Применение нетрадиционных форм организации учебного процесса в изучении иностранного языка

Разделы: Иностранные языки


С начала 90-х годов произошли существенные изменения в социокультурном контексте изучения иностранных языков в России: начали интенсивно развиваться прямые международные связи между российскими и зарубежными фирмами, предприятиями, организациями в регионах, расширилось, прямые связи между российскими и зарубежными школами и начали разрабатываться совместные образовательные программы по межшкольному культурному и образовательному обмену учащихся, международного развития учащихся, по участию в международных проектах.
Все это привело к необходимости переосмыслить цели и задачи, содержание и технологии обучения иностранному языку в стране, обновить языковое образование, учитывая при этом богатейший национальный и международный опыт в обучении иностранного языка.
Стоит ли сомневаться в том, что какими вырастут наши дети, какую профессиональную подготовку они получат, таким и будет наше будущее?
Сегодня различаются масса новых программ, тенденций и течений в образовании. Вместе с тем, возникает ряд вопросов, от правильного решения которых зависит перспектива развития всей системы образования, ее мобильность, гибкость, способность к выживанию и саморазвитию.
Систему образования следует рассматривать как целостную систему, способную восстановить естественную связь человека с природой, возродить ее духовно-чувственное познание, расширить миропонимание, создавая целостное видение мира, без которого учащийся получает лишь набор информации, не увязанный с жизненной реальностью знаний. Такая система будет исходить из приоритетов самой личности, имея в виду, что личность стоит выше любых государственных вопросов и нуждается в самореализации, т.е. в развитии своего творческого начала, без чего невозможна полноценная профессиональная реализация в современных условиях.
В этом случае систему образования необходимо рассматривать как единую самоорганизующуюся и саморазвивающуюся систему, в основе которой лежат следующие факторы:
- активное начало, которое воздействует на систему со стороны творческой личности (как педагога, так и ученика);
- открытость, т.е. ее постоянный обмен энергией, информацией с окружающей средой, тесная связь преподавания со всеми явлениями жизни, связь внутренних потребностей самой личности и возможностью их реализации во внешней среде;
- диалогичность – способность к обучению, умение обратиться к внутреннему миру учащихся, увидеть мир глазами другого, сделать общее в системе «учитель-ученик» взаимообогащающим, творческим и плодотворным;
- свобода выбора – идея нелинейности развития, которая подразумевает много вариантность, альтернативность, возможность выбора технологий, форм и методов обучения, творческих заданий, личностных подходов в обучении и воспитании;
- удовлетворенность деятельностью, которая должна распространяться на деятельность, как ученика, так и учителя.
Доброжелательность, терпение, умеренная требовательность приходят на помощь проведения занятий по иностранному языку.
Основой для достижения воспитательных, развивающих целей обучения является практическое овладение иностранным языком.
Воспитательные цели предлагают воспитание у детей интереса к изучению иностранного языка, воспитание учащихся в духе мира, доброжелательного отношения у других народов, стран.
Развивающие цели предлагают изучение иностранного языка, развитие у детей мышления, эмоций, воображения, воли, памяти, познавательные и языковые способности.
Учебно-образовательные цели предполагают решение элементарных коммуникативных задач на иностранном языке в рамках тематики, предложенной программой приобретение элементарных страноведческих знаний о странах изучаемого языка.
Для того чтобы успешно решить поставленные задачи, прежде всего нам, учителям необходимо знать психологические особенности учеников.
От умения учителя общаться с учениками на уроке и вне его зависит морально-психологический климат в классе, усвоение учащимися духовных ценностей и нравственных норм, увлеченность наукой, настроение учителей и учащихся, их психологическое здоровье, уровень индивидуально-творческого развития.
Для того чтобы научиться эффективно, общаться с учащимися, надо постоянно, на протяжении всего периода обучения в образовательном учреждении, общаться с ними.
Никакие тренинги не могут заменить живого общения с учениками, они могут лишь служить вспомогательным средством развития коммуникативных умений.
В процессе общения происходит обмен мыслями, идеями, чувствами и переживаниями. Особенностью педагогического общения является то, что этот обмен нацелен на преимущественное развитие одного из партнеров по общению – ученика, на формирование субъективного опыта познания, творчества, отношения к миру.
Для учителя общение с учеником выступает в качестве средства его развития и специфической, целенаправленной деятельности. Для ученика общение с учителем является необходимостью, вытекающей из специфики учебной деятельности.
Свободное общение создает необычайно благоприятные возможности для изучения особенностей каждого ученика.
Важно только создавать в общении такие условия, которые бы позволяли ученикам в наибольшей степени раскрываться, проявить свою индивидуальность.
В современ­ном учебном заведении, делающим ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса, игровая деятельность используется в следующих случаях: в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета, в качестве элементов (иногда весьма существенных) более обширной технологии; в качестве урока (занятия) или его части (введения, объяснения, закреп­ления, упражнения, контроля); в качестве технологий внеклассной работы.
Определение места и роли игровой технологии в учебном процессе, со­четание элементов игры и учения во многом зависят от понимания педагогом функций и классификации педагогических игр.
Обширна типология педагогических игр по характеру игровой методики. Укажем лишь важнейшие из применяемых типов: предметные, сюжетные, роле­вые, деловые, имитационные и игры драматизации.
В учебном процессе применяются различные модификации деловых игр: имитационные, операционные, ролевые игры, деловой театр, психо- и социодрама.
Нетрадиционные уроки по иностранному языку очень нравятся ученикам нашей школы. У меня есть свои интересные наработки на закрепление пройденной лексики и грамматики.
Мне нравится проводить игровые уроки: «Поле чудес»; «Пойми меня»; КВН; «Что? Где? Когда?»; викторины. Я специально разработала эти игры на повторения лексики, грамматики по определенным темам. Это уроки повторения и обобщения знаний, закрепления умений.

