Главная специфическая особенность начального этапа обучения – у учащихся отсутствует языковой запас, а также навыки и умения пользоваться данным языком в общении. Для учащихся иностранный язык впервые включается в общий процесс обучения, и вместе с тем на этом этапе уже закладываются основы владения всеми видами иноязычной речевой деятельности. Именно эти сложные условия обучения, а также отсутствие сформированной языковой базы затрудняют, с одной стороны, и ограничивают использование средств активизации речемыслительной деятельности. С другой стороны, учитывая возрастные особенности учащихся, для которых характерно преобладание наглядно-образного мышления, непроизвольное запоминание, большая ситуативность речи, требуется применение самых разнообразных средств активизации речемышления.
Одним из возможных путей преодоления данного противоречия является поиск и использование таких средств и способов активизации речемыслительной деятельности, которые бы удовлетворяли и первому и второму условию.
Речемыслительная деятельность составляет материальную базу общения. Овладение учащимися основами общения является сегодня главной практической целью обучения иностранным языкам в школе.
Средства развития речемыслительной деятельности исследовались уже многими педагогами. В этой работе были использованы теоретические принципы Р.П.Мильруд.
Предметом данной работы является рассмотрение процессов развития речемыслительной деятельности учащихся начального этапа обучения и возрастных особенностей учащихся.
Практика показывает, что ,,развитие речемышления учащихся возможно при формировании всех видов речевой деятельности – слушания, говорения, чтения и письма."[1]
Для активизации речемыслительной деятельности учащимся предлагаются различные задания на сравнение, обобщение и классификацию.
Например, провести классификацию по какому-то одному признаку.
Следующее задание развивает речемышление. Учащимся предлагается распределить список известных им слов по группам: creature, plant, thing.
creature |
plant |
thing |
Или распределить следующие слова на две группы:
fruit vegetables
- pear
- onion
- tomato
- cabbage
- apple
- apricot
- banana
- carrot
- orange
- potato
Подобные задания подводят учащихся к монологическим высказываниям. Как подчёркивает Р.П.Мильруд, ,,в обучении иностранному языку необходимо опираться на наглядно - образное мышление, то есть на зрительные представления и действия с ними. Здесь имеет большое значение воображение."[1]
В работе над темой ,,внешность" можно использовать приём составления загадок: учащийся описывает внешность сказочного персонажа, а класс угадывает, кто это.
Например: I am a little girl. I live with my mother. I have a grandmother too. She doesn't live with us. Now she is ill. My name is...(Red-Riding-Hood).
Для развития наглядно-образного мышления используется память: учащиеся в течение десяти секунд рассматривают, какие предметы находятся в коробке у учителя, затем по памяти строят следующие высказывания о том, что есть в коробке:
P1: There is a book in the box.
P2: There is a pencil in the box. И т.д.
Для развития речемышления также важны представления о пространстве. Можно предложить учащимся описать, что находится на улице сказочного города, и т.п. Такие задания выполняются без зрительной опоры.
,,Для того чтобы мотивировать речемыслительную деятельность на иностранном языке, необходимо обучать школьников стратегии высказывания.
Планирование и осуществление действий меняется в зависимости от познавательной задачи. На начальном этапе обучения высказывание может планироваться и осуществляться как ответ на вопрос, поиск деталей (цифр, имён), поиск подробностей (фактов, сведений), осмысления (в виде краткого, но всеобъемлющего заголовка)."[1] Я использую в работе следующие задания:
1) Задания на подстановку слов.
1. Я показываю картинку с изображением человека. Учащимся даётся задание посмотреть на картинку и прочитать предложения. Затем необходимо заполнить пропуски словами.
This is a... . His name is... . He is a... .
После того как ребята научатся описывать внешность, текст расширяется:
His face is... . His eyes are... . His hair is... . He has a...on.
2) Задания, требующие определения последовательности фактов.
Это письмо написал Шрек. Он всё перепутал. Прочитайте предложения в нужной последовательности.
Dear Fiona! Good-bye. I go to bed at 10 o'clock. I am helping a cat. I am busy now. I get up at 7 o'clock.
3) Задания, требующие определения причины и следствия.
1. Прочитайте предложения в первой колонке и найдите объяснение во второй.
Bob is often ill. |
He is lazy. |
4) Задания, требующие оценки фактов, изложённых в тексте.
1. Прочитайте текст и скажите, что говорится в нём о лисе Алисе.
