С начала 90-х годов произошли существенные изменения в социокультурном контексте изучения иностранных языков в России: начали интенсивно развиваться прямые международные связи между российскими и зарубежными фирмами, предприятиями, организациями в регионах, расширилось, прямые связи между российскими и зарубежными школами и начали разрабатываться совместные образовательные программы по межшкольному культурному и образовательному обмену учащихся, международного развития учащихся, по участию в международных проектах.
Все это привело к необходимости переосмыслить цели и задачи, содержание и технологии обучения иностранному языку в стране, обновить языковое образование, учитывая при этом богатейший национальный и международный опыт в обучении иностранного языка.
Стоит ли сомневаться в том, что какими вырастут наши дети, какую профессиональную подготовку они получат, таким и будет наше будущее?
Сегодня различаются масса новых программ, тенденций и течений в образовании. Вместе с тем, возникает ряд вопросов, от правильного решения которых зависит перспектива развития всей системы образования, ее мобильность, гибкость, способность к выживанию и саморазвитию.
Систему образования следует рассматривать как целостную систему, способную восстановить естественную связь человека с природой, возродить ее духовно-чувственное познание, расширить миропонимание, создавая целостное видение мира, без которого учащийся получает лишь набор информации, не увязанный с жизненной реальностью знаний. Такая система будет исходить из приоритетов самой личности, имея в виду, что личность стоит выше любых государственных вопросов и нуждается в самореализации, т.е. в развитии своего творческого начала, без чего невозможна полноценная профессиональная реализация в современных условиях.
В этом случае систему образования необходимо рассматривать как единую самоорганизующуюся и саморазвивающуюся систему, в основе которой лежат следующие факторы:
- активное начало, которое воздействует на систему со стороны творческой личности (как педагога, так и ученика);
- открытость, т.е. ее постоянный обмен энергией, информацией с окружающей средой, тесная связь преподавания со всеми явлениями жизни, связь внутренних потребностей самой личности и возможностью их реализации во внешней среде;
- диалогичность – способность к обучению, умение обратиться к внутреннему миру учащихся, увидеть мир глазами другого, сделать общее в системе «учитель-ученик» взаимообогащающим, творческим и плодотворным;
- свобода выбора – идея нелинейности развития, которая подразумевает много вариантность, альтернативность, возможность выбора технологий, форм и методов обучения, творческих заданий, личностных подходов в обучении и воспитании;
- удовлетворенность деятельностью, которая должна распространяться на деятельность, как ученика, так и учителя.
Доброжелательность, терпение, умеренная требовательность приходят на помощь проведения занятий по иностранному языку.
Основой для достижения воспитательных, развивающих целей обучения является практическое овладение иностранным языком.
Воспитательные цели предлагают воспитание у детей интереса к изучению иностранного языка, воспитание учащихся в духе мира, доброжелательного отношения у других народов, стран.
Развивающие цели предлагают изучение иностранного языка, развитие у детей мышления, эмоций, воображения, воли, памяти, познавательные и языковые способности.
Учебно-образовательные цели предполагают решение элементарных коммуникативных задач на иностранном языке в рамках тематики, предложенной программой приобретение элементарных страноведческих знаний о странах изучаемого языка.
Для того чтобы успешно решить поставленные задачи, прежде всего нам, учителям необходимо знать психологические особенности учеников.
От умения учителя общаться с учениками на уроке и вне его зависит морально-психологический климат в классе, усвоение учащимися духовных ценностей и нравственных норм, увлеченность наукой, настроение учителей и учащихся, их психологическое здоровье, уровень индивидуально-творческого развития.
Для того чтобы научиться эффективно, общаться с учащимися, надо постоянно, на протяжении всего периода обучения в образовательном учреждении, общаться с ними.
Никакие тренинги не могут заменить живого общения с учениками, они могут лишь служить вспомогательным средством развития коммуникативных умений.
В процессе общения происходит обмен мыслями, идеями, чувствами и переживаниями. Особенностью педагогического общения является то, что этот обмен нацелен на преимущественное развитие одного из партнеров по общению – ученика, на формирование субъективного опыта познания, творчества, отношения к миру.
Для учителя общение с учеником выступает в качестве средства его развития и специфической, целенаправленной деятельности. Для ученика общение с учителем является необходимостью, вытекающей из специфики учебной деятельности.
Свободное общение создает необычайно благоприятные возможности для изучения особенностей каждого ученика.