Игру «Пойми меня» на английском языке я обычно провожу в «сильных» группах. Перед учащимися стоит задача, чтобы правильно объяснить слова на английском языке.
В прошлом году в школе я проводила игру «Поле чудес» по теме «Meals in Great Britain». Учащиеся с удовольствием участвовали в этом мероприятии. Рисунок 1,2,3.
На барабане имеется четыре интересных сектора:
1. Сектор «+» «plus» - здесь можно открыть любую букву;
2. Сектор «р» «prize» - здесь можно получить приз и тогда твоя игра заканчивается. А можно продолжить игру, называя слово или букву, а счет при этом «0»;
3. Сектор «m» «music» - здесь можно спеть любую песню на английском языке и получить 100 баллов, а можно отказаться петь, при этом игра продолжается и можно назвать букву или слово, но счет при этом «0»;
4. Сектор « » «chance» - это твой шанс! Самый интересный сектор. Здесь предлагается студенту три карточки на выбор:
- пословица - нужно дать русский эквивалент по теме «Meals in Great Britain»;
- загадка – нужно правильно отгадать по теме «Meals in Great Britain»;
- расскажи – о себе, о своей семье, о друге, что ты делаешь утром, вечером, в свободное время.

Максимальное количество очков на барабане – 100.
Были отобраны четыре тройки. Ученикам была предложена загадка по темам «breakfast», «lunch», «tea-time», «dinner».
Студенты должны были отгадать слово либо назвать букву на английском языке. После каждой игры с «тройками» игроков, были игры со зрителями, где участвовали все учащиеся. С победителями «троек» состоялась «супер» игра, которая выявила основного победителя игры «Поле чудес» - ученика отгадавшего слово.
Под аплодисменты победитель получал приз. Жюри определила самого активного ученика – игрока, набравшего максимальное количество очков. Этого ученика, как второго победителя, поздравили и вручили ему тоже приз. Под музыкальную паузу все ученики обдумывали и определяли, кому вручить «приз зрительских симпатий».
Игра очень интересная. Ребятам понравилась, и все остались довольными с призами.
Такой не традиционный урок для учеников – это переход в иное психологическое состояние. Это другой стиль общения, положительные эмоции, ощущения себя в новом качестве. Все это дает возможность развивать свои творческие способности, оценивать роль знаний и увидеть их применение на практике.

Интересен по своей структуре урок — дебаты.
В нашем обществе силе слова зачастую уделяется недостаточное вни­мание. Умение выражать себя принимается как должное, и считается, что при хорошем владении грамматикой и богатом справочном запасе чело­век способен к образованной речи. Школьные программы нередко не со­держат ориентации на сознательное становление устного высказывания.
Таким образом, выступление перед публикой для многих связано с настоящим переживанием, а обсуждение спорного вопроса становится по­истине стрессовой ситуацией. Некоторые не склонны отстаивать свои убеж­дения, в то время как другие чрезмерно увлекаются и теряют всякое уваже­ние к мнению собеседника. Способность вести переговоры и спор включа­ет в себя множество лингвистических, интеллектуальных и социальных навыков и умений.
Спор с его давно сложившимися традициями является механизмом ведения организованного обсуждения различных тем. Две группы излага­ют свои аргументы и контраргументы с тем, чтобы попытаться убедить выступающего в роли судьи в правоте своей точки зрения и риторических навыках. Таким образом, изучение методов ведения дискуссии предостав­ляет изучающим отличную возможность поднять свое умение говорить и общаться на гораздо более высоком уровне.

