Цели занятия:
В ходе занятия учащиеся:
- смогут осознать ценность здоровья и важность его укрепления, бережного отношения к нему;
- формировать навыки сохранения здоровья;
- продолжать работу над формированием умений слушать текст, делать выбор в конкретной ситуации, отвечать на вопросы;
- смогут рассмотреть понятия “здоровье”, “закаливание”.
Оборудование:
- карта города “Будь здоров!”
- рис.1— солнце, цветы, ясное небо; рис.2 – дождь, тучи, гроза, грязь
- 2 таблицы с названиями продуктов
- грамзапись: В. Шаинский “Улыбка”
Структура занятия
Этапы |
Формы и методы |
Ожидаемые результаты |
|
Работа с рисунками. Беседа. |
У учащихся появится желание обсуждать проблемы занятия, они показывают умение отвечать на вопросы. |
2. Работа с основными понятиями | Работа с плакатом, соотнесение рисунка и слова | Учащиеся смогут рассмотреть понятия “здоровье”, “закаливание”, показать умения выделять главное, делать выводы |
3. Изучение основной проблемы | Игра-путешествие | Учащиеся показывают умения отвечать на вопросы, соблюдать правила игры. |
4. Закрепление пройденного материала | Физкультминутка | Учащиеся показывают умения выполнять упражнения |
5. Подведение итогов. | Беседа | Учащиеся показывают умение делать выводы |
Ход занятия
Мотивация и постановка проблемы
-- Мы начинаем занятие по программе “Мой выбор”. Целый год у нас проходят такие занятия. Вспомните, пожалуйста , те темы, с которыми мы уже познакомились. (Счастлив тот, кто счастлив у себя дома. Ежели вы вежливы. Кто дружбу водит, тот счастье находит. Учиться или не учиться – вот в чём вопрос. Мои увлечения. Живой мир. Нужны ли ребёнку права.).
Сегодня на занятии будет идти разговор о том, почему необходимо беречь здоровье и
как заботиться о нём.
“Здоровье приходит с годами,
а уходит с часами”
“Здоровому врач не надобен”
Русские народные пословицы
-Как вы понимаете этот эпиграф? Что нужно, чтобы быть здоровым?
Рассмотрите два рисунка одного и того же художника. Первый рисунок он нарисовал, когда был здоров, а второй, когда простудился. Определите, где какой рисунок . Почему вы сделали такой выбор?
Рис. №1: солнце, цветы, ясное небо и т.д.
Рис. №2: дождь, тучи, гроза, грязь и т.д.
Когда человек здоров, у него хорошее настроение, он радуется жизни, тому, что его окружает. У больного человека – плохое настроение, его ничего не интересует, не радует.
Работа с основными понятиями
Заботиться о здоровье нужно с детства.
Задание: рассмотрите данные, выберите из них те, на которых написано то, что способствует укреплению здоровья. Соедините схемы линией со словом “здоровье”.
Ответьте на вопрос:
- Почему вы сделали такой выбор?
Одни поступки людей помогают беречь здоровье, а другие наносят ему вред.
Изучение основной проблемы
Учитель: Ребята, давайте совершим путешествие в Страну Свободы, в город “Будь здоров!”, и познакомимся с тем, как нужно беречь здоровье. Вместе с нами отправится в эту сказочную страну Сомневайкин.
Учитель: Сомневайкин, ты знаешь, как можно попасть в город “Будь здоров!”?
Сомневайкин: Я сомневаюсь, получится ли у нас. Но давайте попробуем.
ХОРОМ: В путь-дорогу собирайся,
За здоровьем отправляйся!
Раз! Два! Три! Вот мы и на месте. А встречает нас доктор Градусник.
Доктор Градусник: Здравствуйте, ребята! Я очень рад, что вы прилетели в чудесный город “Будь здоров!”. Он как сказочное королевство. А правит им Королева Чистота. Все жители его отличаются особой опрятностью, аккуратностью и крепким здоровьем.
Здесь живут здоровые и очень красивые люди. В нашем городе много улиц и площадей, прудов и фонтанов, бассейнов, парков, скверов, стадионов, спортивных площадок.
Сомневайкин: Что это за город? В городе должны быть многоэтажные дома, фабрики, заводы, очень много машин. И кругом асфальт. Вот это город. А пруды, скверы и спортивные площадки – это лишнее.