Alisa is a fox. It is red. It has big grey eyes. It is a nice fox. You like it. It is a good friend.
Подобная стратегия может применяться как в устной речи, так и для обучения слушанию, чтению и письму. ,, Развитию речемыслительной деятельности служит и тактика – способ достижения цели. Это может быть предъявление учащимся текста, изображения, последовательное предъявление вопросов, ключевых или уточняющих вопросов, множественный выбор ответа, работа по образцу."[1]
Например, учащиеся прослушивают такой текст:
Pedro is from Brasil, but he lives and works in Britain. He is a teacher of geography. He is 35 years old and he is married. His wife is from Brasil, too. They have a daughter. Pedro teaches from Monday to Friday. He doesn't teach on Saturdays and Sundays. He speaks English well. He likes to read books about different countries.
После прослушивания им предлагается ответить на следующие вопросы:
- Where is Pedro from?
- What is he?
- How old is he?
- Is he married?
- What does he like to do?
- Does he teach on Tuesdays?
Здесь используется тактика предъявления текста и последовательное предъявление вопросов.
Полезны и задания с множественным выбором ответа. Например, при изучении Present Simple, можно использовать такие упражнения:
Выберите правильный вариант.
1. A) I not usually have lunch at home.
B) I usually have not lunch at home.
C) I doesn't usually have lunch at home.
D) I usually don't have lunch at home.
2. A) You often play basketball?
B) Do you often playbasketball?
C) Is you often play basketball?
D) Are you often play basketball? И т.д.
Работа по образцу является одним из распространённых видов упражнений по формированию речемыслительной деятельности, при этом учитываются индивидуальные особенности учащихся: потребность в зрительной опоре, необходимость деятельности по образцу, личные интересы.
Учащимся даётся задание закончить предложения по образцу.
Образец: I like football, but I don't like tennis.
- I like coffee, but I ... .
- We like to play tennis, but we ... .
- Ann likes cats, but she ... .
- I speak English, but I ... .
- Tom speaks Russian, but he ... .
- Mr. and Mrs. Green have a son, but they ...
Следующее задание нравится учащимся и хорошо закрепляет грамматический материал.
Задание: Составьте предложения из данных слов. Помните о порядке слов.
- He, hometask, do, his, must.
- When, usually, you, go, do, to bed?
- Ann's, is, a teacher, sister, good.
- Not, far, I, from, the zoo, live.
- Now, my, is, in, cooking, mother, the kitchen.
На начальном этапе обучения языку наибольшая нагрузка приходится на память. Для того чтобы облегчить учащимся овладение иностранным языком, необходимо делать упор на развитие не механической, а логической памяти, то есть одновременно тренировать и память, и мышление.
Для развития логической памяти учащимся необходимо правильно свёртывать информацию, полученную из текста, путём выделения основных положений и их логической последовательности. Например, задание по тексту ,, March, 8 " : отберите предложения, выражающие основное содержание текста, и предложения, передающие детали:
- On the 8th of March Victor and his father get up early in the morning.
- They have a talk.
- The father buys beautiful flowers and Victor cleans the rooms.
- Victor dusts the sofa and the chairs.
- Father puts the flowers on the table and goes into the kitchen.
- When mother gets up, she is happy to see the clean room, the flowers and the breakfast on the table.
- When Mother eats her breakfast, she is glad.
Другой вариант такого упражнения – задание на редактирование: уберите детали (слова и предложения), не мешающие пониманию текста.
Весьма полезной для развития речемышления является группировка слов и словосочетаний по тематическому признаку. Учащиеся по окончании работы над каждым циклом составляют тематический словарик, который в дальнейшем, при возвращении к данной теме, дополняется. Так, например, по теме: ,, Рабочий день " учащиеся составляют довольно большой список лексических единиц:
In the morning (afternoon, evening), get up early, open the window, turn on the radio, do the morning exercises, clean one's teeth, wash the hands and face, go to bed, put on (the shirt, trousers), have breakfast (dinner, supper), lay the table. И т.д.
В заключение необходимо отметить, что использовать те или иные виды заданий, предусматривающие умственную работу учащихся, на уроках нужно не эпизодически, а регулярно. Только в таких условиях у них может сформироваться речемышление.
Используемая литература:
1.Р.П.Мильруд» Основные способы стимулирования речемыслительной деятельности на иностранном языке.» /»Иностранные языки в школе», 1996, №6.