Задачи:
- Способствовать формированию представления о предках ненцев, родовой организации, территории расселения.
- Представить гипотезы происхождения ненцев.
- Продолжить формирования умения создания и представления проектов, получение знаний из исторической карты и дополнительной литературы.
- Воспитание через краеведческий материал чувства патриотизма, сопричастности к истории своего народа.
Контингент участников: 7 класс.
Оборудование: исторический атлас ЯНАО, презентация проекта.
Предварительное задание: Из числа сильных учащихся создаются группа, которая готовит проект в виде презентации по теме « Родовая организация ненцев», сообщение «Древние жители края».
Основные понятия:сихитря, самодийская группа народов, еркар, ерв, фратрии, тэнзы.
Персоналии: Вавлё Пиеттомин.
Тип урока: урок изучения нового материала.
План урока:
- Расселение и природные условия обитания ненцев.
- Предания о сихиртя.
- Гипотезы о происхождении ненцев.
- Родовая организация.
- Власть и лидерство.
Ход урока.
I.Вступительное слово учителя:
- Изучая историю России, мы познакомились с освоением Сибири. Рассматривая этот материал, мы узнали о жизни народов, населявших эту территорию. Одним из этих народов являются ненцы. Так как мы живём на территории Ямало-Ненецкого автономного округа, сегодня на уроке мы постараемся представить полную картину одной из главных страниц истории округа. Эта страница о людях, населяющих наш округ, относящихся к коренным малочисленным народам – ненцах. Мы поговорим о предках ненцев, родовой организации, определим территорию расселения, выясним, какие существуют гипотезы происхождения ненцев. Ещё раз вспомним о национальном герое ненецкого народа Вавлё Пиеттомине и загадочном народе сихиртя.
II. Изучение нового материала.
1.Расселение и природные условия обитания ненцев.
По ходу рассказа учителя организуется работа учащихся с картой «Карта расселения самодийцев и угров в XVII-XX вв.» (Исторический атлас ЯНАО, стр. 7) и картой «Полуостров Ямал. Распределение самоедских родов» (Исторический атлас ЯНАО, стр.6).
- Найдите на карте и покажите территории названные в моём рассказе.
Рассказ учителя.
Народы, населяющие сегодня территорию края, — ненцы, селькупы, манси, ханты — относятся к уральской группе языков. При этом ненцы и селькупы относятся к народам самодийской группы, а манси и ханты — угорской. Западная Сибирь осваивалась уральцами (предками самодийцев и угров) с мезолита (VI тыс. до н.э.). В конце III тыс. до н.э. выделился праугорский язык, в котором с середины I тыс. н.э. обособились обско-угорские языки. На рубеже тысячелетий из прасамодийской общности выделились северосамодийские (в том числе ненецкий) и южносамодийские (в том числе селькупский) языки. Древней родиной самодийцев принято считать Саяно-Алтайское нагорье на юге Сибири. Эта версия подтверждена тем, что еще в середине XIX в. в районе Саяно-Алтая проживали народы, говорившие на самодийских языках. Южная Сибирь в древние времена неоднократно подвергалась вторжениям разных народов, приводившим к крупным миграциям населения. Первой волной, двинувшейся на Север, были племена, вошедшие затем в состав нганасан и энцев. Вслед за ними в Нижнем Приобье появились группы, давшие основу для формирования ненцев. Последней волной были предки селькупов. Ко времени присоединения Западной Сибири к России в XVI в. ненцы, освоившие вначале территории Северного Урала и Европейских тундр, расселились на полуострове Ямал. В течение XVI —XVII вв. в результате походов российских войск произошли заметные этнические сдвиги: ненцы, поглотив гыданских энцев (мандо), продвинулись на восток до Енисея; также под давлением ненцев прекратили свое существования сихиртя на Ямале.
Обложение народов Обского Севера государевым ясаком также способствовало перемещению некоторых этнических групп. Ненцы скрывались в отдаленных от ясачных зимовий тундрах, а ханты и селькупы углублялись в труднопроходимую тайгу.
-Покажите на карте и назовите границы расселения ненцев (западная граница - правые притоки реки Мезень и р. Несь, восточная граница-правый берег нижнего течения реки Енисей ( до верховий западных притоков р.Пясины), южная граница – реки Пеза, Сулла, Печора, Уса, Щучья, Полуй, верховье реки Надым, водораздел между реками
2. Предания о сихиртя.
-Какие предания и сихиртя вам доводилось слышать прежде? Сегодня мы послушаем легенды ненцев об этом загадочном народе (сообщение учащегося).
Познавательное задание для класса:
- В чём можно верить мифам о сихиртя и что вызывает в них сомнение?
- В чем состоят главные различия культур ненцев и сихиртя?
3. Гипотезы о происхождении ненцев.
Учитель выделяет и раскрывает три основные точки зрения:
1) северные самодийцы, в том числе ненцы, сформировались в результате продвижения самодийских племен из районов Южной Сибири и ассимиляции ими сравнительного немногочисленного аборигенного населения приполярной зоны, которое, видимо, было
различным на Европейском и Азиатском Севере;
- северные самодийцы являются автохтонным населением приполярной зоны, откуда часть их проникла в Присаянье;
- место формирования самодийцев — Верхнее Поволжье (Западное Приуралье); из этих районов древние самодийцы распространились в Южную Сибирь и на Север.
Задание для класса:
-Какая из этих точек зрения вам кажется наиболее убедительной и почему?
4.Родовая организация (презентация проекта).
Перед презентацией проекта организуется словарная работа с новыми понятиями: еркар - род, ерв - глава, хозяин, фратрии – научное определение тэнзов, тэнзы – объединение нескольких родов.
