Существует несколько разновидностей нетрадиционных форм урока, каждая из которых решает свои образовательные, развивающие, воспитательные задачи. Однако все они преследуют и общую цель: поднять интерес учащихся к учёбе и математике, тем самым повысить эффективность обучения. Для учащихся нетрадиционный урок – это возможность развивать свои творческие способности и личностные качества, оценить роль знаний и применить их на практике, это самостоятельность и совсем другое отношение к труду. Одной из форм организации контроля знаний, умений и навыков учащихся является урок – зачёт. Основная его цель состоит в диагностике уровня усвоения знаний и умений каждым учащимся на определённом этапе обучения. За 10-15 дней вывешиваю примерный перечень теоретических и практических вопросов, выносимых на зачёт. К проведению зачётного занятия привлекаю учащихся, наиболее успешно осваивающих математику.
Их специально к этому готовлю, проверяю их знания, объясняю их обязанности на таком занятии. Вместе с ними распределяю учащихся по группам (в каждой группе 3 человека), групповоды (консультанты) готовят листки учёта знаний, в которых будут фиксироваться отметки за выполнение каждого задания и итоговые отметки за зачёт.
Зачёт принимается по картам, включающим основные теоретические вопросы и типовые задачи темы, и дополнительные вопросы. Эффективность урока-зачёта во многом зависит от содержания заданий карт, поэтому при подготовке карт для зачёта очень серьёзно подхожу к отбору материала. Итоговая отметка ставится в листке учёта знаний на основе результатов за все задания с учётом мнения групповода.
Привожу примеры карт для проведения зачёта в 11 классе по теме «Многогранники», геометрия в этом классе изучается по учебнику Погорелова А.В. «Геометрия 7-11».
I ВАРИАНТ
I. Устные упражнения.
- В основании пирамиды лежит прямоугольник АВСД, а одно из боковых ребер РВ перпендикулярно основанию. Постройте линейный угол двугранного угла при ребре АВ.
- Запишите план построения правильной треугольной пирамиды. Построите эту пирамиду.
- Можно ли составить трехгранный угол из плоских углов:
а) 120°; 60°; 90°;
б) 150°; 120°; 90°. Объясните свой ответ. - Сколько трехгранных углов имеет тетраэдр?
- Может ли гранью пятигранника служить: а) четырехугольник; в) пятиугольник?
- Существует ли призма, у которой только одно боковое ребро перпендикулярно к плоскости основания? Ответ объясните.
- Если в пирамиде все боковые ребра равны, то вершина ее проектируется в центр описанной около основания окружности. Докажите.
- Является ли перпендикулярность бокового ребра призмы к плоскости основания необходимым условием того, что призма правильная?
- Верно ли утверждение, что прямоугольный параллелепипед есть правильная призма?
- Можно ли считать линейным углом двугранного угла угол, стороны которого - два луча, проведенные в гранях двугранного угла из одной точки ребра?
II. Докажите, что у параллелепипеда противолежащие грани параллельны и равны.
III. Решите задачи:
а) Найдите площадь поверхности прямоугольного параллелепипеда у которого диагональ равна 13 дм, высота 12 дм, а одно из ребер основания 4 дм.
в) В правильной треугольной пирамиде боковые ребра наклонены к плоскости основания под углом 30° .Сторона основания равна 12 см. Найдите высоту пирамиды.
II ВАРИАНТ
I. Устные упражнения.
- В основании пирамиды лежит прямоугольник АВСД, а одно из боковых ребер РВ перпендикулярно основанию. Построите линейный угол двугранного угла при ребре ВС.
- Запишите план построения правильной четырехугольной пирамиды. Постройте эту пирамиду.
- Можно ли составить трехгранный угол из плоских углов:
а) 150°; 140°: 120°;
б) 150°; 90°; 60°. Объясните свой ответ. - Равен ли линейному углу двугранного угла угол между двумя лучами, перпендикулярными его ребру и лежащими в его гранях?
- Сколько трехгранных углов имеет параллелепипед?
- Назовите многогранник, имеющий наименьшее число граней. Сколько у него ребер, вершин, диагоналей?
- Одна из граней многогранника - шестиугольник. Какое наименьшее число ребер может иметь этот многогранник?
- Если в пирамиде все двугранные углы при основании равны, то вершина ее проектируется в центр вписанной в основание окружности. Докажите.
- Верно ли утверждение, что все грани прямоугольного параллелепипеда – прямоугольники?
- Является ли перпендикулярность бокового ребра призмы к плоскости основания достаточным признаком того, что призма правильная
II. Докажите, что диагонали параллелепипеда пересекаются в одной точке и точкой пересечения делятся пополам.
III. Решите задачи:
а) В правильной треугольной призме длина бокового ребра равна 18 см., а сторона основания 24 см. Наедите периметр сечения, проведенного через сторону нижнего основания и противоположную вершину верхнего основания.
в) В правильной четырехугольной пирамиде сторона основания 10 м, высота 12 м. Найдите площадь поверхности пирамиды.
III ВАРИАНТ
I. Устные упражнения.
- В основании пирамиды лежит прямоугольник АВСД, а одно из боковых ребер РВ перпендикулярно основанию. Построите линейный угол двугранного угла при ребре СД.
- Запишите план построения правильной шестиугольной пирамиды. Построите эту пирамиду.
- Можно ли составить трехгранный угол из плоских углов:
а) 100°; 120°; 10°;
б) 125°; 120°; 115°. Объясни те свой ответ. - Какое минимальное число граней может иметь призма? Сколько вершин, ребер, боковых ребер у такой призмы?
- В кубе АВСДА1 B1 С1 Д1 проведено сечение через вершину А С Д.
- Каков вид пирамиды Д1 A1 C1 Д?
- Будет ли кубом параллелепипед, если известно, что при двух вершинах одного и того же ребра равны все ребра и плоские углы? Ответ объясните.
- В пирамиде SABC все боковые ребра равны, а основание - прямоугольный треугольник. Постройте пирамиду, проведите в ней высоту и опишите построение и его обоснование.
- Сколько боковых ребер пирамиды могут быть перпендикулярны к плоскости основания?
- Верно ли утверждение, что все грани прямого параллелепипеда - прямоугольники? Существует ли параллелепипед, у которого только одна боковая грань перпендикулярна основанию?
II. Докажите теорему о свойстве диагонали прямоугольного параллелепипеда.
III. Решите задачи:
а) В прямой прямоугольной призме основание - прямоугольный треугольник с катетом 8 см и 6 см. Боковое ребро приемы равно 12 см. Найдете площадь полной поверхности призмы.
в) В правильной треугольной пирамиде через середины трех боковых ребер проведено сечение. Найдите его площадь, если длина ребра основания пирамиды равна 24 см.