Сегодня в нашей стране наблюдается рост интереса к истории. Часто можно слышать что, запутавшись в современных проблемах, люди обращаются к истории в поисках выход.
Следовательно, интерес к истории свидетельствует о том, что современность и история воспринимаются большинством наших соотечественников как принципиально разные стихии.
Действительно, история – то, что было раньше, а значит историческая наука немыслима без учёта изменений, отделяющих вчера от сегодня.
Итак, история – это постоянные изменения, вечная перестройка кажущейся стабильности.
Изучение родной истории многое может дать человеку. В те века, когда начиналась наша история, население расселено было неравномерно по Земле. Одни народы жили в горах, другие – в степях или глухих лесах, третьи – на берегах морей. Они создавали совершенно особые культуры, непохожие друг на друга, но связанные с теми ландшафтами, которые их кормили.
Великий учёный академик А.А.Шахматов, который начал практическое изучение русских летописей, исследуя историю русского языка и диалекты, пришёл к выводу, что древние славяне зародились в верховьях Вислы, на берегах Тисы и на склонах Карпат. Позже они расселились на другие территории, стали создавать государства.
В данной теме мы познакомимся с этапами формирования государства – Русь, определим, как происходил этот процесс.
Данная тема важна для понимания учащихся, они должны иметь наиболее раскрытое представление о факторах, которые повлияли на особенность и самобытность жизни нашего государства.
Для удобства проведения занятия создана мини-презентация «Начало» (см. приложение 1)
Для проверки знаний учащихся можно использовать Приложение 9.
1.Этапы формирования государственности
(Презентация «Древнерусское государство в IX –X веках» см. приложение 2 или приложение 6)
Никогда в истории государство не возникло сразу, в одночасье. Для появления государства необходимо время.
Прежде чем зародилось и начало формироваться наше государство прошло не мало лет и подготовительных периодов.
Из курса истории вы уже знаете о государствах, которые появлялись на территории нашей страны. Это и Боспорское царство, и Скифское царство, Тюрский каганат, Хазарский каганат. Эти государства оставили после себя определённый культурный след, и подготовило почву для появления нового государства.
Мы, также уже познакомились с особенностями жизни славян, и нашли сходные черты с германскими племенами и другими народностями.
Обратимся к карте, какой же была Восточная Европа накануне появления нового государства? (слайд 2)
Давайте познакомимся с этапами формирования русского государства. В данном процессе следует выделить три этапа.
Первый этап относится к периоду первой половины IX века, когда на базе наиболее развитых союзов племён стали формироваться первые княжества. (слайд 3)
Второй этап относится к 882 году, когда князь Олег объединил Северную и Южную Русь, с центром в Киеве. В ходе создания государства он вовлекал в зависимость племена, не входившие в состав древнерусского государства. (слайд 4)
Третий этап охватывает промежуток с конца IX по конец X века. В это время к древнерусскому государству были присоединены все восточнославянские племена, укреплялась сила и мощь государства, была принята единая религия. Власть первых русских князей держалась на вооружённой силе и договорных обязательствах. (слайд 5)
2. Рождение Киевской державы
(презентация «Рождение Киевской державы» см. приложение 3 или Приложение 7)
2.1 Расселение славян
В наше время восточные славяне составляют около 85% населения России, 96% Украины и 98% Белоруссии. Даже в Казахстане к ним относится около половины населения республики. Однако такое положение сложилось относительно недавно. Сам процесс расширения территории сначала древних руссов, а затем трёх народов, их потомков, занял многие столетия сложного и изменчивого исторического развития.
Вы уже знаете, что славяне разделились на три ветви: южные, западные и восточные. Перед вами карта, которая показывает, где расселялись славяне. (слайд 2)
А теперь давайте познакомимся с происхождением названий племён, а связаны они с местом их расселения.