5. Власть и лидерство.
Познавательное задание для класса:
- В чём сущность конфликта, вызвавшего восстание во главе с Вавлё?
Рассказ учителя о восстании.
Родовым старшиной становился один из «серм'пэртя». Он считался «вотчинником» определенной территории, был состоятельным оленеводом. Но главной его административной задачей был сбор ясака с сородичей; иногда ему приходилось брать на себя уплату податей кого-либо из них. Не случайно родовой старшина назывался по-ненецки «н,арка мирм пэртя» (платящий большой ясак). Старшины избирались или переизбирались ежегодно в присутствии «лучших людей» рода и с ведома обдорской администрации.
В 60-е годы XVIII в. существовали должности «главного самоядина» Каменной и Низовой сторон. Таковым па Каменной стороне был Гитпад Хамин, на Низовой—Казан Садин. Однако позднее «верховная» власть была передана князьям из хантыйского рода Тайшиным. Ненцы неоднократно прямо или косвенно выражали недоверие ханту Тайшину, намерение иметь своих собственных главных старшин в Обдорске. В начале XIX в. таким общененецким старшиной был избран Пайгол Нырмнн из рода Карачеи. Однако он оказался слишком строптивым с точки зрения русских чиновников — отказался сам принять крещение и допустить христианизацию среди ненцев, не пожелал содействовать экспедиции штурмана Иванова по обследованию земель Ямала, хладнокровно отнесся к подносимым «высоким» дарам (жалованному бархатному кафтану). Не удивительно, что русским властям удобнее было иметь дело с покладистым хантыйским князем, и вскоре должность ненецкого «главного старшины» в Обдорске была ликвидирована.
В ответ среди ненцев началось движение, возглавленное Вавлё Пиеттомином из рода Ненян,г (одной из ватаг рода Карачеи Низовой стороны). Первоначально Вавлё и его единомышленник Магирн Вайтин собрали отряд числом около 10 человек, отнимали оленей у зажиточных хозяев и раздавали беднякам. После ареста и суда в январе 1839 г. они были высланы в хантыйскую Пирчинскую волость, но в действительности жили в работниках у сургутского мещанина Силина. 15 августе того же года они совершают побег и вновь оказываются в обдорской тундре.
Вавлё объявил сородичам, что губернская власть освободила его и назначила главным старшиной ненцев. В течение 1840 г. Вавлё сменил несколько неугодных ему ватажных старшин, собрал вокруг себя 400 чумов и отправился в поход на Обдорск с целью сместить князя Тайшина. Всполошившаяся обдорская администрация отравила мещанина Николая Нечаевского проведать планы Вавлё и заманить его в Обдорск. Вавлё принял «парламентера» радушно, поскольку тот был его давним приятелем и торговым партнером, Нечаевский подогревал ненависть Вавлё к Тайшину и всячески торопил повстанцев, двигаясь вместе с ними к 06дорску.
Приблизившись к «городу», Вавлё отправил Сали Яптика за князем. Тот прибыл в лагерь мятежников с 13 старшинами. В знак покорности Тайшин целовал Вавлё руку, молил о прощении и обещал уступить княжение союзнику Вавлё—Яптику Мурзину. Однако, по его словам, для окончательного решения необходимо было присутствие остальных старшин. Вавлё был приглашен в гости к Тайшину.
Из осторожности в Обдорск были посланы разведчики. Но они не заметили ничего тревожного. 14 января Вавлё в сопровождении 40 сподвижников въехал в Обдорск. Встреча с Тайшиным была назначена близ казенных магазинов с мукой у пристани. Сюда по указанию Вавлё явился Тайшин, заверил в своей готовности покинуть княжескую «должность» и позвал Вавлё к себе в гости па встречу со старшинами.
Половину своих воинов Вавлё оставил на улице стеречь нарты с оружием. Остальные, вооруженные лишь ножами, направились к дому князя. Пока Вавлё вел переговоры со старшинами и князем, дом был окружен казаками и вооруженными жителями Обдорска. Исправник Скорняков, войдя в дом, схватил Вавлё за руку и пытался вывести его на улицу. В доме и на улице завязалась схватка. В конце концов, Вавлё связали и заковали в кандалы.
Исправник Скорняков и мещанин Нечаевский были награждены. Получил медаль «За усердие» и князь Иван Тайшин. Вавлё приговорили к каторге и сослали в Восточную Сибирь. Но повстанческое движение продолжалось. Лишь в 1856 г. последний ненецкий отряд во главе с Пани Тохо" (Ходиным) был разгромлен, мятежники захвачены в плен и заключены в острог.
И до, и после восстания Вавлё Пиеттомина ненцы неоднократно выражали недовольство правительственной политикой, особенно христианизацией (в XVIII в.) и советизацией (в XX в.). В этих выступлениях проявлялось свободолюбие кочевников тундры, воскрешались традиции старых времен, когда ненцы вели воины под началом легендарных военных предводителей «саю"ерв».
Проверка выполнения познавательного задания.
III.Закрепление изученного материала:
- Что нового вы узнали сегодня на уроке о предках ненцев, родовой организации, территории расселения?
- Какие существуют гипотезы происхождения ненцев?
- Какова структура родовой организации ненцев?
- Каким героем вам представляется Вавлё Пиеттомин? Свой ответ аргументируйте.
IV.Подведение итогов урока.
V.Домашнее задание: учить записи конспекта, составить своё родовое древо.
Литература
- Головнев А.В., Зайцев Г.С. История Ямала.- Тобольск,1993.
- Исторический атлас Ямало-Ненецкого автономного округа.- М.: издательство ДИК,1999.
- Хомич Л.В. Ненцы.- СПб.: Русский двор,1995.