Учитель: Ребята, вы согласны с Сомневайкиным? Для чего людям в городе нужны скверы и парки, пруды и бассейны, спортивные площадки и стадионы?
Да, всё это необходимо, чтобы люди могли укреплять здоровье.
Доктор Градусник: Сейчас я поведу вас на экскурсию по нашему чудесному городу. Мы попадаем на УЛИЦУ ЧИСТЮЛЬ.
1. Учитель: Ребята, почему эта улица так называется? Кто на ней живёт?
Послушайте отрывок из сказки Корнея Чуковского “Мойдодыр”.
Вдруг из маминой из спальни,
Кривоногий и Хромой
Выбегает умывальник
И качает головой:
“Ах, ты, гадкий, ах, ты, грязный,
Неумытый поросенок!
Ты чернее трубочиста,
Полюбуйся на себя:
У тебя на шее вакса,
У тебя под носом клякса,
У тебя такие руки,
Что сбежали даже брюки,
Даже брюки, даже брюки
Убежали от тебя.
Рано утром на рассвете
Умываются мышата,
И котята, и утята,
И жучки, и паучки.
Ты один не умывался
И грязнулею остался,
И сбежали от грязнули
И чулки, и башмаки”.
- К кому обращается Мойдодыр?
- Как Мойдодыр называет мальчика и почему?
- Почему необходимо умывать лицо и по многу раз в день мыть руки?
--Да, люди, которые плохо следят за чистотой своего тела, часто болеют.
1. “ГРЕБЕШКОВЫЙ ДОМ”.
Здесь их встречает гребешок, который предлагает ребятам загадки:
1) Целых 25 зубов для кудрей и хохолков.
И под каждым, под зубком лягут волосы рядком –
2) У кого с собой гребешок простой,
покажи тотчас, мой порадуй глаз.
- А теперь конкурс на лучшую косичку.
2. “ДОМ ШАМПУНЬКИ”.
Здесь ребят встречает собачка Шампунька и предлагает ответить на вопросы:
– Гладко, душисто, моет чисто.
Что это? Для чего оно нужно?
Почему нужно умываться с мылом?
– Костяная спинка, на брюшке щетинка. (Щётка)
Для чего нужна щётка?
– Белый, белый порошок,
Между зубками скок-скок.
Заблестели зубки, раскраснелись губки.
Как нужно ухаживать за зубами? Отчего они портятся?
3. “ДОМИК ТЕТУШКИ МОЧАЛКИ”
Тётушка Мочалка зачитывает ребятам письмо: “Дорогие мои дети, я пишу вам письмецо! Я прошу вас, мойте чаще ваши руки и лицо. Нужно мыться непременно утром, вечером и днём – перед каждою едою, после сна и перед сном. Дорогие мои дети, очень, очень вас прошу: “Мойтесь чаще, мойтесь чище, я грязнуль не выношу. Не подам руки грязнулям, не поеду в гости к ним. Сам я моюсь очень часто. До свиданья!
Мойдодыр”
– Скажите, ребята, как часто нужно мыть руки? Почему с мылом? Зачем нужны мочалки? В какой последовательности человек должен мыть себя?
4. ДОМ– “ВСЁ В ПОРЯДКЕ”.
Ребят встречает Юля-чистюля и просит, чтобы ребята отгадали её загадки.
1) Лёг в карман и караулю рёву, плаксу и грязнулю. Им утру потоки слёз, не забуду и про нос. (Носовой платок)
– У кого из вас, ребята, есть носовой платок?
- Я на ёжика похож, а ещё на свинку. У меня на спинке полная щетинка. Если вижу я детей грязных, будто свинки, я щетинкою своей им почищу спинки.
Итог: Выберите ребят, у которых в порядке всё: причёска, одежда, обувь, ногти, носовые платки, расчёска.
Этих ребят мы посвящаем в рыцари Чистоты.
Учитель: Нам с вами очень повезло, что мы попали в такой чудесный город, на эту улицу, где живут очень аккуратные, чистые и опрятные люди – чистюли. А ведь среди детей и взрослых встречаются и грязнули. Чем чистюли отличаются от грязнуль?
Сомневайкин: Я знаю. Чистюли моются с утра до вечера, не играют, не бегают, а сидят на скамейках, чтобы не испачкаться.
Учитель: Ребята, согласны ли вы с Сомневайкиным? Кого называют чистюлями, а кого – грязнулями?
