Урок введения в народоведение "Портрет апреля. Как потрудился, так и повеселился. Праздник – награда за трудолюбие – основа народной нравственности"

Разделы: Начальная школа


Тема:

  • Портрет апреля.
  • Как потрудился, так и повеселился.
  • Праздник – награда за трудолюбие – основа народной нравственности.

Цели:

  • показать, чем апрель важен для земледельческих работ,
  • познакомить с православными праздниками, с народными традициями, которыми так богата весна,
  • воспитывать у учащихся интерес к изучению народных традиций.

Ход урока.

 I. Организация класса.
- Дружно дети все встали, подравнялись и поприветствовали наших дорогих гостей.

II. Постановка задач урока.

День сегодня у нас особенный!
Собрались мы сюда друзья,
Чтоб восславить руки тружеников –
Это сделаем ты и я!

- Да, действительно у нас с вами сегодня особый день, потому что на нашем уроке присутствуют наши родители.

III. Актуализация опорных знаний.

- Давайте вспомним, какой великий праздник открыл апрель?
- Вот и прошла первая радостная светлая седмица, которая следовала сразу за Пасхой, за ней вторая, с Радуницей. А известно ли вам, что с Пасхи начинались знаменитые русские хороводы. Сюжеты хороводных песен словно воспроизводят всю работу, которую предстоит выполнить природе и людям: вырастить, убрать и сохранить будущий урожай.
(звучит музыкальная доставка – хороводная песня «Девки сеяли лён»)
- Сегодня наш разговор и пойдёт о важной поре – весне.

IV. Работа по теме урока.

1. Беседа.

Стоит дерево, цветом зелено;
В этом дереве четыре угодья:
Первое – больным на здоровье;
Другое – от теми свет;
Третье – дряблым пеленанье;
А четвёртое – людям колодец.

( это берёзовые веники, чтобы париться в бане и
выгонять из больных все хвори; берёзовая лучина,
которая горела в светце и освещала избу; береста,
которой оборачивали разбитые горшки и тем
продляли срок их «жизни»; берёзовый сок)

- Как называется апрель в месяцеслове?
- Старинные названия апреля – цветень, березень, березозол. Апрель – пора первого расцвета, цветения природы; месяц начала движения и сбора берёзового сока. А название березозол напоминает нам о древнем способе подготовки среди лесов новых мест для будущих посевов – подсеки. В январе рубили лес, потому этот месяц и называется сечень. В апреле деревья сжигали, превращали в золу. Земля, удобренная берёзовой золой, была готова для посева. Берёза и поила людей, и кормила их по осени хлебом, выращенным на подсеках. По народным наблюдениям, главная задача апреля в году – напоить землю водой для того, чтобы пышно расцвела зелень в мае.

2. Работа с книгой М.Ю.Новицкой «Родная земля», ч. 3, стр. 21.
- Какое ещё имя у апреля? Почему?
- Назовите народные приметы этого месяца.

3. Игра «Собери пословицы».

(на карточках записаны фрагменты пословиц)

Мокрый апрель – хорошая пашня.
В апреле земля преет.
Апрель с водою – май с травою.
Весна – начало посевов.

4.  Работа с картиной. 

(кн. «Родная земля», ч.3, стр.27.)
1) Беседа.

- Кого вы видите на картине? Что делает крестьянин? (сеет).
- Прежде чем просеять зерно, что нужно сделать? (вспахать)
- Чем пашут землю?

2) Словарная работа.
- Как понимаете значение слова «пахать», а слова «пахарь»?
Пахать – взрыхлять почву для посева.
Пахарь – крестьянин, земледелец, кто пашет землю.
- Что такое «пашня»?
Пашня – вспаханное поле.
- Что же это за слова? (родственные)

4.  Работа над текстом.
1) чтение текста;
- Прочитаем текст.
«Вот идёт по пашне пахарь за лошадкой, налегает на соху. После сохи остаётся глубокая борозда. Почва становится мягкой, чтоб зерно лучше росло. Лошадка тащит медленно соху, пройдёт полоску и остановится – устала. Пахарь жалеет свою лошадку, не торопит её, даёт ей отдохнуть. Так и прокладывает одну борозду за другою, пока не пройдёт всю пашню. А потом выходит крестьянин сеять. Ходит он по полю босым, работает молча, серьёзно. На груди у пахаря висит лукошко с зёрнами. Берёт он оттуда горсть за горстью и бросает семена по бороздкам то одной рукой, то двумя. Посеет семена, потом пойдёт по полю бороною, покроет посев землёю».
2) беседа;
- Как вы думаете, эта работа тяжёлая? Почему пахарь жалеет лошадь.

Только снег сошёл в апреле,
Как поля зазеленели.

- Как вы понимаете смысл пословицы: «Пашню пашут – руками не машут»?
- Со временем соху заменило другое орудие труда?
- А вы знаете это орудие труда?
- Да, это плуг. У плуга две деревянные рукоятки, похожие на концы большой рогатки. К ним прикреплён острый треугольный лемех. Плугом пашут землю, чтобы потом засеять её зерном.

5. Беседа о весенних работах.
- Весной не только в поле много работы у крестьянина, но начинаются и другие работы в огородах, садах.
- Отгадайте загадки. Какие овощи сеют и сажают весной?

«Кругла, а не месяц,
Желта, а не масло,
С хвостом, а не мышь». (репа)

«На грядке – длинный и зелёный,
А в кадке – жёлтый и солёный. (огурец)

«Красный нос
В землю врос,
А зелёный хвост снаружи». (морковь)

«Алый сапог в земле горит» (свёкла)

«Сидит дед во сто шуб одет.
Кто его раздевает,
Тот слёзы проливает». (лук)

6. Игра «Сад – огород»

(ведущий бросает мяч игроку и говорит слово «сад»- игрок ловит мяч и называет садовое растение, если слово «огород» - то огородное растение)

7. Обобщение.

V.  Практическая работа.

- Настало время и нам потрудиться.
- Весной мы с вами делали пакет для семян. На одном из занятий мы собрали семена цветов.
Сегодня мы сделаем стаканчик для рассады, посеем эти семена, понаблюдаем за всходами, а в конце мая посадим цветы возле школы, которые будут украшать наш школьный двор.
- А что такое рассада?
- Это молодые растения, выращенные в особых условиях и предназначенные для пересадки на гряды.
- Из чего сделан стаканчик?
- Каким способом? (путём складывания)
- Подпишите свой стаканчик, украсьте его.
- А теперь осторожно насыпьте туда землицы, чуть её увлажните и положите несколько семян, присыпьте землёй сверху.

VI. Праздник – награда за трудолюбие – основа народной нравственности.

- Потрудились мы на славу. Как потрудился, так и повеселился.
- Исполним нашу хороводную «Сеяли девки лён».
(дети в народных костюмах поют хороводную песню)

 VI. Итог урока.

 VIII. Домашнее задание.
Составить рассказ о своей семье, о том,  как трудится она весной в саду и в огороде.