Дебаты развивают: 1) умение логически и критически мыслить; 2) умение организовывать свои мысли; 3) владение устной речью; 4) рито­рические умения; 5) уверенность в собственных силах; 6) способность ра­ботать в группе; 7) способность сосредоточиваться на сути проблемы; 8) умение держаться на публике.
Ведение дебатов на иностранном языке оказывает неоценимую по­мощь в следующем: устной практике, сознательном использовании иност­ранного языка в практических целях; преодолении комплексов. В целом, умение вести дебаты способствует развитию навыков, необходимых для того, чтобы учащиеся были в состоянии эффективно общаться.

Одним из наиболее важных навыков, формируемых в результате ве­дения дебатов, является способность мыслить критически. Обучаясь этому умственному процессу, люди будут способны к:

  • анализу сильных и слабых сторон противоположных точек зрения и
    умению поставить себя на место других людей;
  • осознанию того, что чувства представляют собой реакцию на ситу­ацию и что они были бы другими, будь отношение к ситуации иным;
  • осознанию границы своих познаний и склонности к предубежде­нию;
  • общению и справедливому отношению к людям, выражающим не­
    популярные идеи или убеждения;
  • мобилизации всех имеющихся у них средств для решения проблемы
    и поиска оптимального решения, а не только для утверждения своей точки
    зрения;
  • умению приветствовать интересные вопросы как возможность направить мысли в новое русло:
  • развивать наблюдения и выводы;
  • различать факты, имеющие и не имеющие отношения к теме;
  • оценивать последствия действий, убеждений, идей.

Спор имеет великое множество разновидностей: спор с целью отсто­ять свою точку зрения, парламентский спор, неподготовленный спор — вот лишь немногие его виды из всего богатого разнообразия.
Количество участников дебатов может варьироваться от 2-х до 4-х групп. В спорах некоторых видов участники могут лишь делать выступле­ния, в то время как в других им предоставляется еще и возможность задавать вопросы.

Урок — экскурсия (путешествие) может проводиться различ­ным образом. Для того чтобы подобный урок действительно при­нес пользу учащимся, для развития их познавательных интересов и углуб­ления знаний, перед проведением этого классного часа учащихся можно разбить на группы и предложить каждой из них задание или несколько вопросов, на которые они должны ответить. Каждая группа, получив за­дание, идет своим маршрутом, во время которого собирает нужные сведе­ния. После экскурсии группа решает поставленные перед ней задачи, ис­пользуя полученные данные.
Можно проводить такой урок и в виде экскурсии или путе­шествия с остановками, то есть в форме игры. На остановках учащимся предлагаются определенные вопросы (желательно, чтобы они тематичес­ки были связаны с самой экскурсией). Те, кто в состоянии ответить на эти вопросы, являются участниками путешествия и могут на следующей оста­новке отвечать на последующие вопросы. Тот, кто не в состоянии ответить на вопрос, становится просто зрителем. Побеждает тот, кто успешно отве­чает на все вопросы.

Урок — КВН. Подобная форма проведения классного часа весьма популярна среди учащихся. Область ее применения — преимуще­ственно повторение определенных тем. Соревнование состоит из несколь­ких конкурсов-этапов. Заключительный этап — подведение итогов.

Урок — телемост обычно проводится для старшеклассников по определенной теме. Класс делится на две группы. Проведению такого классного часа предшествует большая подготовка, так как учащимся при­ходится обсуждать не только пройденную тему, но и задействовать и до­полнительный материал. Такой урок расширяет и углубляет зна­ния учащихся по определенной теме.

Урок - викторина или урок - конкурс проводится или после изучения какой-то темы, или после изучения какого-то раздела этой темы. Побеждает тот, кто быстрее и правильнее ответит на все поставленные вопросы. Для разнообразия можно проводить такие уроки в виде игры «Слабое звено» ("The Weak Link"). Они строятся по принципу телевизионной игры, в которой участвует сразу несколько учас­тников. Игра строится в основном на страноведческом материале, но, по усмотрению учителя, можно подбирать любой приемлемый для данного класса материал. Думается, что по сравнению с известной телепередачей правила игры стоит изменить в целях устранения негативного отношения участников друг к другу. «Слабое звено» выбирают не участники игры, а члены жюри, и игру в каждом раунде покидает учащийся, не ответивший на большее количество вопросов. Учитывать стоит и произношение, и пра­вильность оформления ответа.

