Цель урока: обобщить представления детей о понятии корень, используемом в таких предметных областях, как математика, русский язык, окружающий мир.
Задачи:
- знать, что такое корень (слова, уравнении растения);
- уметь находить корни уравнения (простейшего и составного), слова, различать корни растений;
- понимать значение корня в слове, в жизни растения, при решении уравнений, понимать, что уравнения, слова, растения могут иметь не только единственный корень (могут иметь несколько корней или не иметь корней).
Оборудование: учебник «Математика» 4 класс (автор И. И. Аргинская, Е. И. Ивановская), карточки для учащихся, компьютер и проектор, гербарий, презентация, тетрадь на печатной основе ИвашовойО.А.
Ход урока.
1. Организационный момент.
Ну-ка проверь, дружок.
Ты готов начать урок?
Все ль на месте, все ль в порядке,
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Каждый хочет получать
Только лишь оценку «5»?
Пожелаю всем удачи –
За работу, в добрый час!
2. Устный счет. Сообщение темы урока. (Слайд №1,см. презентацию)
Тему сегодняшнего урока вы узнаете, ребята, если найдете значения выражений. (У учащихся карточки, они записывают только ответы.)
Проверка. Работа в парах. Запиши значения выражений в порядке возрастания.
(Учащиеся обмениваются тетрадями. Сверяют ответы с ответами на доске.)
Ребята, вы – молодцы, справились с заданием и теперь мы можем прочитать тему урока. (Слайд №2,см. презентацию)
3. Актуализация знаний о значении слова «корень».
- Ребята, а какие бывают корни?
(Заслушиваются ответы учащихся).
- Давайте обратимся к толковому словарю, узнаем значение этого слова.
(Учащиеся зачитывают все значения слова корень).
= 1) Подземная часть растения, служащая, для укрепления его в почве и всасывания из нее воды и питательных веществ. Например: пустить корни.
2) Внутренняя находящаяся в теле часть волоса, зуба, ногтя. Например: покраснеть до корней волос.
3) В русском языке основная часть слова без приставок и суффиксов.
4) В математике: корень уравнения.
Из рубрики «Это интересно».
= Это слово имеет несколько значений, оно является многозначным. В народе слово «корень» употребляют, когда говорят о важном, о главном. Если речь идет о причине чего-то плохого, скажут корень зла, о серьезных ошибках говорят в корне неправильно. Если что-то надо основательно переделать, говорят о коренной переработке, коренной перестройке. Выражения «смотри в корень» или «зри в корень» - это значит выдели самое главное.
- Значит, корень – это важная часть целого.
- Сегодня мы с вами обобщим знания по теме «Корень».
- О каких корнях пойдет сегодня речь на нашем уроке?
= О корне растения, о корне слова, о корне уравнения. (Слайд №3,см. презентацию)
4. Обобщение изученного материала.
1) Работа с таблицей. Работа в группах. (4 группы)
- Ребята, у вас лежат карточки, каждой группе нужно выбрать только те данные, которые относятся к своему предмету.
(Слайд №4,см. презентацию)
Предмет | Какой корень | Что это | Примеры |
Окружающий мир (1 группа) |
Корень растения | Орган растения | Нарисуй растение, подпиши корень. |
Русский (2 группа) |
Корень слова | Значимая часть слова |
Мороз, заморозок, морозный |
Математика (3 группа) |
Корень уравнения | Часть уравнения (то ради чего решают уравнения) |
х + 9 = 15 х = 6 у : 6 = 6 у = 36 |
(4 группа) | Корень растения: - всасывает воду и минеральные соли; - укрепляет положение в почве; - запасает питательные вещества. |
Корень слова служит основой слова. | Корень уравнения превращает запись в верное равенство. |
(Каждая группа имеет все карточки, им надо выбрать нужные к предмету).
Задание: собери цепочку, что относится к предмету.
1 группа – окружающий мир.
3 группа – математика.
2 группа – русский язык.
Учащиеся в группах делают выводы, с помощью которых заполняется таблица.
А 4 группа, должна выполнить указанную работу в таблице на карточке, вписать значение корня по каждому предмету. (Слайд №5,см. презентацию)Каждая группа зачитывает свою цепочку. В презентации появляются ответы 1-й, 2-й, 3-й группы.
4 группа делает по своей табличке устный вывод, и после каждого вывода появляется иллюстрация с деревом. (Слайд №6,см. презентацию)
Послушайте рассказ ученика.
= Как-то много лет назад(Слайд №7, см. презентацию) Что на нем выросло? Что у них общего? = Корень слова. – В науке такие словесные «деревья» называют словообразовательными гнездами, а в процессе образования новых слов в русском языке называют словообразованием. Ребята, запишите однокоренные слова с корнем сад. |
Проверка. Учащиеся зачитывают свои варианты записанных слов. Чем они похожи?
(Слайд №8,см. презентацию) - Что вы видите на этом дереве?
= Схемы уравнений.
- Запишите уравнения с корнем 8.
Рисунок №3. |
= Учащиеся дают ответы. 14 + х = 8 26 – х = 18 19 + х = 27 88 : х = 11 6 • х = 48 56 : х = 8 48 – х = 28 |
Взаимопроверка. Работа в паре. Учащиеся зачитывают свои уравнения. (Слайд №9,см. презентацию)
= 19 + х = 27
26 – х = 18
88 : х = 11
6 • х = 48
Вывод обо всех корнях по таблице.
- Что главное у растения, у слова, у уравнения?
= Корень.
(Учащиеся смотрят на таблички с деревьями.)
5. Решение задач составлением уравнений и нахождением их корней
Задача.
- Сейчас я вам предлагаю интересную работу над задачей.
Реши задачу составив уравнение.
