Урок истории по теме "Поражение белого движения в годы гражданской войны". 9-й класс

Разделы: История и обществознание

Класс: 9


Цели: дать понятие о гражданской войне, как битва альтернатив возрождения России. ТДЦ

Оборудование :

  • продолжить работу над формированием понятия «гражданская война»;
  • дать понятие «иностранной интервенции», «белого движения»;
  • закрепить полученные по теме «Гражданская война в России» знания и умения;
  • сделать выводы о причинах поражения белого движения в России.

Развивающие:

  • развивать мыслительные операции учащихся: сравнение, анализ, синтез;
  • сформировать умение пользоваться дополнительной, сравнительной литературой;
  • развивать умение делать самостоятельные выводы;
  • развивать умение анализировать;
  • развивать общеучебные навыки и умения: работать по плану, работа с учебником;
  • развивать внимание и различные виды памяти учащихся (механическую, слуховую), умение концентрировать внимание .

Воспитательные:

  • воспитывать дисциплинированность учащихся;
  • чувство ответственности;
  • чувство патриотизма и гордости за свою Родину — Россию;
  • способствовать созданию благоприятного психо-эмонационального климата на уроке.

Тип урока: урок освоения новых знаний.

Методы обучения:

  • словестные (рассказ, объяснение, беседа, диалог, диспут);               
  • демонстрационные;
  • иллюстративные;
  • проблемный (ситуации);
  • частично-поисковый.

ФОПД: фронтальная, индивидуально-обособленная, групповая.

Технологии: элементы «Проблемного обучения» и «Сотрудничества»

Оборудование:  карта «Гражданская война и иностранная интервенция»

  • атласы;
  • карточки-задания;
  • выставка книг и рефератов.

I. Организационный  момент. Выступление учителя.

II. Контроль домашнего задания.
Беседа с классом по вопросам:

  • Что такое «Гражданская война»?
  • Назовите основные периоды войны, дайте им краткую характеристику.

III. Переход к новой теме.
Учитель:
—  Как вы думаете ребята, какие вопросы на уроке мы сегодня будем рассматривать, если на предыдущем мы познакомились с причинами, основными этапами гражданской войны?
/Учащиеся отвечают./
Учитель:
— Правильно. Сегодня на уроке мы познакомимся с ходом гражданской воны, узнаем о событиях на Восточном, Северном, Южном фронтах, рассмотрим и определим причины поражения белого движения.

IV. Работа в группах. Их 4. Каждая  получает карточку с заданием. Время  задания 5 минут. Ответ 3 минуты.

 I группа. Задания: Что такое интервенция?  Каковы были  её причины? Как сами интервенты объясняли свое присутствие в России?
Документ « Из мемуаров премьер-министра Великобритании Д. Ллойд Джорджа». «Совершенно очевидно, что, хотя  большевистское правительство порвало с Антантой и заключило сепаратный мир с Германией, мы не могли при этих обстоятельствах оставить Россию под господством германцев. Мы не могли примириться с тем огромным ростом германского империализма, который пытался обусловленной в договорах добычей, особенно германским господством над Украиной с ее запасами хлеба и скота, углем Донецкого бассейна и, в дальнейшем (через Черное море Кавказ), обширными запасами каспийской нефти… Кроме того, здесь были значительные запасы военных материалов в военных складах и на пристанях в Архангельском и Мурманском портах, во  Владивостоке. Мы послали им эти материалы для борьбы  с центральными державами. Теперь, когда Россия подписала мирный договор с немцами, эти военные материалы могли попасть в руки наших врагов и были бы использованы против нас». 

II группа. Задания: Почему наиболее угрожающее для РСФСР положение в начальный период гражданской войны сложилось на Восточном фронте?
Учитель: История гражданской войны, события на Восточном фронте тесно связаны с родным краем, Сибирью. (Сообщение учащихся о Марьяновских боях).
Учитель: Большую опасность представлял Колчак. (Сообщение учащихся о А.В. Колчаке.)
Вопрос: Почему Колчак  оставил Омск и не сделал попытки закрепиться?

