Урок по математике "Состав чисел из десятков и единиц"

Разделы: Начальная школа


Тип урока: Закрепление пройденного материала.

Цель: Создать условия для успешного усвоения темы урока.

Задачи:

  • Обучающая: создать условия для уточнения, систематизации, пополнения знаний, умений и навыков, которыми владеют дети: знание состава каждого двузначного числа из десятков и единиц; умения сравнивать числа по месту, которое они занимают в ряду;
  • Развивающая: развивать навыки устного счета, памяти, внимания, логического мышления;
  • Воспитательная: прививать познавательный интерес к предмету математике, показывать значимость каждого ученика в единой работе класса.

Оборудование:

  • Детали строящегося дома из картона (“бревна”, “окна”, “крыша” и т.д.);
  • Сигнальные карточки;
  • Игра “Закрой форточку”;
  • Мультимедийник.

Ход урока

I. Организационный момент.

Учитель: Всем добрый день! Давайте подарим друг другу улыбки! Начнем урок с хорошим настроением.

II. Сообщение темы и целей урока.

Учитель: Мы учили с вами, что двузначные числа состоят из десятков и единиц; учились сравнивать по месту, которое они занимают. Вот и сегодня на уроке мы с вами выясним, все ли мы с вами знаем про эти числа.

II. Работа над пройденным материалом.

Учитель: Сегодня, ребята, у нас с вами необычный урок. Сегодня мы совершим путешествие на строительную площадку. Нам придется правильно и быстро считать, сравнивать, делать выводы, проверять правильность работы, помогать друг другу.

(Учитель читает стихотворение):

На улице Садовой
Дом построен новый.
В нем столько светлых окон –
Считать, не сосчитать,
А крыша так высоко,
Что птицам не достать.
В доме десять этажей,
В доме – тысячи людей.
Кто построил этот дом,
Дом, в котором мы живем?
( С. Баруздин. “Кто построил этот дом?”)

Учитель: Ребята, ответьте на вопрос. Кто построил этот дом?

Дети: Строители.

Учитель: Да, строители. И сегодня мы с вами на уроке тоже будем строителями, и будем строить дом, а какой дом получится, будет зависеть от вас, так как:

(дети читают стихотворение.)

В наше время, чтобы строить
И машиной управлять,
Помни, друг, что надо прочно
Математику познать.(Слайд№1 (см. приложение))

Учитель: Ребята, а зачем строителю нужно знать математику?

Дети: Чтобы правильно сделать расчеты при строительстве дома, делать точные измерения.

Учитель: Ребята, а вы готовы к работе? Тогда начинаем.

Прежде чем приступить к строительству дома, мы должны сначала приготовить площадку. А на площадке очень много камней. Камни необычные, они с математическими заданиями.

IV. Устный счет:

1. Счет десятками в прямом и в обратном порядке. (Слайд №2)

2. Какое число следует за числом

  1. 37 81 90 32 12

3. Какое число следует перед числом

32 75 26 28 71 66 (Слайд№3)

4. Какое число состоит из 2дес.3ед;4дес.5ед;6дес.9ед;7дес.3ед;

5. Числа 13 21 43 33 – разбить на сумму разрядных слагаемых, назвать компоненты суммы.

(Слайд №4).

6. Задачи:

а) Сначала купили 3дес. пуговиц, а потом еще 2дес. Сколько всего десятков пуговиц купили?

Сколько это пуговиц?

б) Один покупатель купил 2дес. пуговиц, а другой 4дес. пуговиц.

Кто купил пуговиц больше и на сколько? (Слайд №5).

Учитель: Молодцы, ребята. Очень хорошо потрудились, площадка готова. Сейчас нам нужно

заложить фундамент. Ребята, а что это такое, кто знает?

Дети: Это место под строительство дома.

Учитель: Правильно, молодцы. Для того чтобы заложить фундамент, нам нужно приготовить раствор. А что нужно для раствора?

Дети: Для раствора нужны песок, цемент, вода и камни.

Учитель: Правильно. Песок нам приготовит Альбина.

(Девочка решает примеры у доски).