Важно только создавать в общении такие условия, которые бы позволяли ученикам в наибольшей степени раскрываться, проявить свою индивидуальность.
В современном учебном заведении, делающим ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса, игровая деятельность используется в следующих случаях: в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета, в качестве элементов (иногда весьма существенных) более обширной технологии; в качестве урока (занятия) или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля); в качестве технологий внеклассной работы.
Определение места и роли игровой технологии в учебном процессе, сочетание элементов игры и учения во многом зависят от понимания педагогом функций и классификации педагогических игр.
Обширна типология педагогических игр по характеру игровой методики. Укажем лишь важнейшие из применяемых типов: предметные, сюжетные, ролевые, деловые, имитационные и игры драматизации.
В учебном процессе применяются различные модификации деловых игр: имитационные, операционные, ролевые игры, деловой театр, психо- и социодрама.
Нетрадиционные уроки по иностранному языку очень нравятся ученикам нашей школы. У меня есть свои интересные наработки на закрепление пройденной лексики и грамматики.
Мне нравится проводить игровые уроки: «Поле чудес»; «Пойми меня»; КВН; «Что? Где? Когда?»; викторины. Я специально разработала эти игры на повторения лексики, грамматики по определенным темам. Это уроки повторения и обобщения знаний, закрепления умений.
Игру «Пойми меня» на английском языке я обычно провожу в «сильных» группах. Перед учащимися стоит задача, чтобы правильно объяснить слова на английском языке.
В прошлом году в школе я проводила игру «Поле чудес» по теме «Meals in Great Britain». Учащиеся с удовольствием участвовали в этом мероприятии. Рисунок 1,2,3.
На барабане имеется четыре интересных сектора:
1. Сектор «+» «plus» - здесь можно открыть любую букву;
2. Сектор «р» «prize» - здесь можно получить приз и тогда твоя игра заканчивается. А можно продолжить игру, называя слово или букву, а счет при этом «0»;
3. Сектор «m» «music» - здесь можно спеть любую песню на английском языке и получить 100 баллов, а можно отказаться петь, при этом игра продолжается и можно назвать букву или слово, но счет при этом «0»;
4. Сектор « » «chance» - это твой шанс! Самый интересный сектор. Здесь предлагается студенту три карточки на выбор:
- пословица - нужно дать русский эквивалент по теме «Meals in Great Britain»;
- загадка – нужно правильно отгадать по теме «Meals in Great Britain»;
- расскажи – о себе, о своей семье, о друге, что ты делаешь утром, вечером, в свободное время.
Максимальное количество очков на барабане – 100.
Были отобраны четыре тройки. Ученикам была предложена загадка по темам «breakfast», «lunch», «tea-time», «dinner».
Студенты должны были отгадать слово либо назвать букву на английском языке. После каждой игры с «тройками» игроков, были игры со зрителями, где участвовали все учащиеся. С победителями «троек» состоялась «супер» игра, которая выявила основного победителя игры «Поле чудес» - ученика отгадавшего слово.
Под аплодисменты победитель получал приз. Жюри определила самого активного ученика – игрока, набравшего максимальное количество очков. Этого ученика, как второго победителя, поздравили и вручили ему тоже приз. Под музыкальную паузу все ученики обдумывали и определяли, кому вручить «приз зрительских симпатий».
Игра очень интересная. Ребятам понравилась, и все остались довольными с призами.
Такой не традиционный урок для учеников – это переход в иное психологическое состояние. Это другой стиль общения, положительные эмоции, ощущения себя в новом качестве. Все это дает возможность развивать свои творческие способности, оценивать роль знаний и увидеть их применение на практике.
Интересен по своей структуре урок — дебаты.
В нашем обществе силе слова зачастую уделяется недостаточное внимание. Умение выражать себя принимается как должное, и считается, что при хорошем владении грамматикой и богатом справочном запасе человек способен к образованной речи. Школьные программы нередко не содержат ориентации на сознательное становление устного высказывания.
Таким образом, выступление перед публикой для многих связано с настоящим переживанием, а обсуждение спорного вопроса становится поистине стрессовой ситуацией. Некоторые не склонны отстаивать свои убеждения, в то время как другие чрезмерно увлекаются и теряют всякое уважение к мнению собеседника. Способность вести переговоры и спор включает в себя множество лингвистических, интеллектуальных и социальных навыков и умений.