III группа.  Задания: Как  разворачивались события на Южном фронте? Используя  тест документа назовите какие причины поражения Деникина указывает английский корреспондент? (стр.79, ист. России XX в. 11кл.)
— «Год тому назад союзные державы соединено решили покончить с большевиками. Но союзники и Деникин, сменивший Корнилова, и все мы допустили одну ошибку. Мы забыли ознакомиться с настроением русского народа. Мы ожидали взрыва добровольческого движения, но он не осуществился. Деникин преданно служил царю. Люди, окружавшие Деникина, также служили царю. Многие из них говорили о вероятном появлении нового императора. Тысячи из них по-прежнему оставались монархистами. Проводя время за кутежами, они нередко оглашали рестораны криками: «Да здравствует император!» Все это не располагало в их пользу население. Им не доверяли, и это послужило причиной падения антибольшевистского правительства. В Ростове система Деникина рухнула. Сомнительно, имело ли бы успех более радикальное правительство?».
Что сказал Деникин о слабостях белых, какие причины неудач он выделяет? (ж-л «Преподавание истории в школе №6, 2002, стр.39»)
«— Ни одно из правительств (антибольшевистских —Н.К.) не сумело создать гибкий и сильный аппарат, могущий стремительно и быстро настигать и заставлять других действовать.  Большевики тоже не стали национальным явлением, но бесконечно опережали нас  в темпе своих действий, в энергии, подвижности и способности принуждать. Мы с нашими старыми приемами, старой психологией, старыми пороками военной и гражданской бюрократии, с петровской табелью о рангах не поспевали за ними».

IV группа. Задания: была ли возможность у Юденича захватить Петроград и почему этого не произошло?
—Была. Существовало правительство, оно обратилось к Колчаку, но их программа не нашла поддержки у населения (покосные земли).

V. После выступления всех групп.
Учитель: Мы проследили выступления белых армий на всех фронтах гражданской войны. Везде белые терпят поражение. Давайте обобщим и выделим причины поражения белых. Учащиеся называют. Учитель поправляет. Запись на доске и в тетради учащихся.
Причины поражений белого движения:

  1. Разобщенность сил, отсутствие единства в военных и политических областях;
  2. Отсутствие единого вождя и лидера;
  3. Недостаточно интересные и привлекательные программы белых;
  4. «Белый террор» ─ как политика насилия.

VI. Учитель:
─ За работу в группах выставляются следующие оценки …….

VII.  Ёще одно задание на уроке. Подводим итоги урока. Закрепление нового материала. Тест №17 (равноуровневый).  В нем 5 вопросов. Работаем  4 минуты,  сразу же подводим итоги. Работу подписать. Время вышло.
Тест №17 (I) (I уровень сложности)
1. Интервенция это:
а) вооруженное нападение государства;
б) война между гражданами одного государства;
в) вооруженное вмешательство в дела другого государства.

2. Причины иностранной интервенции:
а) подавление очага «революционной заразы»;
б) усиление России;
в) борьба за возвращение вложенных капиталов в экономику Россию (царские долги)
г) территориальный раздел бывшей Российской империи.

3. На  каком фронте решалась судьба советской власти?
а) Восточный фронт;
б) Северный фронт;
в) Южный фронт.

4. Какой белый генерал возглавлял  добровольческую армию на Кубани?
а) Юденич;
б) Колчак;
в) Деникин.

5. Выделите причины поражения белого движения:
а) разобщенность сил, отсутствие единства военных и политических областях;
б) «Белый» террор ─ как политика насилия;
в) Отсутствие единого вождя, лидера  белого движения;
г) недостаточно интересные и привлекательные программы белых.

