Урок чтения во 2-м классе. Тема: "Л.Н. Толстой "Приключения Буратино"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  1. обобщить знания детей по данной теме;
  2. побудить детей к чтению других произведений жанра приключений;
  3. расширять словарный запас, навыки пересказа, выразительное чтение.

Оборудование:

  1. портреты писателей А. Н. Толстого, А. К. Толстого, Л. Н. Толстого;
  2. рисунки детей к произведению;
  3. иллюстрационные рисунки художников;
  4. записи на доске: тема урока, пословицы, скороговорки, индивидуальные листы с заданиями.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Упражнения для языка.

  1. Как на утренней на зорьке
    Два Петра и три Федорки
    Соревнуются с Егоркой
    Говорить скороговорки.
  2. Жужжащее чтение.

3. Работа над темой урока.

- Какую известную книгу надо прочитать, чтобы узнать об этом?

Далеко, далеко за синим морем,
Стоит золотая стена.
В стене той заветная дверца
За дверцей – большая страна.
Ключом золотым открывают
Заветную дверцу в стене,
Но, где отыскать этот ключик
Никто не рассказывал мне…

(«Приключения Буратино или Золотой ключик»)

- Кто автор этой книги? (А. Н. Толстой)

Сообщение учителя: Толстые – старинная дворянская русская фамилия. Эту фамилию носили три знаменитых русских писателя: Алексей Константинович, Лев Николаевич, Алексей Николаевич - «третий» Толстой - младший», как называл себя.

А. Н. Толстой родился 10 января 1883 года в городе Николаевске Саратовской области.

Еще в детстве будущий писатель познакомился с деревянным сказочным человечком. В Европе была широко известна повесть о Пиноккио. Написал ее Карло Коллоди. Пиноккио в конце концов превращается в настоящего живого мальчика, умного и красивого.

- Много лет работал Алексей Николаевич над пересказом итальянской сказочной повести. Но писательская фантазия завела его в совершенно другую страну… не ту , о которой писал Коллоди. Другим стало имя героя, появились совершенно новые персонажи и приключения.

Так родилась сказка «Золотой ключик или Приключения Буратино». И пусть Буратино не стал живым мальчиком, остался деревянной куклой, он был и остается одним из самых любимых героев русской детской литературы.

Разумеется, А. Н. Толстой писал не только сказки. «Взрослые» его книги, такие как исторический роман «Петр 1», трилогия «Хождение по мукам», фантастические романы «Аэлита», «Гиперболоид инженера Гарина» - вы прочтете, когда станете взрослыми.

4. Проверка домашнего задания.

- Дома вы в тетради нарисовали рисунки к сказке. Давайте же мы попробуем подобрать к каждому рисунку соответствующий отрывок текста. «Художник», который показывает рисунок, определяет правильность.

Физкультминутка «Буратино подтянулся…»

5. Выборочное чтение.

- Прочитайте отрывки, которые я условно назвала: «Здесь кто-то побывал…»

«Двойной штопор Буратино…»

«Погибать, так весело…»

6. Обобщение.

- Сегодня у нас необычный урок. Сейчас мы отправимся на поле чудес, и перед нами появится «Чудо-дерево». Только на этом дереве не золотые монеты, а сказочные вещи. (Чудо-дерево на доске)

7. Беседа об образах героев-персонажей.

- Назовите героев сказки.

- Определите, к какой группе они относятся (положительные, отрицательные, герои-помощники, нейтральные герои).

- Все ли вам нравится в Буратино? (Временами Буратино груб, он не хочет учиться, неряшлив, непослушен. Но в целом он добрый, жизнерадостный, настоящий друг. Он смелый и решительный в опасных ситуациях. Именно ему открывают тайну Золотого ключика.

Выполните задание №2 на листочках.

- Кого напоминает Буратино?

- Хотелось ли вам иметь такого друга? Почему?

- Расскажите о Карабасе-Барабасе, Дуремаре. Что вы знаете про них?

Сценка «Девочка с голубыми волосами хочет воспитывать Буратино».

- Кого вы узнали из этой сказки?

- Кто такая Мальвина? Приготовьте устный рассказ по плану в задании №3

4) Работа над пословицей «Сам погибай, а товарища выручай».

- Кому из героев подходит эта пословица?

- По сказке А. Н. Толстого сняты два фильма-сказки, мультфильмы. Когда они идут по телевизору, у экранов с удовольствием сидят и взрослые.

- Чему учит эта сказка? (Добро и справедливость обязательно победят, надо уметь понимать своих детей, быть снисходительными к их шалостям.)

8. Итог. Звучит песня «Буратино». Дети подпевают.

Викторина по сказке «Золотой ключик или приключения Буратино».

  1. Какие враги были у Буратино?
  2. Сколько раз встречались в сказке Лиса Алиса и Кот Базилио с Буратино?
  3. Где Буратино взял 5 золотых?
  4. Что находится за холстом каморки папы Карло? А за потайной дверью?
  5. Кто помог достать золотой ключик?
  6. Место нахождения Буратино, когда он узнает у Карабаса Барабаса тайну золотого ключика?
  7. Назовите друзей Буратино.
  8. Маленький человек в длинной белой рубашке, с длинными рукавами. Его лицо было обсыпано белой пудрой, белой, как зубной порошок.
  9. Человек, такой странный с виду, что можно было окоченеть от ужаса. Густая, нечесаная борода волочилась по полу.