Данный урок разработан с целью выяснить, роль реки Волги в жизни России. Наверное, не случайно Иван Грозный покорил Казанское и Астраханское ханства. Не случайно Волгу в народе называю не как иначе, а как Волга-матушка. О реке сложено не мало песен, написано не мало картин.
Задачами данного урока являются следующие:
- познакомить учащихся с одной из крупнейших рек европейской части России – рекой Волгой;
- пробудить патриотические и гражданские чувства к Родине, к родному краю;
- показать учащимся, какие исторические события, важные для становления России, происходили на берегах реки;
- через междисциплинарный подход формировать у учащихся экологическую культуру;
Оборудование, которое необходимо для данного урока:
- Физическая карта России
- Карта «Сталинградская битва»
- Компьютер и проектор
- Репродукции картин И.Е.Репина и И.И.Шишкина
- Запись песни о Волге в исполнении Ф.И.Шаляпина
- Карточки с фамилиями, датами
- Вопросник на столах у учащихся
- Стихи о Волге (по выбору учителя)
В нашем случае, я использовала ряд презентаций
- «Реки Спасского района» (работа учащегося по местному материалу).
- «Известные личности» (Приложение 1 или Приложение 5)
- «Справка о Волге» (Приложение 2 или Приложение 6, даёт характеристику самой реке)
- «Казань» (Приложение 3 или Приложение 7, рассказывает о столице РТ)
- «Мамаев курган» (Приложение 8, рассказывает о данном мемориале)
Ход урока
Ребята, сегодня у нас необычный видео-урок, где мы будем говорить не только об истории, но и о географии, литературе, искусстве.
Прежде, чем обозначить тему, обратим свои взоры на экран (презентация учащегося на основе местного материала).
О чём же может сегодня пойти речь? (Варианты ответов учащихся).
Посмотрите на доску, какого слова в теме не хватает «….. – великая река России». И сегодня нам предстоит выяснить роль этой реки в жизни нашего государства. Обратите внимание, на ваших столах лежат вопросники, в течение урока вы будете искать ответы, на поставленные в них вопросы. (см. приложение 4)
Волга – не просто крупнейшая река Европы, пятая по длине в России и 6 на всём материке Евразии. Волга – это символ и любовь России. Вспомните, как в народе называют Волгу?
Наверное, не даром Волга вдохновляла и вдохновляет людей искусства на создание прекрасных произведений.
Учащийся читает стих, который учитель поручил заблаговременно выучить.
Волга, с её прекрасными уголками привлекала внимание художников. Ребята, знаете ли вы какие-либо картины о Волге? Из авторов?
1870 году молодой художник Илья Ефимович Репин совершил путешествие по Волге, в ходе которого создал многочисленные эпизоды. В последствии он использовал их для создания шедевра мирового искусства, картины «Бурлаки на Волге» в 1872 году, которая произвела сильное впечатление на общественность. (см. приложение 1)
На этой великой реке родилось и жило не мало талантов, например художник Иван Иванович Шишкин (см. приложение 1) или знаменитый оперный певец – Фёдор Иванович Шаляпин. (см. приложение 1) Этот человек обладал уникальным голосом, редким по звучанию басом. Когда он исполнял свои партии, подвески на люстрах в зале колыхались. По свидетельству современников, когда Шаляпин исполнял роль Ивана Грозного и обратился к призраку, якобы пришедшему к нему, куда-то в угол зала, все зрители тоже повернули туда свои головы. Так великолепно Фёдор Иванович вживался в роли. А теперь давайте послушаем песню о Волге в его исполнении.
Исток Волги находится на Валдайской возвышенности. Это ключ у деревни Волговерховье в Тверской области. Длина реки 3531 км., площадь бассейна 1360 км в квадрате. Волга равнинная река, её падение составляет 250 м. Дельта Волги – 19 тыс. км в квадрате. Река имеет смешанное питание как дождевое, так и снеговое. (Презентация «Справка о Волге» показывает именно эти данные).
Реки России делятся по режиму на три группы: реки весенним половодьем, реки с летним половодьем, реки с паводковым режимом.
Ребята, как вы думаете, к какому типу водного режима относится Волга?
Волга принимает около 200 притоков. За год по реке стекает около 250 куб. км.воды. Почему государства всегда возникали по берегам рек. Река, это источник энергии. На Волге построен целый каскад гидростанций: Канаковская, Угличская, Рыбинская, Горьковская, Чебоксарская, Волжская.
Продолжаем рассказ о Волге, предоставляем слово гидрологу. (Заранее подготовленный ученик).
Гидролог. Другими сложными гидросооружениями являются судоходные каналы, которые связывали Волгу с другими реками Русской Равнины. Канал имени Москвы, Волго-Донской канал, канал имени Ленина. Благодаря системе каналов Москва стала портом 5 морей.
Для чего были построены гидростанции и каналы, и как это отразилось на состоянии реки и природы?
А сейчас предоставляем слово экологам, которые в своих сообщениях остановятся на проблемах, возникших с постройкой плотин на реке Волга. (Экологи, также заранее подготовленные ученики).
Эколог 1. Положительные моменты: постройкой плотин были созданы запасы воды, которую можно было использовать для орошения пашни, обводнения пастбищ, для потребления заводами и фабриками. Улучшились условия судоходства на реке. Оказался зарегулирован сток реки Волги, не стало разрушительных весенних полноводий и отмелей в летнюю межень. Страна получила дешёвую и экологически чистую электроэнергию.