Учитель: Что означают слова: “Чистота – залог здоровья”?
Чистота помогает детям расти здоровыми и крепкими, бороться с разносчиками различных заболеваний – микробами и делает жизнь радостнее и интереснее. Тот, кто выбирает чистоту, –выбирает здоровье.
ХОРОМ: От простой воды и мыла
У микробов тают силы.
2. Доктор Градусник: А теперь мы с вами пришли на ПЛОЩАДЬ ЗАКАЛЯЙКА.
Сомневайкин: Что это за название? Кого здесь закалывают?
Доктор Градусник: Сомневайкин, речь идёт о закаливании. Ты заешь, что это такое?
Сомневайкин: Нет, не знаю. А что это?
Доктор Градусник: Сейчас ты узнаешь: ребята, посмотрите вокруг, что находится на площади Закаляйка.
Рисунок: стадион, бассейн, спортивная площадка, место для приёма солнечных и воздушных ванн.
Ответьте на вопросы:
- Для чего нужны эти сооружения?
- Что такое закаливание?
- Что помогает закаливанию организма?
Затем сделайте вывод, что закаливание – это комплекс упражнений для укрепления организма. Для закаливания используют: физические упражнения, купание, обливание водой комнатной температуры, обтирание тела влажным полотенцем, ходьбу босиком.
Доктор Градусник: Сомневайкин, теперь ты понял, что такое закаливание?
Сомневайкин: Да, теперь я понял, что такое закаливание. С завтрашнего утра обязательно буду обтираться влажным полотенцем, делать физические упражнения, ходить в бассейн.
3. Доктор Градусник: А сейчас мы побываем в ПАРКЕ ИГР.
Доктор Градусник предлагает ответить на вопросы:
- Назовите свою любимую игру и почему она вам нравится.
- Назовите игры, которые помогают укреплять здоровье.
(Можно предложить учащимся поиграть в одну из игр. Например, “гуси-лебеди”, “совушки”, “рубка дров”, “третий лишний”).
4. Теперь мы попадаем на улицу ЗДОРОВОЙ ПИЩИ. На глаза нам попадается плакат:
Кефир
Мыло
Зубная паста
Овощи
Фрукты
Мясо
Расчёска
Зубная щётка
--Какие здесь 2 группы? (продукты питания и предметы личной гигиены). А все ли продукты питания полезны для человека?
Сомневайкин: Все продукты очень полезны. Человек не может жить, расти, развиваться без продуктов. А самые полезные продукты: конфеты, шоколад, торт, фанта, яблоки, арбузы, помидоры, огурцы. Я их очень люблю. А вы , ребята, любите?
Доктор Градусник: Сомневайкин, как врач я хочу тебя предупредить, что не все продукты , которые ты любишь, полезны для здоровья. Давайте поработаем с таблицей:
Продукты, которые необходимы человеку |
Продукты, которыми нельзя злоупотреблять |
Молоко, кефир, сметана, морковь, капуста, огурцы, помидоры, яблоки, груши, яйца, клубника, малина, масло, мясо, рыба, лук |
Шоколад, чипсы, торты, кока-кола, фанта, кетчуп, жирное мясо, копчёная колбаса, чупа-чупс, “сникерс” |
Почему овощи, фрукты, ягоды так полезны для человека? ( в них содержится много витаминов).
5. Как вы думаете, что означает понятие “здоровье”! Прислушаемся к слову – как бодро и звонко оно звучит. Не правда ли, оно созвучно слову... (дети подсказывают – слову “здорово”!). Какие чувства у вас возникают, когда вы произносите это слово?
(Ответы детей).
Учитель: Давайте подумаем, от чего зависит здоровье человека? (необходимо по возможности через картинки, слайды, диафильмы, песни и т.д. показать, что здоровье – это хорошее настроение, бодрое, веселое.)
--Что такое хорошее настроение? Что мы чувствуем при этом?
И вот мы на ПЛОЩАДИ НАСТРОЕНИЯ.
Звучит песня “Улыбка” В. Шаинского.
Учитель: Улыбка – это прекрасно. Посмотрите в зеркало и улыбнитесь доброй улыбой. Скажите, как изменяется ваше лицо, когда вы улыбаетесь. А как влияет улыбка на других?
Улыбка – это радость и здоровье. Ученые говорят, что минута доброго смеха прибавляет несколько часов жизни.