В VI-VII веках славяне – народ сильный и энергичный – имели большие успехи. Население множилось не столько за счёт моногамных браков, сколько благодаря пленным наложницам. Славяне распространились на север, где их звали венеды. На юге их звали склавины, на востоке – анты. (с греческого «поляне») (слайд 3)
В VIв. славяне заняли Волынь (волыняне) и южные степи до Чёрного моря (тиверы и уличи). Заняли славяне также бассейн Припяти, где поселились древляне, и южную Белоруссию, где осели дреговичи (дрягва-болото). В северной части Белоруссии расселялись западные славяне – венеды. Кроме того, уже в VII или VIII веке два других западнославянских племени – радимичи и вятичи – распространились на юг и восток до Сожа, притока Днепра и до Оки, притока Волги, поселившись среди местных угро-финских племён. Севернее радимичей были расположены земли кривичей. Поселения их на востоке доходили до нынешней Московской области. (слайд 4)
Для славян было бедствием соседство с древними русами, которые сделали своим промыслом набеги на соседей. В своё время русы, побеждённые готами, бежали частично на восток, частично на юг – в низовья Дуная, откуда они пошли в Австрию, где попали в зависимость от герулов Одоакра. Часть руссов, ушедшая на восток, заняла три города, которые стали опорными базами для их дальнейших походов. Это были Куяба (Киев), Арзания (Белоозеро) и Старая Русь. Русы грабили соседей, убивали их мужчин, а захваченных в плен детей и женщин продавали купцам-работорговцам.
Следует отметить, что в процессе движения славян на восток происходило их слияние с разноплеменным местным населением, в результате чего и выработались те черты, которые отличают восточных славян от западных и южных.
2.2. Первые русские князья
(См. приложение 3)
Теперь нам предстоит познакомиться с первыми правителями нашего государства, которые методом проб и ошибок строили его по кирпичику.
Мы уже познакомились с расселением славян. Они селились небольшими группами в деревнях, оборонялись от руссов оказавшихся жуткими разбойниками. Добычей руссов становилось всё ценное. А ценным тогда были меха, мёд, воск и дети. Неравная борьба длилась долго и закончилась в пользу руссов, когда к власти у них пришёл Рюрик.
Биография Рюрика непроста. По «профессии» он был варяг, то есть наёмный воин. По своему происхождению – рус. Кажется, у него были связи с южной Прибалтикой. Он якобы ездил в Данию, где встречался с франкским королём Карлом Лысым. После, в 862 год, он вернулся в Новгород, где захватил власть при помощи некоего старейшины Гостомысла. Вскоре в Новгороде вспыхнуло восстание против Рюрика, которое возглавил Вадим Храбрый. Но Рюрик бил Вадима и вновь подчинил себе Новгород и прилегающие области. (слайд 5)
Существует легенда о двух братьях Рюрика, Синеусе и Труворе, возникшая в результате недопонимания слов летописи: «Рюрик, его родственники и дружинники». Дружинников Рюрик посадил в Изборске, родственников отправил дальше, на Белоозеро, сам, опираясь на Ладогу, где был варяжский посёлок, сел в Новгороде. Так, путём подчинения окрестных славян, финно-угров и балтов, он создал свою державу.
Согласно летописи, Рюрик умер в 879 год, оставив сына, которого звали Игорь, по-скандинавски Ингвар, то есть «младший». Поскольку Игорь, по словам летописца, был очень мал, по смерти Рюрика власть принял воевода по имени Хельги, то есть Олег. «Хельги» - это было даже не имя, а титул скандинавских вождей, означавших одновременно «колдун» и « военный вождь». Олег с воинами двинулся по великому пути «из варяг в греки» подошёл к Киеву. Тогда там жили славяне, и стояла небольшая дружина Аскольда. Олег хитростью выманил первых лиц Киева. Он прибыл в Киев под видом купцов, а когда Аскольд и другие бояре вышли встречать гостей, их всех жестоко поубивали воины Олега. После этого киевляне без всякого сопротивления подчинились новым властям. Это произошло в 882 году. В результате были объединены два политических центра Новгород и Киев, было образовано восточнославянское государство, получившее название Русь. (слайд 6)
Деятельность киевского князя была подчинена двум целям:
- Стремление распространить свою власть на все восточнославянские племена;
- Князь хотел выгодно продать полученное в ходе полюдья добро. Для этого необходимо создать устойчивые торговые связи.