Вариант 1. Для посадки аллеи деревьев водитель привез несколько берез, и 14 кленов. Всего посадили 36 деревьев, полили водой. Узнайте, сколько посадили берез.
= 1) х + 14 = 36
х = 36 – 14
х = 22
Посадили 22 березы
Вариант 2.
В парке сажали осинки и рябинки. Осинок посадили 23 штуки и несколько рябинок. Всего было посажено 95 деревьев. Сколько посадили рябинок?
= 2) 23 + х = 95
х = 95 – 23
х = 72
Посадили 72 рябинки
Взаимопроверка. Работа в парах. (Слайд №10,см. презентацию)
- Назовите корни уравнений.
- Назовите однокоренные слова из текста задач.
= Посадки, посадили – 1 вариант
Сажали, посадили – 2 вариант.
6. Физминутка.
Потрудились – отдохнем
Встанем, глубоко вздохнем
Руки в стороны, вперед.
Влево, вправо поворот.
Три наклона, прямо встать
Руки вниз и вверх поднять
Руки плавно опустили,
Всем улыбки подарили.
7. Проблемная ситуация, связанная с возможным количеством корней у объектов разной природы (корней уравнений, корней слов, корней растений)
1) Работа в группах
- А как вы думаете, ребята, уравнения, слова и растения могут иметь только один корень?
- Рассмотрим гербарий растений.
= Работа в группах с гербариями. (два растения с разным строением корневой системы)
- Что вы можете сказать о строении корня.
= Одно растение, у которого есть основной корень. (стержневой)
Другое растение, у которого несколько корней. (мочковатый)
(Слайд №11,см. презентацию)
2)Найдите и запишите слова по схеме. Выделите корень в словах. (Слайд №12,см. презентацию)
Водяной, водолазы, пароходы, перевозка, лесоруб, лесник, пешеходы, перелетчик, паровозы.
Взаимопроверка. Работа в паре.
- Что вы можете сказать о них?
= Они имеют два корня. Это сложные слова.
3) Запишите и найдите корень уравнения: (Слайд №13,см. презентацию)
а : а = 1
- Сколько корней может иметь это уравнение?
= Несколько. Много. Вместо а можно поставить любые числа.
- Какое только число нельзя подставить в это равенство (на что нельзя делить)?
= Нельзя делить на 0.
- Какой вывод можно сделать?
= Вывод: значит растения, слова и уравнения могут иметь несколько корней.
4) Могут ли слова, растения, уравнения не иметь корней?
Работа в группах по карточкам. (Слайд №14,см. презентацию)
- 1 группа: найдите корень в словах. К каким частям речи они относятся? Сделайте вывод.
Слова: и, или, ах, не, в. |
- 2 группа: рассмотрите растения гербария, сравните их, сделайте вывод.
(у учащихся два растения: одно мох, другое с корнем.
Растение: мхи. |
- 3 группа: решите уравнение и сделайте вывод.
Уравнение: 0 ∙ х = 7 |
- 4 группа: по два человека садятся экспертами в каждую группу, а потом делают вывод по каждой группе.
= Слова: и, или, ах, не, в – эти слова корня не имеют. (союз, междометия, частица, предлог). У мха корня нет. Уравнение 0 ∙ х = 7 не имеет корней.
5) Найдите корни уравнений. Сделайте вывод. (Слайд №15,см. презентацию)
b + 40 = 60 | a : a = 1 | 0 • x = 7 |
Уравнение имеет один корень. | Уравнение имеет несколько корней. | Уравнение не имеет корней. |
- Данные в табличке появляются после выводов.
8. Закрепление умения находить корни уравнений.
(Слайд №16,см. презентацию)
- Чем похожи уравнения каждого столбика?
- Можно ли сказать, что это 2-е группы?
= I группа – простые уравнения.
II группа – сложные уравнения.
х : 9 = 8 k : 68 = 836 + 398
n – 27 = 8 15c + 3c – 120 = 786
90 : d = 5 (5376 – a) – 3877 = 904
a * 50 = 250
x + 38 = 94
76 – y = 35
n : 6 = 9
с – 35 = 90
- Что нужно сделать, чтобы найти корень сложного уравнения?
= Упростить уравнение.
(Слайд №17,см. презентацию)
- Каждая группа решает своё уравнение:
1 группа – выпишите уравнения, которые решаются вычитанием.
2 группа – выпишите уравнения, которые решаются сложением.
3 группа - выпишите уравнения, которые решаются умножением.
4 группа - выпишите уравнения, которые решаются делением.
- Решите свои уравнения.
Проверка. (Слайд №18,см. презентацию)
- Какие компоненты находят вычитанием? (1 группа)
- Какие компоненты находят сложением? (2 группа)
- Какие компоненты находят умножением? (3 группа)
- Какие компоненты находят делением? (4 группа)
- Сколько корней имеет ваше уравнение?
9. Итог урока
- Что общего у всех значений слова корень?
= Корень – это важная часть целого.
- Как определить и найти корень? (Слайд №19,см. презентацию)
- Выбери верное высказывание.
Если это часть слова |
Если это корень уравнения |
= Если это корень уравнения, нужно вычислить, найти число, при подстановке которого в уравнение, оно становится верным равенством.
= Если это часть слова, нужно подобрать однокоренные слова и выделить их общую часть.
- Чем был необычен сегодняшний урок? Понравился ли он?
И в домашнем задании надо будет применить знания не только по математике.
10. Домашнее задание
Вариант 1.
Подобрать числовые данные, составить задачу про корни растений.
Решить задачу.
Вариант 2.
Составить задачу, используя в условии однокоренные слова. Решить задачу.
- Какие корни встретятся в вашем домашнем задании по математике?
= Вариант 1 – корни растений.
= Вариант 2 – корни слов.
По желанию, можно составить к задаче уравнение.