К этой же рубрике можно отнести урок на тему "Who Wants То Be A Champion?". Это интересная интеллектуальная игра, в основе ко­торой лежит сюжет телевизионного проекта «О! Счастливчик!» или «Кто хочет стать миллионером?». Этот урок строится по принципу «моз­гового штурма». На таких мероприятиях учащиеся готовы рисковать, спо­собны увлечься, проявляя при этом быстроту, самостоятельность, гибкость, оригинальность и точность суждений, а также любознательность. Благо­даря таким мероприятиям, основанным на технологии инте­рактивного общения, ученик может проявить свою индивидуальность, опи­раясь на помощь учителя, который подводит своих воспитанников к «от­крытиям».

Разгадывание головоломок, ребусов, чайнвордов развивает смекал­ку и укрепляет память. Предварительно нужно ввести следующие слова с дефиницией: puzzle — головоломка. Она может создаваться с помощью цифр, букв, рисунков или того и другого вместе. Chainword — чайнворд (цепочка слов). В чайнворде последняя буква предыдущего слова являет­ся первой буквой последующего. Слова, которые нужно вставить в чайн­ворд, зашифровываются рисунками, ребусами или ключевыми предложе­ниями. Crossword — кроссворд (пересечение слов). Слова зашифрованы так же, как в чайнворде. Rebus—ребус, или рисованная загадка. В ребусе искомое слово или фраза изображены комбинацией фигур, букв, цифр, ног и других знаков.

Повторение пройденного материала осуществляется последовательно из урока в урок. Активизация тех или иных грамматических явлений занимает, как правило, несколько уроков подряд до полной активизации. Уроки, вынесенные в резерв учителя, могут быть использованы для повторения. Внеклассное мероприятие, подготовка к которым проводится с учениками в классе, также служит средством дополнительного повторения материала.
Каждое образовательное учреждение должно иметь свое лицо, свои, присущие только ему традиции и особенности, индивидуальные черты, потому что школа – это живой организм, в котором в унисон бьется множество сердец – совсем юных и уже обретших жизненный опыт, объединенных общими радостями и горестями, успехами и неудачами. Поэтому наша школа, где гуманность и человеколюбие считаются основными принципами построения человеческих взаимоотношений – особенная. Здесь чуткое и внимательное отношение к каждому ученику со стороны взрослого коллектива.
И при этом здесь есть возможность приобрести те навыки и умения, которые впоследствии помогут ученику стать успешной личностью, реализовать способности и дарования, данные ему Богом.

Даже в условиях проведения традиционных форм учебной деятельности главное становится не сумма полученных знаний, а умение анализировать, исследовать, делать выводы, обобщать.
Большую роль в воспитании успешности учащихся играют нетрадиционные формы учебного процесса, внеклассные мероприятия. Они не только развивают интерес к содержанию урока, расширяют кругозор, но и позволяют учащимся проявлять свою эрудированность, эмоциональность, креативность.
Для учителя не совсем обычный урок с одной стороны – возможность лучше узнать и понять учеников, оценить их индивидуальные особенности. С другой стороны, это возможность для самореализации, творческого подхода к работе осуществлению собственных идей.
Современный учитель, ежедневно входящий в класс, твердо знает, что он хочет. Правда, не всегда понимает, что желание научить своих учеников тому, что знает сам, зависит не столько от наличия знаний у него, сколько от умения сделать эти знания достоянием учеников. А для этого надо постоянно учиться самому, открывая для себя всегда что-то новое, интересное.

Используемая литература

1. Безюлева Г.В. и др. Методические и справочные материалы по внедрению развивающих педтехнологий в профессиональное образование – М, 2000 г.
2. Васильева Л.В. Предметные недели в школе – Волгоград: Учитель, 2004.
3. Выготский Л.С. Педагогическая психология – М, 1998.
4. Колкова М.К. Обучение иностранным языкам – СПб: КАРО, 2004.
5. Конышева А.В. Организация классных часов на английском языке - СПб: КАРО, 2004.
6. Кульневич С.В. Лакоценина Т.П. Современный урок часть вторая – Ростов-на-Дону: Учитель, 2005.
7. Кульневич С.В. Лакоценина Т.П. Анализ современного урока. Изд. 2-е - Ростов-на-Дону: Учитель, 2004.
8. Михайлова Н.Н. От традиционной организации учебного процесса к новым педагогическим технологиям. Часть 1. / Профессиональное образование / 1997, №9.
9. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: учебное пособие – М, 1998.

Приложение