Цели урока:
Образовательные:
- Научить работать со статистическими данными, полученными в ходе предварительного анкетирования.
- Закрепить навыки работы с электронными таблицами.
- Научить строить в среде табличного процессора Excel столбиковые гистограммы, круговые диаграммы и графики различных видов.
Развивающие:
- Развивать логическое мышление, навыки самостоятельной работы.
- Развивать умение анализировать и систематизировать имеющуюся информацию.
- Научить применять полученные знания в проектной деятельности.
Воспитательные:
- Развивать навыки работы в группе.
- Формировать интерес к изучаемому предмету.
Оборудование:компьютеры, интерактивная доска, мультимедийный проектор
Тип урока:интегрированный
Межпредметные связи:математика, информатика, психология
Методы:
- Словесные.
- Объяснение.
- Объяснительно – иллюстративный, комбинированный.
- Практические.
- Построение таблиц и гистограмм, графиков и диаграмм.
Дидактические задачи:
- Формирование умений и навыков.
- Умение применять полученные знания.
- Контроль.
Уроку предшествовал подготовительный этап, в ходе которого учащимся были розданы анкеты, направленные на исследование толерантности внутри нескольких классов НОУ СОШ «Росинка». После ответов на вопросы полученные данные были обработаны по двум параметрам:
- Количество утвердительных и отрицательных ответов по каждому вопросу.
- Характеристика ответов по гендерному признаку.
Учащиеся были ознакомлены с общими методами графической интерпретации числовой информации, с табличным процессором MS Excel.
Ход урока
1. Организационный момент.
- Сообщить тему урока.
- Сообщить цель урока: сформировать умения работать со статистическими данными.
2. Подготовка к усвоению знаний.
- Повторение материала по курсу «Статистика и вероятность».
- Повторение материала по теме «Построение графиков в среде табличного процессора MS Excel».
3. Изучение новой темы.
- Построение рабочих таблиц в среде Excel по исходным данным.
- Построение гистограмм, графиков и диаграмм по данным таблиц.
4. Практическое применение знаний по изучаемой теме.
- Самостоятельное построение гистограмм, графиков и диаграмм в среде Excel по анкетным данным.
5. Анализ результатов моделирования.
- Качественный и количественный анализ данных, полученных в ходе анкетирования.
- Выводы по полученным данным о сформированности толерантности и планирование дальнейшей работы по развитию толерантности у учащихся школы.
6. Домашнее задание.
- Обработать данные анкет, используемые в проектной деятельности. Составить рабочие таблицы, представить числовую информацию в виде гистограмм, графиков и диаграмм.
7. Рефлексия.
- Высказывания учащихся о возможности использования полученных данных в дальнейшем обучении.
План-конспект урока
1. Повторение пройденного материала.
На предыдущих занятиях мы познакомились с понятием статистических данных, научились работать с табличной информацией. А также изучили способы построения рабочих таблиц в среде MS Excel и графическим представлением числовой информации.
2. Изучение нового материала.
Полученные на предыдущих занятиях знания играют важную роль, т.к. они применимы для решения задач прикладного характера. Сегодня нам предстоит это подтвердить.
У вас имеются анкеты под названием «Терпимый ли Вы человек?», ответы на вопросы которой давали учащиеся нашей школы. Вам необходимо за урок составить рабочие таблицы, в которых нужно систематизировать ответы и представить полученную числовую информацию в виде столбиковых гистограмм, круговых диаграмм и различных графиков среде MS Excel.
Тест: «Терпимый ли ты человек?»
Цель: определение терпимости, толерантности у подростка.
Инструкция: «Прислушиваетесь ли вы к чужому мнению? Относитесь ли вы к нему с уважением, терпимы ли вы? Перед вами тест, который надеемся, хотя бы приблизительно поможет определить степень вашей терпимости. Но одно условие, отвечайте быстро, не задумываясь».
1.Ты считаешь, что у тебя возникла интересная идея, но её не поддержали. Расстроишься?
А) Да.
Б) Нет.
2. Вы встречаетесь с друзьями, и кто – то предлагает начать игру. Что ты предпочтёшь?
А) Чтобы участвовали только те, кто хорошо играет.
