Урок технологии в 4-м классе "Мастерская Деда Мороза"

Разделы: Технология, Начальная школа, Внеклассная работа


Цели урока:
1.Учить размечать, складывать, правильно резать бумагу. Помочь освоить работу по выполнению снежинки. Закрепить умение читать условные обозначения.
2.Развивать творческое воображение, формировать навыки ручного труда, память, мышление, внимание, речь.
3.Воспитывать бережливость и любовь к природе.

Оборудование урока:
1.Бумага белая, простой карандаш, линейка, клей, ножницы, скрепка для подвески.
2.Образцы работ.
3.Памятка “Основные правила в работе”.
4.План работы.
5.Магнитофон с записью музыки (Вивальди «Времена Года». Зима.)
6.Видеофильм “Экскурсия на фабрику ёлочных игрушек в г. Клин.
7.Фотографии с изображением ёлочных игрушек.

Ход урока:

I .ОРГМОМЕНТ

1. Приветствие детей.
2. Подготовка рабочего места.
-Посмотрите, полный ли комплект оборудования и материалов вы приготовили к уроку.

Учитель: Кто из вас напомнит, как правильно хранить инструменты, как рационально и удобно размещать их на столе.

Ученики вспоминают: «Правила работающего человека» (на доске заранее вывесить)
1.Работай за своим рабочим местом.
2.Прежде чем начать работу, приготовь рабочее место правильно: подбери необходимые для работы материалы, инструменты и приспособления, удобно расположи их. Всё чем работаешь правой рукой, располагай справа, чем работаешь левой – слева.
3.Во время работы держи рабочее место в порядке: откуда взял инструменты, туда и положи его после работы.
4.Береги инструменты, экономь материалы, всегда думай, как сделать работу лучше.
5.Закончил работу - убери рабочее место быстро и аккуратно.

Учитель: Послушайте интересные сведения о главном инструменте сегодняшнего урока под рубрикой “Это любопытно”.
С незапамятных времён, когда требовалось что-нибудь разрезать, человек брал нож.
Но легко ли им, скажем, остричь овцу? И вот примерно три с половиной тысячи лет назад кто-то соединил ручки двух ножей пружинящим мостиком. Так изобрели первые ножницы - овечьи. А те, про которые сложена загадка: «два кольца, два конца, посередине гвоздик» сконструировали лишь где-то в восьмом столетии нашей эры. Такие ножницы нашли под Смоленском - им около тысячи лет.

Учитель: Давайте с вами вспомним правила безопасного труда при работе с ножницами.

Дети читают: Безопасность труда при работе с ножницами (вывесить заранее на доске).

1.Не держи ножницы концами вверх.
2.Не оставляй ножницы в открытом виде.
3.Передавай ножницы только в закрытом виде кольцами в сторону товарища.
4.При работе следи за пальцами левой руки.
5.Не работай ножницами с ослабленным креплением.

II. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ УРОКА.

Учитель: Ребята, я загадаю вам загадку, а вы отгадайте.

Из подоблачных высот
Быстрый ветер их несёт.
Мчат, друг дружку обгоняя,
Как одна большая стая. (снежинки)

Что за звёздочки сквозные
На пальто и на платке?
Всё сквозные - вырезные,
А возьмёшь – вода в руке.(снежинки)

Учитель: К встрече Нового года нужно готовиться заранее, что мы и будем делать сегодня. А гостем нашим будет, кто бы вы думали? Правильно, сама Снежинка (Выходит девочка - «снежинка» читает стихотворение К.Бальмонта на фоне тихонько звучащей зимней мелодии).

Светло пушистая,
Снежинка белая,
Какая чистая,
Какая смелая.

Дорогой бурною,
Легко проносится,
Не в высь лазурную,
На землю просится.

Ветром веющим
Дрожит, взметается,
На нём, лелеющем,
Светло качается.

Его качелями
Она утешена
С его метелями
Кружится бешено.

Но вот кончается
Дорога дальняя,
Земли касается
Звезда кристальная.

Лежит пушистая
Снежинка смелая.
Какая чистая,
Какая белая!

Учитель: Тихо и красиво падают из облаков на землю снежинки. Как маленькие парашютики, кружатся они при самом лёгком ветре в завораживающем танце. Можно подставить шерстяную варежку и поймать снежинку. Какое разнообразие форм.
Кажется, нет и двух одинаковых. Но учёные, изучающие снежинки, сумели выделить девять основных форм снежных кристалликов. Им даже дали интересные названия: звезда, пластинка, столбик, игла, пушинка, ёж, запонка, снежинка оледенелая, снежинка круповидная. И мы научимся сегодня делать снежинку.

III. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА.

1.Актуализация опорных знаний.

Рассматривание образца на доске.
-Посмотрите на доску, (заранее расположить образец снежинки, фото). Рассмотрите снежинки, которые можно сделать для Новогоднего праздника.
-Какое название дадим мы своей снежинке? (Дети предлагают названия: морозная, снежная, расписная, холодная, КРУЖЕВНАЯ). Это основные признаки нашей снежинки.

-Ай да диво!
Как снежинки все красивы!
Сколько вложено души!
До чего же хороши!
Сколько вложено труда!
Вам нравятся снежинки?
(Дети отвечают.) Да.

Учитель: Эти снежинки, ребята, выполнены из одной заготовки. И прежде чем начать работу определите, какие материалы вам понадобятся на уроке (бумага, ножницы, клей, карандаш, линейка). Приготовьте их!

2. Подготовительный этап (практическая деятельность).

Теперь нам необходимо вспомнить (заранее написать на доске)

Основные правила работы.

1.Внимательно рассмотрите и запомните все условные обозначения.
2.Первые работы делайте из белой бумаги, так как на ней лучше видны линии сгиба и вам легко будет следить за чертежом и ходом работы.
3.Складывание снежинки производите на столе, так как вы должны пальцами сильно нажимать на линии сгиба. При этом, чем точнее будете делать, тем удачнее получится снежинка.
4.Во время работы внимательно смотрите на чертежи и условные обозначения.

Условные обозначения.

1.Пунктирная линия - место сгиба.
2.Непрерывная линия - место разреза.
3.Стрелка – раскрыть деталь.
4.Точка - используем клей.
5.круг со стрелочками - склеивание концов детали, накладывая друг на друга.
6.стрелочка–петля - переворот.

3.Основной этап (практическая деятельность). (Смотри приложение 1 и приложение 2)

Учитель: Этот этап самый трудоемкий и творческий. От вас требуется внимание, и следовать надо строго по плану: (учитель показывает последовательно по плану).
(План-схемы выполнения снежинки приводится в приложении 1, его можно распечатать и вывесить на доску заранее; кроме того, в приложении 2 (презентация Microsoft PowerPoint) вы можете увидеть каждый этап выполнения лучиков снежинки на фото и проследить правильность выполнения и продемонстрировать с помощью мультимедийного проектора)

4.Динамическая пауза – физминутка

Снежинки.
С неба падают снежинки ( руки поднять кверху)
Покружиться мы не прочь (на месте кружатся)
Мы снежинки – балеринки,
Мы танцуем день и ночь (танцуют на месте)
Я мороза не боюсь (шагаем на месте)
С ним я крепко подружусь (хлопаем в ладоши)

5.Творческая лаборатория (мастерская новогодних игрушек)

Учащиеся самостоятельно, следуя по плану изготовления снежинки, делают снежинки.
Учитель индивидуально помогает тем ученикам, которым что-то непонятно.

IV. ОЦЕНКА РАБОТ УЧАЩИХСЯ

По мере готовности изделий дети прикрепляют их к нитке скрепкой. Нитку заранее необходимо повесить перед доской.

V. ИТОГ УРОКА
Учитель: Какие игрушки научились делать на сегодняшнем уроке? ( снежинки) -Из этих снежинок можно изготовить гирлянду и украсить ею класс, школу.( смотри фотографии в приложении).В нашей школе из снежинок была изготовлена новогодняя ёлка (титульный лист; см. также приложение 2).Каркас для ёлки изготовили тоже сами. Для изготовления каркаса необходимо в потолке вбить гвоздик. К нему прикрепляются 6 металлических струн, которые крепятся к полу по периметру шестиугольника. Затем струны соединяются нитками, начиная сверху, на нитки вывешиваются снежинки с помощью скрепок (смотри рис.9. в приложении 1). Такие ёлки сделанные из бумаги могут заменить лесные ёлки, так необходимые для новогоднего праздника. В начальных классах учащиеся знакомятся только с основами трудовых навыков, но они должны твёрдо понять, почувствовать, что своими руками они выполняют объекты труда, имеющие общественно полезную значимость. Детям не безразлично, какие изделия и работы они выполняют. Чем более полезные, нужные в их жизни, разнообразные и внешне привлекательные изделия предстоит им сделать, тем с большим увлечением, энергией, интересом начинают они относиться к их изготовлению.