подводящий диалог своей цепочкой вопросов и заданий мощно развивает логическое мышление и просто незаменим при работе с детьми с пониженной обучаемостью.
Сравнительная характеристика диалогов.
Побуждающий | Подводящий | |
Струк- тура |
отдельные вопросы и побудительные предложения, подталкивающие мысль ученика | система посильных ученику вопросов заданий, подводящих его к открытию мысли |
Приз- |
-мысль ученика делает скачок к неизвестному -переживание учеником чувства риска -возможны неожиданные ответы учеников -прекращается с появлением нужной мысли ученика |
-пошаговое, жесткое ведение мысли ученика -переживание учеником удивления от открытия в конце диалога -почти не возможны неожиданные ответы учеников -не может быть прекращен, идет до последнего вопроса на обобщение |
Резуль- тат |
развитие творческих способностей | развитие логического мышления |
Если подводящий диалог подвел (в смысле - не придумался), сообщаем тему в готовом виде, но с добавкой мотивирующего приема к учебной проблеме можно идти через проблемную ситуацию. Можно ли вообще увлечь ребят заранее сформулированной и, по сути дела, навязываемой темой урока. Оказывается, да. И для этого существуют специальные приемы условно называемые «яркое пятно» и «актуальность».
В качестве «яркого пятна» могут быть использованы сказки, легенды, фрагменты из художественной литературы, случаи из истории науки, культуры и повседневной жизни, шутки, словом любой материал, способный заинтриговать и захватить внимание учеников, но все-таки связанный с темой урока.
Учебную проблему можно поставить тремя методами. Первый - побуждающий от проблемной ситуации диалог. Второй - подводящий к теме диалог. Третий - сообщение темы с мотивирующим приемом.
Таким образом, практика показывает, что все три метода постановки проблемы обеспечивают учебную мотивацию детей на уроках.
Урок математики в 4 классе по программе «Школа 2000»
Тема: Нахождение части числа.
Цель: 1.Учить искать часть числа, выраженную дробью.
- Развивать речь, мышление, умение сопоставлять и делать выводы
- Воспитание аккуратности и умения работать в коллективе.
Ход урока.
I. Организационный момент.
- Я начну свой урок вот такими словами:
Начинается урок- Я хочу, чтобы последние строчки этою четверостишия стали девизом длянашей сегодняшней работы.
Он пойдёт ребятам впрок
Постараюсь все понять
Буду правильно решать.
IL Актуализация знаний.
- Вначале урока мы проведем арифметический диктант для того, чтобы повторить нахождение доли числа.
а) Сколько дециметров в половине метра?
б) Найдите 1/2 часть самого наименьшего шестизначного числа. (50000, наименьшее шестизначное число 100000).
г) Сколько секунд в четвертой части минуты? (15 секунд)
д) Сколько минут в четвертой части часа? (15 минут)
- Как найти долю числа? (Чтобы найти долю числа, нужно разделить это число на количество долей).
III. Постановка проблемы. (Подводящий диалог)
- Вы очень хорошо справились с арифметическим диктантом.
- А теперь попробуйте найти 3 / 4 часа? (дети высказывают свои мнения)
- Чем последнее задание отличается от заданий в арифметическом диктанте? ( В последнем задании нужно найти 3 части, а в арифметическом диктанте - одну часть).
- Итак, цель урока сегодня - учиться находить часть числа, выраженную дробью.
На доске открывается тема. "Нахождение части числа".
IV. Открытие детьми нового знания.
- 1) Чем похожи дроби 1/4 ч и 3/4 ч ? (Час поделили на четыре равные части).
Чем 1/4 часа отличается от 3/4 часа? (Дробь 1/4 часа обозначает, что один час разделили на четыре равные части и взяли одну такую часть, а дробь 3/4часа обозначает, что один час разделили та четыре равные части и взяли три таких части).
- Попробуем найти 3/4 часа.
2) Практическая работа.
Задание: начерти циркулем окружность радиусом 3 см. Это макет часов. Разбейте получившиеся часы на 4 равные части.
- Чему равна 1 часть? (15 минутам).
- Заштрихуйте 3 части. Чему равны 3 части, если известно, что
1 часть =15 мин? (45 минут)
- Какие операции мы совершили? (60 разделили на 4 и полученный результат умножили на 3; 60 : 4 х 3 = 45 (мин)).
- Итак, как найти часть числа? (Чтобы найти часть числа, надо это число разделить на знаменатель и умножить на числитель дроби).
Вывешивается опорная схема:
Часть = Число : Знаменатель х Числитель
- Сравните свой вывод с выводом по учебнику на стр.85
- Как найти 8%? (Число разделить на сто и умножить на 8).
V. Физкультминутка.
VI. Первичное закрепление.
1) - А сейчас мы используем выведенное нами правило при решении задачи. Задача в стихах:
Солдаты.Решение задачи в тетради.(10:10х8 = 8 (чел.)).
Десять солдат строились вряд,
Все они дружно шли на парад.
Восемь десятых было носатых.
Сколько там было носатых солдат?
2) Дифференцированная работа.
• В классе развешаны геометрические фигуры, каждая фигура содержит какое – то определённое задание.
- Задание в кругах могут решить все.
- В треугольниках - нужно задуматься.