– Добрая улыбка – это пожелание человеку добра, здоровья. Когда мы говорим, улыбаясь, “Здравствуйте” – мы желаем человеку здравствовать, т.е. быть здоровым, бодрым, жизнерадостным. Какое настроение у нас и у того, кого мы приветствуем, если мы говорим слова приветствия с улыбкой? Как влияет настроение на наше здоровье?
(Выслушиваются ответы детей)
Давайте поиграем, – предлагает учитель.
– Представьте себе, что вы только проснулись. Ну-ка, вместе повторяем:
Я проснулся, потянулся,
Сам себе я улыбнулся.
Новый день глядит в окно:
Встать бы мне пора давно!
Чтобы день был хорошим и радостным, надо создать себе доброе настроение. Еще лежа в постели, вспомните какой-либо смешной эпизод. Вам стало радостно? – теперь вставайте. Для усиления бодрости можно придумать какую-нибудь “кричалку” типа: “Я проснулся! Мне весело! Я чувствую себя прекрасно! Ура!”, можно проделать веселую зарядку.
Вы собираетесь в школу. Вспомните все, что должны приготовить, взять собой. Главное – это хорошее настроение. Вас ждут удивительные открытия, вы готовы к ним, и это замечательно.
А теперь нарисуйте себя – не обязательно в виде человечка! Может быть, вы себя представляете сейчас цветком, бабочкой или птицей. Постарайтесь точнее подобрать цвета карандашей (или фломастеров) и подпишите свой рисунок: “Это я, Таня (Витя)”.
(По желанию ребят рисунки могут быть вывешены на всеобщее обозрение.)
6. Учитель: Здоровье зависит от нравственных качеств человека. О каких нравственных качествах мы говорили уже?
(Учитель может нарисовать схему на доске).
Я |
добрый человек заботливый человек внимательный человек справедливый человек и т.д.
|
Дети рассуждают о том, как влияют эти качества на здоровье. Учитель обобщает рассуждения детей, после чего предлагает разобрать ситуации:
- Если кто-то был груб, оскорбил тебя, всегда ли стоит отвечать грубостью? Подумай, а может быть ты каким-то образом способствовал своим поведением, манерами, видом? Не спеши осуждать, оскорблять.
- Если ты не виноват, а тебя обидели, оскорбили, стоит ли принимать это близко к сердцу? Прости грубость. Ведь грубый человек несчастен – сам не ведает, что творит. Не груби. Не уподобляйся ему. Как можно отреагировать на его грубость?
(Выслушиваются ответы ребят).
Учитель: Здоровье зависит и от нашего физического состояния. Представьте себе, вы проснулись, быстро вскочили с постели и вдруг, откуда ни возьмись, появляется маленький смешной толстенький человечек по имени Чарли – так его зовут все, кто с ним знаком. Когда он встает рано утром, он кричит свою задорную бодрятину: “Я живу! Мне весело! Я чувствую себя прекрасно!” А затем Чарли начинает заниматься утренней зарядкой – занимайся и ты вместе с ним.
-- Ребята, вы подготовили комплекс утренней зарядки . Давайте его выполним
( с музыкальным сопровождением). Понравившиеся упражнения нужно разучить и регулярно и повторять в начале занятий, на переменках.
Итак, здоровье – это, прежде всего, хорошее настроение, это нравственное и физическое состояние человека.
7. Наше путешествие завершает посещение АЛЛЕИ ПОЛЕЗНЫХ СОВЕТОВ.
1 совет: Ежедневно вставай в одно и то же время, проветривай комнату и делай зарядку.
2 совет: Всегда мой руки перед едой, после работы и после посещения туалета.
3 совет: Коротко стриги ногти на руках и ногах.
4 совет: При чихании и кашле отворачивайся, прикрывая рот носовым платком.
5 совет: Ешьте больше овощей, фруктов и ягод.
6 совет: Мойте овощи, фрукты и ягоды перед едой.
7 совет: Чистите зубы 2 раза в день – утром и вечером
8 совет: Чаще дома проветривай помещение.
9 совет: Не включай громко магнитофон, телевизор, не кричи.
