Тема: “Правописание безударных гласных в слове”.
Цели:
- формировать умения применять на практике правила правописания безударных гласных;
- развивать орфографическую зоркость, речь, память, умения строить предложения; пополнять словарный запас;
- воспитывать аккуратность на письме.
Оборудование: экран, мультимедиа.
Ход урокаI. Организационный момент.
Запись числа и классная работа. (Ученики выделяют орфограммы зелёным цветом.)
– Какие орфограммы вы выделили? (ответы детей)
II. Элементы чистописания.
На доске записаны слова:
Ёжик
ёлка
мёд
льёт
– Посмотрите на доску, определите, какую букву мы будем писать на минутке чистописания? Она обозначает гласный звук, указывающий на то, что предыдущий согласный звук мягкий.
– Какая это буква? В каком слове она находится?
– Пропишите букву ё с последующей согласной буквой.
(Дети прописывают букву е с последующей согласной буквой: ёж, ёл, ёд, ёт. В это время у доски ученик разбирает слово мёд – звукобуквенный разбор).
– Посмотрите еще раз на записанные слова на доске, какое слово лишнее и почему? (льёт – глагол, остальные – существительные).
– Запишите только имена существительные.
– А какой звук обозначает буква ё в других словах? ([й] [о])
– Назовите гласную букву, которая тоже обозначает гласный звук [о]. (Буква о.)
Проверка работы у доски.
III. Словарная работа.
– Вспомните и запишите с новой красной строки 5 слов с непроверяемой гласной о и поставьте ударение. (Дети записывают слова: Россия, Москва, ворона, сорока и т.д.)
Проверка.
– Составьте предложение с одним из этих слов. (Дети устно составляют предложения.)
IV. Работа над темой урока.
– С какой темой мы познакомились на предыдущем уроке? (С безударными гласными).
На доске появляется тема урока: “Правописание безударных гласных в слове”. (Слайд № 3).
– Прочитайте предложение, которое записано на экране. (Слайд № 4).
Л . с н а я тр . пинка м . с л ян и с т о т . мн е л а.
– Какие буквы пропущены? Как узнать? (Проверить.)
– Какое правило мы знаем? (Хором дети говорят:
Если буква гласная вызвала сомнение,
Ты ее немедленно ставь под ударение.)
– Запишите это предложение, вставляя
орфограммы, и поставьте ударение.
Проверка при помощи вееров букв – обратная
связь. (Слайд № 5)
На экране появляются буквы: (Слайд № 6).
– Какие гласные еще могут быть безударными? (На экране появляются ещё гласные буквы я, и. Слайд № 6.)
– Назовите слова, в которых есть безударная гласная “я” или “и”. (Мячи, лиса и т.д.)
Физкультминутка.
(Дети под музыку выполняют упражнения)
V. Работа в парах.
– Чтобы проверить безударную гласную, что мы делаем? (Подбираем проверочное слово).
– Подчеркните проверочные слова.
У каждой пары на парте лежит задание со словами:
Звезда, звёздный, звёздочка, звёзды.
Трава, травяной, травы, травушка.
Река, речушка, реки, речка.
Доска, доски, дощечка. Проверка. (Слайд № 7)
VI. Работа с учебником.
– Откройте стр. 99, упр. 118.
Упражнение выполняют по вариантам: I вариант – белый фон, II вариант – красный фон. (У доски один ученик выполняет 2 слова – синий фон.) Проверка.
VII. Комментированное письмо.
На краю леса росла сосна.
На дереве было старое гнездо.
(Нахождение в предложениях подлежащего и сказуемого.)
VIII. Развитие речи.
– Из слов составьте предложения и запишите их в тетрадь. (Слайд № 8)
В, жила, нем, сова, старая.
Она, только, по, ночам, вылетала.
(Дети выполняют задание под тихую музыку.)
– Прочитайте, что вы написали. (Слайд № 9)
– Что это? (Текст.)
– Какой это текст? (Текст повествование.)
– Найдите в последних двух предложениях слова с безударными гласными. Как их проверить?
IX. Итоги урока.
– Над чем мы работали сегодня?
– Какое правило надо знать, чтобы правильно писать слова с безударной гласной? (На экране правило, слайд № 10.)
– А если мы не можем подобрать проверочное слово, что нам делать? (Обращаться к словарю.)
X. Домашнее задание.
Стр. 102, упр. 123.