- А тот, кто выберет задание в квадратах, должен очень хорошо подумать.
• Задача стр. 86, № 5, 6 - по выбору.
- Задачу № 5 вы можете расщелкнуть как орешек. А вот над № 6 вы должны задуматься.
Два человека решают у доски.
VII. Итог урока.
- Давайтевспомним цель сегодняшнего урока? (Учитьсянаходить часть числа).
– Как вы считаете, мы её достигли?
- Что нового старались усвоить?
- Допустили ли ошибки на данное правило?
VIII. Домашнее задание: стр. 86, № 3,4Что ж, кончается урок.
Он пошел ребятам впрок
Постарались все понять
Будем дальше мы решать.
Тема: Уравнение. Алгоритм решения уравнений на основе взаимосвязи между частью и целым.
Цели: ввести понятие «уравнение», «корень уравнения»;
научить решать уравнения с неизвестными компонентами-слагаемыми на основе взаимосвязи между частью и целым (по алгоритму);
закрепить навыки решения составных задач на нахождение целого; развивать логическое мышление, аналитические способности, внимание, память.
Ход урока
I . Организационное начало.
Долгожданный дан звонок –
Начинается урок.
II. Актуализация опорных знаний.
1.– Счёт до 20 вперед и обратно.
- Сосчитайте от 12 до 20; от 8 до 1.
- Дан ряд чисел: 4, 5, 9.
* Назовите число, которое является суммой двух других чисел.
* Назовите самое большое и самое маленькое число в этом ряду.
* На сколько 9 больше 4? На сколько 4 меньше 9?
* Назовите в этом ряду числа, которые можно заменить суммой одинаковых слагаемых.
* Установите закономерность и продолжите ряд на 3 числа (10, 14, 15).
* Расскажите всё, что вы знаете о числе 4.
* Как можно получить число 4?
* Какое число стоит между 2 и 4; 4 и 6?
* Уменьшите 4 на 3; увеличьте 4 на 5.
* Задуманное число больше 4 на 4. Назовите это число.
* На сколько 4 меньше 7?
* На сколько 4 больше 0?
2. «Волшебный квадрат» . (Сумма чисел по строкам и столбцам равны).
3. Что неправильно в моей задаче? Исправьте задачу и решите:
1) Купили 8 тарелок. За обедом 2 тарелки съели. Сколько осталось?
2) Наташа вырезала 9 квадратов. 4 квадрата она подарила Нине.
3) Юля прочитала 7 страниц. Сколько страниц ей осталось прочитать?
- Какая схема подходит ко всем задачам? Почему?
III. Постановка проблемы. Открытие нового.
1. – Составь равенство с «окошком».
□ + 5 = 8
- Какое число вставили в «окошко»? Почему?
(Вставим 3, т.к. 8 – это 5 и 3)
- Рассмотрите равенство: а + 2 = 7
- Сможете ли вы его решить? ПРОБЛЕМА! (Обсуждение проблемы).
Вывод: данное выражение решается аналогично.
- Что объединяет эти выражения? (в них есть неизвестные компоненты)
Выражение, равенство, в которых есть неизвестный компонент, называется уравнением.
2. - Неизвестный компонент можно обозначить по-разному. ( а, в, с…)
- Чаще всего используют латинские буквы, например х :
х + 5 = 8
х = 3
- Число 3 - это корень уравнения. Мы его с вами нашли с помощью подбора.
- Но всегда ли можно пользоваться данным способом? (Мнение уч-ся)
Физминутка..
Работа с учебником.
*№ 1, с. 20.
- Объясните, что нужно сделать в этом задании? (Подобрать фигуры в мешок-слагаемое так, чтобы получилось верное равенство)
- Как называются такие равенства? (Уравнения.)
- Верно ли решено уравнение а) ? Докажите.
- Что мы вычисляли? Что получили? {Неизвестное слагаемое.Получили корень уравнения.)
Далее решают самостоятельно.
* № 2, с. 20.
- Легко ли было найти неизвестное число?
- Давайте попробуем раскрыть секрет, который поможет нам быстро и безошибочно решать подобные уравнения.
- Какое действие нужно выполнить, чтобы найти x? l
- Почему именно вычитание? (Так как х - это часть целого)
- Какой вывод можно сделать?
- Сравните его с выводом учебника.
IV. Первичное закрепление.
Далее в процессе беседы с детьми повторяется последовательность решения уравнений и составляется алгоритм.
1. Решение уравнений.
* № 3-4, с. 20. - Решение с комментированием.
2. *№5, с. 21. - Составление уравнений по рисунку.
- В чём отличие от предыдущих уравнений? (Это числовые уравнения.)
(Решение уравнений вести по алгоритму)
VI. Повторение и закрепление пройденного.
1. Решение составных задач.
*№6,с. 21.
->Работа над задачей по этапам: текст ->анализ ->схема -> выбор решения -> ответ.
* №7, с. 21. – Самостоятельная работа над задачей.
2. Действие с именованными числами.
* № 8, с. 21.
- Как выполнить действия с именованными числами?
- С какими величинами нужно выполнить вычисления?
(Работа в паре. Взаимопроверка).
VII. Итог урока.
- Что узнали нового?
- Какое открытие сделали?
- Попробуйте придумать свои уравнения.