Урок по алгебре "Взаимное расположение графиков линейных функций"

Разделы: Математика


Тип урока: Урок – изложение нового материала с элементами практической работы (с использованием новых информационных технологий).

Цели урока:

  • открыть совместно с учащимися вид графиков линейной функции, закрепить навыки построения графиков;
  • закрепить умение находить по формуле значение аргумента и значение функции;
  • научить составлять формулу линейной функции по условию задачи;
  • формировать у учащихся потребность в приобретении новых знаний;
  • создать условия для контроля (самоконтроля) усвоения умений и навыков;
  • развивать зрительную память, внимание, умение анализировать, сравнивать, обобщать.

Оборудование:

  • компьютерный класс, оснащённый современной техникой и лицензированным программным обеспечением. На компьютерах должна быть установлена операционная система Windows 9x или выше и пакет Microsoft Office.
  • мультимедийник;
  • карточки.

Ход урока

Этап 1. Организационный этап.

  1. Проверка домашнего задания по слайдам № 314, № 318, № 319 (а)
  2. -Ребята! Чем мы занимались на прошлых уроках алгебры? Что вам больше всего понравилось, запомнилось?

  3. На доске учитель располагает несколько карточек с названием тем уроков

Прямая пропорциональностьстьность

Решение задач с помощью уравнений

Уравнение и его корни

График функции

Одночлен и его стандартный вид

Модуль

- Из предложенных на доске тем, выберите те, которые изучались в этом году на ближайших уроках.

Дети выбирают карточки с темами: “Прямая пропорциональность”, “Уравнение и его корни”, “График функции”, “Решение уравнений с помощью задач”. На другой стороне каждой карточки написаны слова из пословицы: “Где есть желание, найдется путь!”

- В выбранных нами карточках зашифрована пословица, давайте попробуем прочитать её.

Этап 2. Этап актуализации знаний.

По предложенным слайдам выполнить устные упражнения.

  1. Не выполняя вычислений, покажите, что точки А(41; -12,3) и В(-25; 7,5) не принадлежат графику функции у = 0,3 х.
  2. Из квадрата со стороной 10 см вырезали прямоугольник со сторонами 8 см и Х см. Обозначив площадь оставшейся части буквой У, выразите зависимость У от Х формулой. Найдите:
  3. а) значение У, если Х= 2,5;

    б) значение Х, если У =20; 36.

  4. Решите уравнение: а) 1 +х = 1 – х; б) 9х – 4 = 9х + 5; в) 3х + 1 = (х + 1\3) * 3
  5. Не выполняя, построения сказать какие из прямых пересекаются, а какие параллельны между собой: а) у = 0,5х +3; б) у = 0,5х – 2; в) у = 2х +5

Этап 3. Постановка проблемы.

Учитель Обучающиеся
- Вы можете решить это задание? - Нет
- А почему? В чем затруднение? - Не знаем, как расположены графики относительно друг друга.
-Каким образом можно упростить это задание, чтобы вы могли с ним справиться - Если строить по одному графику из записанных на доске
У кого какие предложения?
- Как вы думаете над чем мы сегодня будем работать? - Над взаимным расположением  графиков линейных функций.
- Так какова тема нашего урока? -Взаимное расположение графиков линейных функций.
-Какая же цель нашего урока? - Научиться определять взаимное расположение графиков линейных функций.

Этап 4. “Открытие” нового знания.

- Изобразите в одной системе координат графики функций у = 2х +3; у = 2х -0,5; у = х + 5

- Записи на доске

у = 2х + 3  

Х 0 -2
У    

у = 2х – 0,5

Х 0 -3
У    

у = х + 5

Х 0 -4
У    

В тетради обучающие строят таблицы, проверяем правильность заполнения таблиц. Строим графики функций в одной системе координат цветными мелками. Работа с графиками.

Учитель: Обучающиеся:

- Графики каких функций мы строили? - Линейных функций.

-Рассмотрите расположение графиков - Графики у=2х+3 и у=2х-0,5

линейных функций. Что вы замечаете? располагаются друг над другом,

параллельны.

- Ребята, как вы считаете, от чего зависит

расположение графиков?

Обучающиеся делают вывод :Если угловые коэффициенты прямых, являющихся графиками двух линейных функций, различны, то эти прямые пересекаются, а если угловые коэффициенты одинаковы, то прямые параллельны.

№ 322 работа с учебником (поиск самостоятельного решения)

Не выполняя построения, найдите координаты точек пересечения с осями координат графика функции

Вариант 1 у = 0,4х – 12 х=0, у=12 с осью ОУ

у=0, х =30 с осью ОХ

Вариант 2 у = -5х +2 х=0, у=2 с осью ОУ

у=0, х =0,4 с осью ОХ

Обучающиеся делают вывод: При пересечении с осью ОХ координата у=0, при пересечении с осью ОУ координата х=0

Этап 5. Первичное закрепление.

№ 327 а) – решение у доски.

Этап 6 Самостоятельная работа с самопроверкой в классе.

Лабораторная работа на компьютере

Лабораторная работа проводится в кабинете информатики. Дети работают на компьютерах с программой “Advanced Grapher”. Подставляя значение коэффициентов а и b, они получают в одной системе координат изображения нескольких графиков. Дети должны сделать выводы о взаимном расположении графиков в зависимости от значений коэффициентов a и b. Использование компьютерной программы для изучения этой темы позволяет повысить эффективность работы учащихся на уроке, избежать монотонных, однообразных действий при построении графиков, поддержать интерес детей к математике. Эта программа дает возможность детям работать в одинаковом, достаточно быстром темпе. На уроке создается благоприятный климат, повышается мотивация к обучению

План работы

Задание 1.

  1. Построить графики функций у = -3х + 2 и у = 3х + 2.
  2. Чему равен коэффициент а для первой функции?
  3. Чему равен коэффициент a для второй функции?
  4. Одинаковы ли эти коэффициенты?
  5. Пересекаются ли графики этих функций?

Вывод: Графики линейных функций__________________________, если значения коэффициентов а - ___________________________________.

Задание 2.

  1. Построить графики функций у = 2х + 3 и у = 2х -5.
  2. Чему равен коэффициент а для первой функции?
  3. Чему равен коэффициент a для второй функции?
  4. Одинаковы ли эти коэффициенты?
  5. Пересекаются ли графики этих функций?

Вывод: Графики линейных функций__________________________, если значения коэффициентов а - ___________________________________.

Задание 3.

  1. Построить графики функций у = 2х + 3 и у = 2х -5.
  2. Чему равен коэффициент а для первой функции?
  3. Чему равен коэффициент a для второй функции?
  4. Сравните углы наклона прямых.
  5. От чего зависит угол наклона прямой?

Вывод: Коэффициент а является _______________________________.

Задание 4.

  1. Построить графики функций у = -3х + 2 и у = 5х +2.
  2. Чему равен коэффициент b для первой функции?
  3. Чему равен коэффициент b для второй функции?
  4. В какой точке пересекаются графики этих функций с осью ОУ?

Вывод: Координаты точки пересечения графика с осью ОУ зависит от ______________________.

Этап 7. Повторение.

Привести примеры параллельных графиков линейных функций

Этап 8. Итог урока

- Над чем мы сегодня работали на уроке?

- Что нового узнали?

Этап 9. Рефлексия.

На предложенных листочках продолжить одно из предложений:

- Я сегодня на уроке работал с …………..

- Мне урок понравился ……………..

- Я узнал новое………………………

- Считаю, что на следующем уроке стоит обратить внимание на…………………….

Этап 10. Домашнее задание. № 322, № 327

См. Презентацию.