Самой привлекательной, в плане второй цели, была Византийская империя. Именно поэтому Олег начал совершать военные походы на Константинополь (Царьград).
В 907 год князь Олег совершил грандиозный поход на Царьград. Греки, узнав о приближении руссов, замкнули гавань Константинополя. Но и тут Олег проявил смекалку, приказав своим воинам вытащить корабли на берег и поставить на колёса. Парусники по степи под попутный ветер приближались к стенам Константинополя. Греки обезумели от увиденного и запросили мира. В тот год был заключён первый устный торговый договор.
В 911 году, после того, как византийцы нарушили условия первого договора, был подписан второй, ещё более выгодный для Руси договор.
После смерти Олега, по преданию он умер от укуса змеи, киевским князем стал сын Рюрика – Игорь. Он начал свою деятельность с возвращения под власть Киева древлян, которые отделились, воспользовавшись смертью Олега. (слайд 7)
В 941 году он совершил неудачный поход на Константинополь, греки сожгли ладьи руссов греческим огнём. Тем не менее, в 944 году Игорь собрал большой флот и заключил союз с печенегами, после этого вновь пошёл на Царьград. Греки решили предупредить это столкновение, отправив к князю посольство с дарами. В 945 году был заключён очередной договор, в котором впервые владения киевского князя были названы Русской землёй.
Игорь собирал с подвластных племён дань – полюдье. В 945 году собрав дань с древлян, князю показалось, что плата была невелика. Тогда, отпустив большую дружину, с малой - он вновь вернулся к древлянам за данью. Древлян это возмутило. Древлянское вече решило: «Если волк повадится к овцам, то вырежет всё стадо, пока его не убьют». Древляне перебили княжеских дружинников, а самого князя придали жестокой смерти.
Поскольку сын погибшего князя, Святослав, был маленький, за него стала править жена Игоря, Ольга. Она жестоко отомстила древлянам за смерть любимого человека. Уничтожила верхушку древлянского общества, пригласив в гости, и отправив в баню, из которой они уже не вышли. Город древлян был выжжен. Ведь известно, что Русь была деревянная. Приглашая бояр в гости, Ольга попросила принести с собой голубей. Голуби всегда возвращаются домой. Они были отпущены в полёт с привязанными к лапкам горящими верёвочками. (слайд 8)
Однако Ольга понимала и ошибку своего мужа. Чтобы исключить в дальнейшем подобные события княгиня установила точный размер дани – уроки и места её сбора – погосты. Дань теперь собирали не сами князья, а специально назначенные ими люди.
Ольга, первая из русских правителей, приняла христианство, посетив Царьград.
Сын Ольги и Игоря – Святослав вошёл в историю как талантливый полководец. Он присоединил к Киеву последнее восточнославянское племя – вятичей. Разгромил Хазарию и Волжскую Булгарию. (слайд 9)
Победоносные походы Святослава встревожили византийского императора. Он всеми силами старался превратить киевского князя в своего союзника, рассчитывая с помощью русских дружин восстановить свою власть над дунайскими болгарами.
В 968 году киевская флотилия вошла в устье Дуная. Святослав захватил ряд болгарских поселений и объявил Переяславец своей новой столицей.
Это совсем не входило в планы Византии, такой сильный сосед ей был не нужен. Тогда император уговорил своих союзников печенегов напасть на Киев. Святослав вынужден был поспешить на защиту матери. Однако, разбив печенегов, он вновь устремился на Дунай.
Весной 971 года к Болгарии подошли лучшие войска Византии. После ожесточённых боев и больших потерь противники пошли на переговоры. Византийский император согласился пропустить дружинников Святослава домой в обмен на обещание князя отказаться от Болгарии.
Но, параллельно император провёл переговоры с печенегами, сообщив о слабости русского войска.