Карточка № 1

17-1; 14-10; 11+5

14-6+3; 7+5-2; 15+1

Учитель: Камни нам приготовит Ваня.

(Мальчик решает у доски задачу).

Карточка №2

“ Дуремар ловил пиявок у берега озера. Утром он поймал 13 пиявок,

а вечером на 6 пиявок больше. Сколько пиявок поймал Дуремар вечером?”

Учитель: Ребята, мы с вами будем делать раствор. Мы повторим с вами единицы измерения

жидкости. (Класс решает задачу) (Слайд №6):

“ Даны 3 сосуда; в первый входит 3 литра, во второй-5 литров,

в третий-10 литров. Нужно в третий сосуд налить ровно 4 литра воды.

Как это нужно сделать?”

Учитель: Молодцы. Давайте проверим работу Альбины и Вани.

(Все вместе проверяем выполненные задания на доске).

Учитель: Спасибо! Вы очень хорошо справились с заданиями. Фундамент готов.

Приступаем к сборке сруба. Нужно положить бревна. А бревна необычные, они с заданиями

(Ребята работают в парах, решают примеры, которые написаны на “ бревнах” и собирают сруб дома).

13-6+2 7+8-3 18-9+4 8+9-4

11+6-9 13+6-9 19-8-4 17-8+3

(Проверяем все вместе и пара ребят, решивших примеры, идут к доске и кладут “ бревно”).

Учитель: Стены поставили и очень устали, давайте отдохнем.

Физкультминутка: ( дети выполняют движения, проговаривая стихотворение)

Реснички опускаются….
Глазки закрываются…
Мы спокойно отдыхаем...
Сном волшебным засыпаем….
Дышится легко…ровно... глубоко…
Наши ручки отдыхают…
Ноги тоже отдыхают…
Отдыхают, засыпают…
Шея не напряжена…
Губы чуть приоткрываются…
Все чудесно расслабляется…
Дышится легко…ровно…глубоко…

V. Работа по учебнику.

Учитель: Теперь приступаем к строительству крыши. Сейчас откройте учебник на странице 55 и выполните №1, а на странице 54 выполните №5. Чтобы крыша не протекала, пожалуйста, постарайтесь выполнить задания без ошибок.

(При проверке используем сигнальные карточки).

Учитель: Все справились с заданием, спасибо. Крыша у нашего дома построена. А чего же не хватает у нашего дома?

Дети: У нашего дома нет окон, трубы.

Учитель: Да, действительно у нашего дома не хватает окон, и мы сейчас их сделаем. Для этого мы выполним следующее задание на странице 55 №5 и проверим друг у друга, оценивая выполненную работу.

Учитель: Дом построили, теперь займемся отделочными работами. А для этого выполним следующие задания:

VI. Задачи на смекалку: (Слайд №7)

1) Ты да я да мы с тобой. Сколько нас?

2) Саша и Коля увидели в небе 2 самолета. Сколько самолетов увидел каждый?

3) Сколько концов у двух палок?

4) Дети встали друг за другом. Оля заметила, что впереди нее 4 человека, а позади 3 человека.

Сколько всего детей?

Учитель: Молодцы, стравились и с этими заданиями.

Посмотрите, какой красивый получился у нас дом.

Чтобы было тепло в нашем доме, нужно утеплить окна. Давайте поиграем в игру “Закрой

форточку”. (Ребята работают в группах).

Учитель: Вы и с этим заданием справились, молодцы. А чтобы возле дома было красиво

нужно посадить деревья, цветы. А зачем нужно сажать деревья и цветы?

Дети: Чтобы усадьба была красивой.

VII. Подведение итогов. Рефлексия.

Учитель: Чем мы сегодня занимались на уроке?

Кто узнал на уроке что-то новое?

Какая работа вам больше всего понравилась?

Какие задания были трудными?

Кому из вас было интересно на уроке?

Давайте оценим свою деятельность на уроке.

Если вам было комфортно на уроке, то улыбнитесь мне, а если нет, то покажите мне грустное лицо.

Ребята, спасибо вам за урок.

VIII. Домашнее задание. Страница 55 №6.