Спор с его давно сложившимися традициями является механизмом ведения организованного обсуждения различных тем. Две группы излагают свои аргументы и контраргументы с тем, чтобы попытаться убедить выступающего в роли судьи в правоте своей точки зрения и риторических навыках. Таким образом, изучение методов ведения дискуссии предоставляет изучающим отличную возможность поднять свое умение говорить и общаться на гораздо более высоком уровне.
Дебаты развивают: 1) умение логически и критически мыслить; 2) умение организовывать свои мысли; 3) владение устной речью; 4) риторические умения; 5) уверенность в собственных силах; 6) способность работать в группе; 7) способность сосредоточиваться на сути проблемы; 8) умение держаться на публике.
Ведение дебатов на иностранном языке оказывает неоценимую помощь в следующем: устной практике, сознательном использовании иностранного языка в практических целях; преодолении комплексов. В целом, умение вести дебаты способствует развитию навыков, необходимых для того, чтобы учащиеся были в состоянии эффективно общаться.
Одним из наиболее важных навыков, формируемых в результате ведения дебатов, является способность мыслить критически. Обучаясь этому умственному процессу, люди будут способны к:
- анализу сильных и слабых сторон противоположных точек зрения и
умению поставить себя на место других людей; - осознанию того, что чувства представляют собой реакцию на ситуацию и что они были бы другими, будь отношение к ситуации иным;
- осознанию границы своих познаний и склонности к предубеждению;
- общению и справедливому отношению к людям, выражающим не
популярные идеи или убеждения; - мобилизации всех имеющихся у них средств для решения проблемы
и поиска оптимального решения, а не только для утверждения своей точки
зрения; - умению приветствовать интересные вопросы как возможность направить мысли в новое русло:
- развивать наблюдения и выводы;
- различать факты, имеющие и не имеющие отношения к теме;
- оценивать последствия действий, убеждений, идей.
Спор имеет великое множество разновидностей: спор с целью отстоять свою точку зрения, парламентский спор, неподготовленный спор — вот лишь немногие его виды из всего богатого разнообразия.
Количество участников дебатов может варьироваться от 2-х до 4-х групп. В спорах некоторых видов участники могут лишь делать выступления, в то время как в других им предоставляется еще и возможность задавать вопросы.
Урок — экскурсия (путешествие) может проводиться различным образом. Для того чтобы подобный урок действительно принес пользу учащимся, для развития их познавательных интересов и углубления знаний, перед проведением этого классного часа учащихся можно разбить на группы и предложить каждой из них задание или несколько вопросов, на которые они должны ответить. Каждая группа, получив задание, идет своим маршрутом, во время которого собирает нужные сведения. После экскурсии группа решает поставленные перед ней задачи, используя полученные данные.
Можно проводить такой урок и в виде экскурсии или путешествия с остановками, то есть в форме игры. На остановках учащимся предлагаются определенные вопросы (желательно, чтобы они тематически были связаны с самой экскурсией). Те, кто в состоянии ответить на эти вопросы, являются участниками путешествия и могут на следующей остановке отвечать на последующие вопросы. Тот, кто не в состоянии ответить на вопрос, становится просто зрителем. Побеждает тот, кто успешно отвечает на все вопросы.
Урок — КВН. Подобная форма проведения классного часа весьма популярна среди учащихся. Область ее применения — преимущественно повторение определенных тем. Соревнование состоит из нескольких конкурсов-этапов. Заключительный этап — подведение итогов.
Урок — телемост обычно проводится для старшеклассников по определенной теме. Класс делится на две группы. Проведению такого классного часа предшествует большая подготовка, так как учащимся приходится обсуждать не только пройденную тему, но и задействовать и дополнительный материал. Такой урок расширяет и углубляет знания учащихся по определенной теме.
Урок - викторина или урок - конкурс проводится или после изучения какой-то темы, или после изучения какого-то раздела этой темы. Побеждает тот, кто быстрее и правильнее ответит на все поставленные вопросы. Для разнообразия можно проводить такие уроки в виде игры «Слабое звено» ("The Weak Link"). Они строятся по принципу телевизионной игры, в которой участвует сразу несколько участников. Игра строится в основном на страноведческом материале, но, по усмотрению учителя, можно подбирать любой приемлемый для данного класса материал. Думается, что по сравнению с известной телепередачей правила игры стоит изменить в целях устранения негативного отношения участников друг к другу. «Слабое звено» выбирают не участники игры, а члены жюри, и игру в каждом раунде покидает учащийся, не ответивший на большее количество вопросов. Учитывать стоит и произношение, и правильность оформления ответа.