Проходя через земли печенегов отряд Святослава, попал в засаду, все были истреблены. Печенежский каган приказал из черепа Святослава сделать чащу, вставив его в золотую оправу, для использования на пирах.
После смерти Святослава на Руси начинается первая усобица, обратите внимание на слайд. В борьбу за власть вступили сыновья Святослава.
События 972-980 годов можно охарактеризовать, как попытку Ярополка провести в жизнь ряд реформ, сходных с теми, что проводила его бабушка Ольга. Есть сведения, что он также принял христианство. Есть известия об отношениях Ярополка с Германией и Римом и не исключено, что именно туда тянулись христианские связи нового князя. (слайд 10)
Но главной задачей стало объединение державы. Советником князя стал престарелый воевода Свенельд. Именно этот человек уговорил Ярополка пойти на брата Олега, в столкновении двух братьев Олег погиб. Владимир же, находясь в Новгороде, забеспокоившись за свою жизнь, бежал к родичам за море, то есть к варягам, откуда вернулся с большим отрядом. Началась его война с Ярополком. Владимира видимо поддерживал не только север, но и юг. Перед походом на Киев Владимир покорил Полоцк, убив там князя Рогволода. Ярополк бежал в южные пределы Руси и укрылся в небольшом городке Родне в устье реки Рось. Там его и осадил Владимир с северной ратью. Ярополка предал новый воевода Блуд. Во время встречи с победившим братом Ярополк был убит двумя варягами. Владимир остался единовластным правителем державы.
Владимир начал своё княжение с наведения порядка в собственном государстве. После смерти Святослава многие славяне перестали платить дань Киеву. В течение двух лет он восстановил прежнюю зависимость. (слайд 11)
После Владимир отправился на Волжскую Булгарию, разгромив ее, заключил выгодный договор.
Таким образом, под власть киевского князя попали не только восточнославянские племена, но и финно-угорские.
Русские земли по-прежнему страдали от печенегов. Поэтому на южных границах Руси Владимир построил четыре оборонительных рубежа, состоявших из цепочки крепостей, валов, сигнальных вышек.
(Отдельные учащиеся готовят рассказ о жизни и деятельности князей).
3. Принятие христианства на Руси
(презентация «Принятие христианства на Руси» см. приложение 4 или Приложение 8)
(слайды 1-3)
Началось это, согласно летописи, с прибытия в Киев посольства волжских булгар, которое предложило князю стать почитателем Мухаммеда. Но, якобы, узнав о запрете, есть свинину, и пить вино Владимир заявил: « Руси есть веселие пить, не можем без того жити!»
Затем в летописи приведён рассказ об испытании вер Владимиром. Киевский князь действительно задумался над необходимостью принять какую-то монотеистическую религию, по своей сути укрепляющую власть единого государства. Это было тем более необходимо, что такие религии уже исповедовали почти все окружающие Русь государства. (слайд 4)
Византия являлась примером внутренней стабильности, чего Владимир не нашёл в исламской религии. Византия была могущественной державой, ведшей успешную политику, как на востоке, так и на западе. Власть императора была почти неограниченной, и греческая церковь её подкрепляла. К тому же, эта церковь, в отличие от римской, была, по сути дела, включена в общегосударственную систему и полностью зависела от императора.
Отношения с Византией после смерти Святослава оставались прохладными. Но Владимир помог императору подавить восстание Варда Фока, который провозгласил себя императором и двинулся из Малой Азии на Константинополь.
Помощь империи со стороны Руси была обговорена двумя условиями. Императоры обязались отдать князю в жёны сестру Анну. Владимир же обещал со своим народом принять христианство.
Однако восстание было подавлено, а императоры тянули с браком Анны. Тогда Владимир с войском направился в Крым и осадил важнейшую византийскую крепость Херсонес. Это и решило вопрос. Анну прислали к Владимиру, а вместе с ней на Русь приехали епископы и митрополиты.