Эколог 2. Я познакомлю вас с отрицательными последствиями постройки каскада ГЭС на Волге. При образовании водохранилищ под воду ушли тысячи гектаров плодородной пашни, заливных лугов и пастбищ. В районах водохранилищ поднялся грунтовых вод, а это привело к заболачиванию территории. При затоплении пришлось переносить сёла и города, а это дополнительные затраты, человеческие переживания и трагедии. Плотина на реке Волге преградила путь ценным породам рыбы, идущим на нерест. Волга на всём своём протяжении превратилась в систему озёр, а это сказалось на качестве воды.
Ребята, вспомните, кто сделал Волгу русской рекой, покорив государства в низовьях реки? Какие это государства и когда это произошло? Для чего Ивану Грозному нужна была эта река?
Важные исторические события происходили на Волге. Они были поворотными в судьбе России. Какие события известны вам?
А какой волжский город связан с крупным сражением Великой Отечественной Войны? С 17 июля 1942 года по 2 февраля 1943 год шла ожесточённая битва за Волгу, за Сталинград. Немецкое командование летом 1942 года поставило целью захватить город. В этом случае СССР потерял бы не только крупнейший центр оборонной промышленности, но и важную транспортную артерию. (см. приложение 1)
Выполнение этой задачи было возложено на 6-ю немецкую армию, под командованием генерала Паулюса. (см. приложение 1)
Но русская армия сорвала замысел немцев. Оборонительная операция продолжалась 4 месяца с 17 июля по 18 ноября 1942 года. В это время шли ожесточённые уличные бои. Обе стороны несли большие потери. Оборону города осуществляли 62-ая и 64-ая армии под командованием генералов Чуйкова и Шумилова. (см. приложение 1)
Одной из важных точек в битве была высота 102 – так в штабных картах именовался Мамаев курган. 140 дней и ночей кровопролитной битвы из 200 – курган был самой горячей точкой сражения. Защитники Сталинграда очень хорошо понимали значение этой высоты.
Над курганом беспрерывно кружили фашистские самолёты, сбрасывая бомбы, вокруг бушевало море огня и едкого дыма.
Почернел, обуглился Мамаев курган, земля на нём за время боёв густо перемешалась с железными осколками и кровью.
Героическая оборона Сталинграда создала условия для контрнаступления. Генштаб под руководством маршала Василевского и заместителя Верховного Главнокомандующего Жукова разработан план операции под названием «Уран», по которому предполагалось прорвать оборону неприятеля и тактикой «кольцо» окружить его, а затем операцией «котёл» уничтожить войска, если те не примут ультиматум о сдаче. (см. приложение 1)
С 19 ноября 1942 года начинается наступательная операция, в которой участвовало 3 советских фронта: Юго-Западный, Сталинградский и Донской. В результате в окружение попало 22 дивизии (330 тыс. человек) С 31 января по 2 февраля остатки 6-ой армии во главе с Паулюсом сдались в плен. (Здесь местно вставить материал о земляках, участниках Сталинградской битвы).
Битва явилась началом коренного перелом не только в ходе Великой Отечественной Войны, но и всей II мировой.
Память о событиях Великой Отечественной Войны не подвластна времени – бережно хранимая и передаваемая из поколения в поколение она переживает века. А многострадальный Мамаев курган после победы волгоградцы вернули к жизни. Совершим экскурсию по Мамаеву кургану. (Экскурсию проводит подготовленный ученик под презентацию «Мамаев курган» см. приложение 2).
Река Волга объединила многие народы России, связала их судьбы. На её берегах живут русские, марийцы, чуваши, татары, немцы, калмыки.
Наша республика тоже находится на берегах великой Волги. В 2005 году столица Республики Татарстан отметила своё тысячелетие. И сейчас мы совершим ещё одну видео экскурсию, но теперь уже по городу Казани. (Экскурсию также проводит ученик под презентацию «Казань» см. приложение 3).
Ну, а теперь, давайте ещё раз вспомним, о чём мы говорили на этом уроке. (Вопросники на партах, ребята отвечают на поставленные вопросы см. приложение 4).
Теперь давайте ответим на главный вопрос урока – какова роль Волги в жизни России?
Заключение.
Данный урок позволяет проводить интегрированные уроки, также требует подготовки со стороны отдельных учеников. Урок можно проводить совместно с другими учителями, но по своему опыту знаю, легче проводить одной. Также данный материал можно представить как внеклассное мероприятие. Надеюсь, что этот урок кому-либо понравится, и его применят на практике другие.
Источники, использованные в материалах урока и в презентациях.
- Интернет-сайт «Мемориальный памятник-ансамбль героям Сталинградской битвы».
- Интернет-сайт «Фото и видео Казани».
- Интернет-сайт «Русские художники»
- Интернет-сайт «Известные люди уроженцы РТ»
- Учебник «История Татарстана» 6 класс, В.И.Пискарёв.
- Учебник «История Татарстана» 7 класс, В.И.Пискарёв.
- Учебник «История Татарстана» 8 класс, В.И.Пискарёв.
- Учебник «История России» 9 класс, А.А.Данилов
- Брошюра «Нетрадиционные уроки по географии»
- Набор подарочных открыток «Волгоград»