Тип урока: Урок – изложение нового материала с элементами практической работы (с использованием новых информационных технологий).
Цели урока:
- открыть совместно с учащимися вид графиков линейной функции, закрепить навыки построения графиков;
- закрепить умение находить по формуле значение аргумента и значение функции;
- научить составлять формулу линейной функции по условию задачи;
- формировать у учащихся потребность в приобретении новых знаний;
- создать условия для контроля (самоконтроля) усвоения умений и навыков;
- развивать зрительную память, внимание, умение анализировать, сравнивать, обобщать.
Оборудование:
- компьютерный класс, оснащённый современной техникой и лицензированным программным обеспечением. На компьютерах должна быть установлена операционная система Windows 9x или выше и пакет Microsoft Office.
- мультимедийник;
- карточки.
Ход урока
Этап 1. Организационный этап.
- Проверка домашнего задания по слайдам № 314, № 318, № 319 (а)
- На доске учитель располагает несколько карточек с названием тем уроков
-Ребята! Чем мы занимались на прошлых уроках алгебры? Что вам больше всего понравилось, запомнилось?
Прямая пропорциональностьстьность |
Решение задач с помощью уравнений | Уравнение и его корни |
График функции |
Одночлен и его стандартный вид |
Модуль |
- Из предложенных на доске тем, выберите те, которые изучались в этом году на ближайших уроках.
Дети выбирают карточки с темами: “Прямая пропорциональность”, “Уравнение и его корни”, “График функции”, “Решение уравнений с помощью задач”. На другой стороне каждой карточки написаны слова из пословицы: “Где есть желание, найдется путь!”
- В выбранных нами карточках зашифрована пословица, давайте попробуем прочитать её.
Этап 2. Этап актуализации знаний.
По предложенным слайдам выполнить устные упражнения.
- Не выполняя вычислений, покажите, что точки А(41; -12,3) и В(-25; 7,5) не принадлежат графику функции у = 0,3 х.
- Из квадрата со стороной 10 см вырезали прямоугольник со сторонами 8 см и Х см. Обозначив площадь оставшейся части буквой У, выразите зависимость У от Х формулой. Найдите:
- Решите уравнение: а) 1 +х = 1 – х; б) 9х – 4 = 9х + 5; в) 3х + 1 = (х + 1\3) * 3
- Не выполняя, построения сказать какие из прямых пересекаются, а какие параллельны между собой: а) у = 0,5х +3; б) у = 0,5х – 2; в) у = 2х +5
а) значение У, если Х= 2,5;
б) значение Х, если У =20; 36.
Этап 3. Постановка проблемы.
Учитель | Обучающиеся |
- Вы можете решить это задание? | - Нет |
- А почему? В чем затруднение? | - Не знаем, как расположены графики относительно друг друга. |
-Каким образом можно упростить это задание, чтобы вы могли с ним справиться | - Если строить по одному графику из записанных на доске |
У кого какие предложения? | |
- Как вы думаете над чем мы сегодня будем работать? | - Над взаимным расположением графиков линейных функций. |
- Так какова тема нашего урока? | -Взаимное расположение графиков линейных функций. |
-Какая же цель нашего урока? | - Научиться определять взаимное расположение графиков линейных функций. |
Этап 4. “Открытие” нового знания.
- Изобразите в одной системе координат графики функций у = 2х +3; у = 2х -0,5; у = х + 5
- Записи на доске
у = 2х + 3
Х | 0 | -2 |
У |
у = 2х – 0,5
Х | 0 | -3 |
У |
у = х + 5
Х | 0 | -4 |
У |
В тетради обучающие строят таблицы, проверяем правильность заполнения таблиц. Строим графики функций в одной системе координат цветными мелками. Работа с графиками.
Учитель: Обучающиеся:
- Графики каких функций мы строили? - Линейных функций.
-Рассмотрите расположение графиков - Графики у=2х+3 и у=2х-0,5
линейных функций. Что вы замечаете? располагаются друг над другом,
параллельны.
- Ребята, как вы считаете, от чего зависит
расположение графиков?
Обучающиеся делают вывод :Если угловые коэффициенты прямых, являющихся графиками двух линейных функций, различны, то эти прямые пересекаются, а если угловые коэффициенты одинаковы, то прямые параллельны.
№ 322 работа с учебником (поиск самостоятельного решения)
Не выполняя построения, найдите координаты точек пересечения с осями координат графика функции
Вариант 1 у = 0,4х – 12 х=0, у=12 с осью ОУ
у=0, х =30 с осью ОХ
Вариант 2 у = -5х +2 х=0, у=2 с осью ОУ
у=0, х =0,4 с осью ОХ
Обучающиеся делают вывод: При пересечении с осью ОХ координата у=0, при пересечении с осью ОУ координата х=0
Этап 5. Первичное закрепление.
№ 327 а) – решение у доски.
Этап 6 Самостоятельная работа с самопроверкой в классе.
Лабораторная работа на компьютере
Лабораторная работа проводится в кабинете информатики. Дети работают на компьютерах с программой “Advanced Grapher”. Подставляя значение коэффициентов а и b, они получают в одной системе координат изображения нескольких графиков. Дети должны сделать выводы о взаимном расположении графиков в зависимости от значений коэффициентов a и b. Использование компьютерной программы для изучения этой темы позволяет повысить эффективность работы учащихся на уроке, избежать монотонных, однообразных действий при построении графиков, поддержать интерес детей к математике. Эта программа дает возможность детям работать в одинаковом, достаточно быстром темпе. На уроке создается благоприятный климат, повышается мотивация к обучению
План работы
Задание 1.
- Построить графики функций у = -3х + 2 и у = 3х + 2.
- Чему равен коэффициент а для первой функции?
- Чему равен коэффициент a для второй функции?
- Одинаковы ли эти коэффициенты?
- Пересекаются ли графики этих функций?
Вывод: Графики линейных функций__________________________, если значения коэффициентов а - ___________________________________.
Задание 2.
- Построить графики функций у = 2х + 3 и у = 2х -5.
- Чему равен коэффициент а для первой функции?
- Чему равен коэффициент a для второй функции?
- Одинаковы ли эти коэффициенты?
- Пересекаются ли графики этих функций?
Вывод: Графики линейных функций__________________________, если значения коэффициентов а - ___________________________________.
Задание 3.
- Построить графики функций у = 2х + 3 и у = 2х -5.
- Чему равен коэффициент а для первой функции?
- Чему равен коэффициент a для второй функции?
- Сравните углы наклона прямых.
- От чего зависит угол наклона прямой?
Вывод: Коэффициент а является _______________________________.
Задание 4.
- Построить графики функций у = -3х + 2 и у = 5х +2.
- Чему равен коэффициент b для первой функции?
- Чему равен коэффициент b для второй функции?
- В какой точке пересекаются графики этих функций с осью ОУ?
Вывод: Координаты точки пересечения графика с осью ОУ зависит от ______________________.
Этап 7. Повторение.
Привести примеры параллельных графиков линейных функций
Этап 8. Итог урока
- Над чем мы сегодня работали на уроке?
- Что нового узнали?
Этап 9. Рефлексия.
На предложенных листочках продолжить одно из предложений:
- Я сегодня на уроке работал с …………..
- Мне урок понравился ……………..
- Я узнал новое………………………
- Считаю, что на следующем уроке стоит обратить внимание на…………………….
Этап 10. Домашнее задание. № 322, № 327
См. Презентацию.