Говоря о важном вкладе Владимира в дело крещения Руси, следует отметить, что на Руси ещё до официального принятия христианства уже жило много христиан. Поэтому христианизация Руси прошла в три периода. (слайды 5-8)
Продолжая тему нельзя забывать и о том, что люди не сразу пришли в новой вере, к новой религии. Много было противоборств. И долго ещё сохранялось двоеверие: поклонение и языческим, и христианским богам. А также пантеон языческих богов постепенно заменил пантеон христианских святых, видимо как следствие многобожия. Хотя бог один, но святых мучеников, пострадавших за веру, много.
Принятие христианства на Руси стало значительным шагом в развитии восточнославянской цивилизации. Следствием его стали изменения в этническом, социально-экономическом, политическом и культурном развитии. (слайд 9)
В этническом плане ускорилась консолидация древнерусской народности, уже в XI веку местные этнополитические единицы почти полностью исчезают, покрываясь терминами «Русь», «Русская земля», а её обитатели именуются русичи, русины, русы.
Ускорилась и социальная дифференциация древнерусского общества, формирование господствующего слоя.
Следует отметить роль принятия христианства в возникновении и укреплении земельной собственности на Руси. Кроме владений князей, появляются владения бояр, церквей, монастырей.
Ярко вырисовывается влияние принятия христианства на политическую структуру Древнерусского государства.
Учение христианства о едином Боге, освящающем власть одного государя, несомненно, помогло Владимиру окончательно ликвидировать местные княжения. Но затем князь ещё при жизни рассадил своих двенадцать сыновей по важным восточнославянским городам и землям, рассчитывая таким путём держать в повиновении недавно им уже усмирённые области.
Тем не менее, центральная власть была укреплена, о чём говорит и необычно поднявшийся ещё при Владимире престиж Киева.
Огромную роль сыграло принятие христианства в развитии и формировании единой древнерусской культуры. Прежде всего, речь идёт о распространении письменности и литературы.
Народная память прочно удержала образ просветителя Древней Руси – из всех её властителей лишь Владимир стал героем русских былин, где вместе с ним действуют другие лица, также имеющие своих исторических прототипов.
Заключение
Каждая эпоха нуждается в своём осмыслении. И происходит это вовсе не потому, как это кажется некоторым, что на смену одной идеологической конъюнктуре приходит другая, хотя и это нельзя не учитывать, а просто потому, что меняется сам мир, вместе с миром меняемся мы – поколение за поколением, и смена идеологических стереотипов является, в конечном счете, лишь отражением исторического развития отдельного государства и мировой истории в целом.
Рассмотренная нами тема является тому подтверждением. Важно подчеркнуть значимость духовных начал на любом этапе развития государства.
Мы проследили этапы формирования древнерусской народности с момента расселения славян по территории современной России.
Также познакомились с первыми правителями государства, определили стоящие перед ними задачи, выяснили, какими путями они их решали. Конечно история наша не бескровная, но видимо без этого нельзя обойтись. В борьбе за власть сталкивались кровные родственники. И так было на протяжении долгой истории России, даже в ХХ веке в ходе Гражданской войны.
Изучая данную тему, была определена роль и место религии в системе древнерусского общества. Но не только во внутренней жизни христианство оказало своё влияние. Русь, благодаря этому шагу, поднялась на ступень, на которой уже стояли европейские страны. Расширились связи с Византией, значительно развилась культура.
Таким образом, в ходе рассмотрения темы «Древнерусское государство в IX-X веках» мы познакомились с формированием древнерусского государства. Дальнейшее же развитие государства уже выходит за пределы наших хронологических рамок.
Источники, использованные в материалах урока и в презентациях.
- Интернет-сайт «Исторические карты. Россия»
- Интернет-сайт « Русские художники»
- Учебно-методическое пособие «Отечественная история» Нижний Новгород 2001.
- Данилов А.А. «История России 6 класс»
- Материалы для подготовки к олимпиадам Института Повышения Квалификации РТ
- Гумилёв Л.Н. «От Руси до России»