Б) чтобы играли и те, кто ещё не знает правил.
3. Спокойно ли воспринимаешь неприятную для тебя новость?
А) да.
Б) нет.
4. Раздражают ли тебя люди, которые в общественных местах ведут себя неадекватно?
А) если они не переступают допустимых границ, меня это вообще не интересует.
Б) мне всегда были неприятны люди, которые не умеют себя контролировать.
5. Можешь ли ты легко войти в контакт с людьми с иными, чем у тебя, положением, обычаями?
А) мне трудно было бы это сделать.
Б) я не обращаю внимания на такие вещи.
6. Как ты реагируешь на шутку, объектом которой ты становишься?
А) мне не нравятся ни сами шутки, ни шутники.
Б) даже если шутка и будет мне неприятна, то я постараюсь ответить в той же манере.
7. Согласен ли ты с мнением, что многие люди «сидят не на своём месте», делают не своё дело?
А) да.
Б) нет.
8. Ты приводишь в компанию друга (подругу), который (ая) становиться объектом всеобщего внимания. Как ты на это реагируешь?
А) мне, честно говоря, неприятно, что таким образом внимание отвлечено от меня
Б) я лишь порадуюсь за него (неё).
9. В гостях ты встречаешь пожилого человека, который критикует современное подрастающее поколение, превозносит былые времена. Как ты реагируешь?
А) уходишь пораньше под благовидным предлогом.
Б) вступаешь в спор.
Интерпретация к тесту.
0 - 4 балла: вы непреклонны и, простите упрямы. Где бы вы не находились, может возникнуть такое впечатление, что вы стремитесь навязать своё мнение другим, часто не колеблясь; чтобы достичь своей цели, часто повышаете голос. С вашим характером трудно поддерживать нормальные отношения с людьми, которые думают иначе, чем вы, не соглашаются с тем, сто вы говорите и делаете.
6 – 12 баллов: вы способны твёрдо отстаивать свои убеждения. НО, безусловно, можете и вести диалог, менять своё мнение, если это необходимо. Способны иногда и на излишнюю резкость, неуважение к собеседнику. И в такой момент вы действительно можете выиграть спор с человеком, у которого более слабый характер. Но стоит ли «брать горлом» тогда, когда можно победить более достойно.
14 -18 баллов: твёрдость ваших убеждений отлично сочетается с большой тонкостью, гибкостью вашего ума. Вы можете принять любую идею, с пониманием отнестись к достаточно парадоксальному на первый взгляд поступку, даже если вы их не разделяете. Вы достаточно критически относитесь к своему мнению и способны с уважением и тактом по отношению к собеседнику отказаться от взглядов, которые, как выяснилось, были ошибочны.
Таблица 1. Рабочая таблица в MS Excel со статистическими данными
График 1. Столбиковая гистограмма ответов учащихся по гендерному признаку
Приведенные выше таблица и график были получены учащимися в процессе самостоятельной обработки анкетных данных по гендерному признаку. Аналогичная работа была проделана ими по обработке положительных и отрицательных ответов. Результаты представлены ниже.
График 2. График положительных и отрицательных ответов учащихся.
1. Выводы.
На основании данных рабочих таблиц и графиков учащимися были сделаны следующие выводы:
- Девочки гораздо терпимее к окружающим, чем мальчики.
- Мальчики спокойнее реагируют на негативную ситуацию.
- Дети нашей школы легко вступают в контакт с окружающими.
- Девочки терпимее относятся к критике.
2. Домашнее задание.
В нашей школе проектная работа является одним из направлений образовательной деятельности. Она организуется как в рамках одного предмета, так и на межпредметной основе. В 5 - 8 классах - как курсы по выбору, в 9-11 классе – как часть предпрофильных, профильных и элективных курсов. Т.к. каждый учащийся 7 класса имеет тему проектной работы, то домашнее задание было сформулировано следующим образом: обработать данные анкет, составленных ими в рамках выполняемого проекта, представить полученную числовую информацию в графическом виде с использованием табличного процессора MS Excel.
3. Рефлексия.
В конце урока учащиеся ответили на вопросы по изученному материалу.