Тема: Влажность воздуха. Способы определения влажности.
Цели урока.
- Ввести понятия о физических величинах – характеристиках влажности воздуха.
- Рассмотреть устройство приборов измеряющих влажность и способы измерения влажности.
- Рассмотреть примеры влияния влажности на жизнь и здоровье человека.
- Продолжать развивать умение наблюдать, делать выводы.
Оборудование:
- психрометр;
- гигрометр конденсационный, эфир;
- экран, ноутбук, мультимедийный проектор;
- карточки раздаточного материала.
План урока.
- Организационный момент.
- Актуализация знаний учащихся. (диктант, задания по карточкам)
- Изучение нового материала. (сообщения учащихся)
- Закрепление и систематизация знаний.
- Итог урока.
- Домашнее задание.
Ход урока
I. (см. Приложение. Слайд 1) Учитель сообщает тему урока, цели урока.
- Наше сегодняшнее занятие начнём с диктанта.
- Два ученика получают индивидуальные задания по карточкам.
Карточка 1: Какое количество теплоты необходимо для обращения в пар воды массой 10 граммов, если температура воды ноль градусов Цельсия.
Карточка 2: Какое количество теплоты выделится при конденсации водяного пара массой 10 килограммов, при температуре 100 градусов и охлаждения образовавшейся воды до 20 градусов Цельсия.
Диктант: ( Варианты 1, 2) (см. Приложение. Слайд 2, 3)
1. Запишите в строчку через запятую буквенное обозначение следующих физических величин: удельная теплота парообразования, количество теплоты, масса тела.
2. Запишите в строчку через запятую основные единицы, данных физических величин.
3. Продолжите предложение:
Интенсивный переход жидкости в пар, происходящий с образованием пузырьков пара по всему объёму жидкости при определённой температуре, называется… | Процесс парообразования, происходящий с поверхности жидкости называется… |
4. Запишите формулу для расчёта количества теплоты:
При парообразовании | При конденсации |
5. Рассчитайте количество теплоты, затраченное на парообразование 10 граммов спирта (эфира) при температуре кипения данного вещества.
-Мы закончили работу над диктантом, выполним самопроверку своей работы, правильные ответы вы видите на экране. (см. Приложение. Слайд 4)
-Поставьте за каждый правильный ответ один балл. Поднимите руки те, кто набрал пять баллов? Четыре балла?
-Переходим к работам учащихся по карточкам. На экране вы видите условия задач. Ребята, поясните свои решения / ученики, получившие индивидуальны карточки с заданием, поясняют свои решения у доски/.
II. Окружающий нас атмосферный воздух, в следствии круговорота воды в природе, всегда содержит пары воды. Чем больше водяных паров в воздухе, тем ближе пар к состоянию насыщения. С другой стороны, чем больше температура воздуха, тем больше водяных паров требуется для его насыщения. В зависимости от количества водяных паров, находящихся при данной температуре в атмосфере, воздух бывает разной степени влажности.
Абсолютная влажность показывает сколько граммов водяного пара содержится в воздухе объёмом 1 м3 при данных условиях (т.е. плотность водяного пара)
Чтобы судить о степени влажности воздуха важно знать - близок или далёк водяной пар, находящийся в воздухе, от состояния насыщения. Для этого ввели понятие относительной влажности.
Относительной влажностью воздуха называется отношение абсолютной влажности воздуха к плотности насыщенного водяного пара, при той же температуре, выраженной в процентах.
Если влажный воздух охлаждать, то при некоторой температуре, находящийся в нём водяной пар можно довести до насыщения. При дальнейшем охлаждении водяной пар начинает конденсироваться в виде росы. Появляется туман, выпадает роса.
Температура при которой пар, находящийся в воздухе, становиться насыщенным называется точкой росы.
Точка росы тоже характеризует влажность воздуха.
Для определения влажности используются приборы: гигрометр конденсационный, гигрометр волосной, психрометр.
О том, как устроены данные приборы вам расскажут учащиеся вашего класса, подготовившие сообщения. (далее следуют сообщения учеников) (см. Приложение. Cлайд 8).
Демонстрация1 – (с конденсационным гигрометром), проводится учителем после сообщения ученика
Демонстрация 2 - (с психрометром)
-Измерим практически влажности в кабинете физики в данный момент, с помощью психрометра.
-Выполним несколько задач на закрепление нового материала (см. Приложение. Слайды 9, 10):
Задача №1.
Пользуясь таблицей “Давление насыщенного водяного пара и его плотность” определите:
а) Какое давление создаёт насыщенный водяной пар при температуре 19 градусов Цельсия?
б) При какой температуре давление насыщенного пара равно 8 мм.рт. ст.?
Задача №2.
Определите с помощью психрометрической таблицы влажность воздуха, если t1 равно 21 градус Цельсия и t2 равно 16 градусов Цельсия?
Каждый из вас получил карточку для выполнения индивидуального задания. (На выполнение задания отводится 2-3 минуты)
Задачи для самостоятельного решения 1 вариант:
- С помощью таблицы “Давление насыщенного пара” определите давление насыщенного пара при температуре 15 градусов Цельсия?
- По психрометрической таблице определите относительную влажность воздуха: если показания сухого термометра 24 градуса, а показания влажного 20 градусов?
Задачи для самостоятельного решения 2 вариант:
- С помощью таблицы “Давление насыщенного пара” определите давление насыщенного пара при температуре 14 градусов Цельсия?
- По психрометрической таблице определите относительную влажность воздуха: если показания сухого термометра 25 градуса, а показания влажного 22 градуса?
Заканчивая наше занятие, ответьте на следующие вопросы:
- С какими физическими величинами вы познакомились сегодня на уроке?
- Какие приборы используют для определения влажности воздуха?
- Какой способ измерения влажности вам показался наиболее удобным?
-Запишите задание на дом - §19 (?)
- Определение влажности воздуха имеет большое значение при исследовании различных явлений в атмосфере, для некоторых видов производств, для поддержания определённой влажности в библиотеках и музеях, для здоровья человека и заживления ран. Нормальная влажность в жилых помещениях 60%.