К этой же рубрике можно отнести урок на тему "Who Wants То Be A Champion?". Это интересная интеллектуальная игра, в основе которой лежит сюжет телевизионного проекта «О! Счастливчик!» или «Кто хочет стать миллионером?». Этот урок строится по принципу «мозгового штурма». На таких мероприятиях учащиеся готовы рисковать, способны увлечься, проявляя при этом быстроту, самостоятельность, гибкость, оригинальность и точность суждений, а также любознательность. Благодаря таким мероприятиям, основанным на технологии интерактивного общения, ученик может проявить свою индивидуальность, опираясь на помощь учителя, который подводит своих воспитанников к «открытиям».
Разгадывание головоломок, ребусов, чайнвордов развивает смекалку и укрепляет память. Предварительно нужно ввести следующие слова с дефиницией: puzzle — головоломка. Она может создаваться с помощью цифр, букв, рисунков или того и другого вместе. Chainword — чайнворд (цепочка слов). В чайнворде последняя буква предыдущего слова является первой буквой последующего. Слова, которые нужно вставить в чайнворд, зашифровываются рисунками, ребусами или ключевыми предложениями. Crossword — кроссворд (пересечение слов). Слова зашифрованы так же, как в чайнворде. Rebus—ребус, или рисованная загадка. В ребусе искомое слово или фраза изображены комбинацией фигур, букв, цифр, ног и других знаков.
Повторение пройденного материала осуществляется последовательно из урока в урок. Активизация тех или иных грамматических явлений занимает, как правило, несколько уроков подряд до полной активизации. Уроки, вынесенные в резерв учителя, могут быть использованы для повторения. Внеклассное мероприятие, подготовка к которым проводится с учениками в классе, также служит средством дополнительного повторения материала.
Каждое образовательное учреждение должно иметь свое лицо, свои, присущие только ему традиции и особенности, индивидуальные черты, потому что школа – это живой организм, в котором в унисон бьется множество сердец – совсем юных и уже обретших жизненный опыт, объединенных общими радостями и горестями, успехами и неудачами. Поэтому наша школа, где гуманность и человеколюбие считаются основными принципами построения человеческих взаимоотношений – особенная. Здесь чуткое и внимательное отношение к каждому ученику со стороны взрослого коллектива.
И при этом здесь есть возможность приобрести те навыки и умения, которые впоследствии помогут ученику стать успешной личностью, реализовать способности и дарования, данные ему Богом.
Даже в условиях проведения традиционных форм учебной деятельности главное становится не сумма полученных знаний, а умение анализировать, исследовать, делать выводы, обобщать.
Большую роль в воспитании успешности учащихся играют нетрадиционные формы учебного процесса, внеклассные мероприятия. Они не только развивают интерес к содержанию урока, расширяют кругозор, но и позволяют учащимся проявлять свою эрудированность, эмоциональность, креативность.
Для учителя не совсем обычный урок с одной стороны – возможность лучше узнать и понять учеников, оценить их индивидуальные особенности. С другой стороны, это возможность для самореализации, творческого подхода к работе осуществлению собственных идей.
Современный учитель, ежедневно входящий в класс, твердо знает, что он хочет. Правда, не всегда понимает, что желание научить своих учеников тому, что знает сам, зависит не столько от наличия знаний у него, сколько от умения сделать эти знания достоянием учеников. А для этого надо постоянно учиться самому, открывая для себя всегда что-то новое, интересное.
Используемая литература
1. Безюлева Г.В. и др. Методические и справочные материалы по внедрению развивающих педтехнологий в профессиональное образование – М, 2000 г.
2. Васильева Л.В. Предметные недели в школе – Волгоград: Учитель, 2004.
3. Выготский Л.С. Педагогическая психология – М, 1998.
4. Колкова М.К. Обучение иностранным языкам – СПб: КАРО, 2004.
5. Конышева А.В. Организация классных часов на английском языке - СПб: КАРО, 2004.
6. Кульневич С.В. Лакоценина Т.П. Современный урок часть вторая – Ростов-на-Дону: Учитель, 2005.
7. Кульневич С.В. Лакоценина Т.П. Анализ современного урока. Изд. 2-е - Ростов-на-Дону: Учитель, 2004.
8. Михайлова Н.Н. От традиционной организации учебного процесса к новым педагогическим технологиям. Часть 1. / Профессиональное образование / 1997, №9.
9. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: учебное пособие – М, 1998.