Тест №17(II) (II группа сложности)
1. Интервенция это:
а) вооруженное нападение государств;
б) война между гражданами одного государства;
в) вооруженное вмешательство в дела другого государства;

2. Кто являлся участниками вооруженной интервенции против Советской России?
а) Италия;
б) Англия;
в) Япония;
г) Германия;
е) США;
з) Турция.

3. События на каком фронте гражданской войны  представляли самую большую угрозу для РСФСР?
а) Северный фронт;
б) Южный фронт;
в) Восточный фронт.

4. «Белый террор» предполагал:
а) исключительные законы;
б) смягчение цензуры;
в) военное положение в стране;
г) отмену смертной казни;
д) карательные экспедиции.

5. Кого из белых генералов объявили в 1918 году «верховным правителем России»?
а) Деникина;
б) Колчака;
в) Краснова.

Тест №17 (III)  (IIIгруппа сложности)
1. Что такое интервенция:
а) вооруженное нападение государств;
б) война между гражданами одного государства;
в) вооруженное вмешательство в дела другого государства.

2. На каких фронтах разворачивались события гражданской войны?
а)  Восточный;
б) Кавказский;
в) Северный;
г) Южный;
д) Уральский.

3. Какие государства приняли участие в иностранной интервенции против России?
а) США;
б) Япония;
в) Англия;
г) Турция;
д) Германия.

4. Какой белый генерал был объявлен «Верховным правителем России»?
а) Юденич;
б) Краснов;
в) Колчак.

5. Чем закончилось белое движение в годы гражданской войны?
а) победой белых;
б) поражением белых.

VIII. Итоги результаты работы учащиеся выставляют сами по таблице.

Ответы                                                                        Норма оценок

I группа 1-В
2-А, В, Г
3-А
4-В
5-А, Б, В, Г
I    10-5
9-4
8-3
II группа 1-В
2-Б, В, Г, Е
3-В
4-А, В, Д
5-Б
II    10-5
9-4
8-3
III группа 1-В
2-А, В, Г
3-А, Б, В, Д
4-В
5-Б
III   10-5
9-4
8-3

Выставление оценок в журнал и дневники (на подпись учителя подойти на перемене).

IX. Задание на дом: всем §16-17
I группа – 3в. стр. 117 учебника
II группа – 2в. стр. 117 учебника
III группа – 4в. стр. 117 учебника

X. Учитель: Урок заканчивается. С каким настроением вы уходите с урока? Комфортно ли вам было работать в группах. Рефлексия. На обратной стороны нарисуйте лицо человечка
Сдайте всё на стол учителя.

XI. Вывод урока. С темой «Гражданская война в России» мы не прощаемся. У нас ещё будет несколько уроков по теме. Гражданская война – это величайшая трагедия братоубийства, потому что в гражданской войне не могло быть и не было победителей. И об этом очень хорошо, точно написала Марина Цветаева.  Послушайте

Все рядком лежат –
не развесть межой.
Поглядеть: солдат!
Где свой, где чужой?
Белым был –
Красным стал:
Кровь обагрила.
Красным был –
Белым стал:
Смерть победила

И завершить урок я хочу строчками из стихотворения Михаила Волошина:

Из крови, пролитой в боях,
Из праха обращенный в прах,
Из мук  казненных поколений
Из душ, крестившихся в крови,
Из ненавидящей любви,
Из преступлений, исступлений –
Возникнет праведная Русь.

Поэтому сохранение гражданского мира – одна из самых главных задач, которые и сегодня стоят перед обществом.

Урок закончен.  Спасибо всем. Свободны. Время урока:

  1. Опрос  домашнего материала – 3 мин.
  2. Фрагмент – 3 мин.
  3. Работа в группах – 5 мин.
  4. Ответы – 3×4=12 мин.
  5. Сообщения  3× 2=6 мин.
  6. Выводы (причины поражения) – 4 мин.
  7. Тест – 6 мин.
  8. Д/задание, рефлексия – 3 мин.
  9. Вывод урока. Заключительное слово учителя – 3 мин.