10 совет:
ПЕРЕД СНОМ хорошо: |
плохо: |
мыть ноги, руки, принимать душ; | много пить, есть; |
чистить зубы; | смотреть страшные фильмы; |
проветривать комнату; | слушать громкую музыку; |
гулять на свежем воздухе; | физически напрягаться; |
спать на жёсткой постели, на спине; |
играть в шумные игры; |
А послушайте, какие советы дадут вам Сомневайкин и доктор Градусник:
1.Я хочу , друзья , признаться,
Что люблю я по утрам
Физзарядкой заниматься,
Что советую и вам.2. Мы желаем вам, ребята,
Быть здоровыми всегда.
Но добиться результата
Невозможно без труда.3.Постарайтесь не лениться –
Каждый раз перед едой,
Прежде чем за стол садиться,
Руки вымойте водой.Всем зарядку делать надо,
Много пользы от неё.
А здоровье – вот награда
За усердие твоё!
Свежим воздухом дышите
По возможности всегда.
На прогулки в лес ходите,
Он вам силы даст, друзья!
Мы открыли вам секреты,
Как здоровье сохранить.
Выполняйте все советы,
И легко вам будет жить!Рано утром просыпайся,
Себе, людям улыбайся,
Ты зарядкой занимайся,
Обливайся, вытирайся,
Всегда правильно питайся,
Аккуратно одевайся,
В школу смело отправляйсяКак поел, почисти зубки.
Делай так два раза в сутки.
Предпочти конфетам фрукты,
Очень важные продукты.
Чтобы зуб не беспокоил,
Помни правило такое:
К стоматологу идём
В год два раза на приём.
И тогда улыбки свет
Сохранишь на много лет!
-- Давайте сформулируем правила:
- Я буду начинать каждый день с чувством радости жизни, счастья.
- Я буду поддерживать это состояние в течение всего дня и переносить его на всех, кто меня окружает.
- Я буду думать о себе как о здоровом человеке и заботиться о своём здоровье.
Закрепление пройденного материала
Доктор Градусник: Ребята, понравилось вам в городе “Будь здоров!”?
Доктор Градусник: На прощание я хочу проверить ваше самочувствие. Встаньте, закройте глаза, откройте глаза, подышите. А теперь не дышите. Хорошо, молодцы. а теперь поднимите руки вверх. Опустите руки и немного потрясите кистями. Наклонитесь вправо, влево, вперёд. Разогнитесь. Всё прекрасно! Самочувствие отличное!
ХОРОМ: Я здоровье сберегу,!
Сам себе я помогу!
Теперь улыбнитесь и помашите мне рукой. Я с вами прощаюсь. До свидания. До новых встреч в городе “Будь здоров!”
Подведение итогов.
Ребята, вспомните о дереве знаний в рабочей тетради. Каким цветом вы раскрасите листик №6? Помните: зелёный – нужно беречь здоровье; жёлтый – здоровье никуда не денется; красный – не надо заботиться о здоровье.
Напишите на лучах солнца, что помогает сохранить здоровье.
ЗДОРОВЬЕ
Учитель: Наши занятия необычны, их можно назвать школой здоровья. На этих занятиях вы узнаете о себе, об особенностях своего организма, о том, как нужно заботиться о своём здоровье, чтобы не болеть, расти крепкими и здоровыми, как сберечь зрение и слух, как сохранить здоровыми зубы, что и как нужно есть и многое другое, т.е. узнаете, как попасть в страну Здоровячков.
В этой стране есть много докторов, которые дают здоровье ежедневно, бескорыстно и всем без разбора. Кто они? Сейчас мы это узнаем.
--Почему вы идёте гулять на улицу, а не сидите дома? (нужен свежий воздух). Вот он первый доктор –Доктор Свежий воздух.
А без какого доктора засохли бы деревья, кусты и мы не смогли бы жить? ( доктор Вода). Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья.
Природа подарила людям ещё и других докторов: доктора Упражнение, доктора Красивая осанка. Тот, кто не дружит с такими докторами, ходит сутулым, горбатым, с кривым позвоночником.
Три раза в день, а иногда и больше, мы едим. Пища должна быть здоровой. Поэтому есть доктор Здоровая пища.
Может человек бодрствовать день и ночь, работать беспрерывно? ( Нет, нужен сон, отдых). И доктор Отдых подсказывает, как правильно это делать.
И ещё есть один доктор, без которого свет бы был не мил, все были бы злые, вредные. Это доктор Любовь.
Будем дружить с ними? Они помогут нам попасть в страну Здоровячков.