Урок физики. Дидактическая игра по теме "Закон Ома"

Разделы: Физика


Цели:

Образовательная:

  • Привести все знания в логическую последовательную систему, углубить и закрепить знания.
  • Повторить основные понятия и формулы темы, систематизировать материал.
  • Продолжить формирование умений, применять теоретические знания при решении разных типов задач, применять нужную формулу, оперировать числовыми данными.
  • Особенностью такой игры является многоцелевой характер, реализация комплекса дидактических задач.

Развивающая:

  • Формирование у учащихся целого ряда умственных действий, умение находить выход из сложившийся ситуации, решать качественные задачи, выяснение знаний в соотношениях между единицами физических величин.
  • Умение формулировать, красиво и правильно произносить определения и физические законы.

Воспитательная:

  • Воспитание интереса к научным знаниям, изучению предмета физики.
  • Развитие способностей к исследовательскому труду.

ХОД УРОКА

(слайд №1)

  1. Учащиеся заранее готовят игровое поле. Поле состоит из планшета, на котором изображен горный пейзаж с нанесенным на него маршрутом восхождения и привалами. Привалы пронумерованы от 1 до 9; старт обозначен флажком. Сбоку на планшете находятся карманы, в которых помещены карточки с заданиями для каждого привала.
  2. Перед игрой формируются две команды с капитаном, они занимают старт – исходную базу. Затем капитаны бросают игровой кубик, команды выполняют задания и получают число, указывающее номер привала. Продвижение по маршруту отмечают цветными флажками.
  3. На каждом привале команды выполняют задания, что дает право на следующий бросок кубика. На некоторых привалах команду ожидает неудача. На карточке под номером 4 написано: “Туман, снегопад, команде вернуться на базу”, на карточке 7 – запись: “Ожидается сход лавины, срочно спуститься на один переход”. Выигрывает та команда, которая раньше всех достигнет пика Ома.

Учитель: В начале нашего восхождения давайте вспомним некоторые вехи из биографии великого немецкого ученого Георга Ома. (Слайд №2)

Слово учащимся: заслушиваются сообщения учащихся об Г.Оме.

Примерное сообщение учащихся

ГЕОРГ СИМОН ОМ

Немецкий физик. Родился 16 марта 1787 г. в Эрлангене в семье слесаря. Учился в Эрлангенском университете (1805-1806 гг.). Преподавал математику и физику в различных гимназиях. Докторскую диссертацию защитил в Эрлангенском университете. Преподавал в Бамберге, Кёльне, Берлине. Профессор Политехнической школы в Нюрнберге, Мюнхенского университета. Большинство открытий Ом сделал за 10-летний период своей работы в одной из школ Кёльна. В 1826 г. экспериментально открыл основной закон электрической цепи, связывающий между собой силу тока, напряжение и сопротивление. В математическом представлении закон Ома выражается простой формулой V = IR, где V - разность потенциалов (в вольтах) на концах проводника в неразветвленной цепи постоянного тока, I - сила тока (в амперах), R - сопротивление проводника (в Омах). Ом показал также, что сопротивление зависит от материала проводника, прямо пропорционально его длине и обратно пропорционально площади поперечного сечения. В 1827 г. попытался вывести закон из теоретических положений, исходя из аналогии между распространением электричества и теплоты. Ом сопоставил закон для электрического тока с законом для теплового потока, сформулированным Фурье, по аналогии с разностью температур ввел понятие “падения электрических напряжений”. Ему принадлежат понятия “электродвижущая сила” (э.д.с.), “проводимость”. В 1830 г. Ом выполнил первые измерения э.д.с. источника тока.

Более поздние работы Ома посвящены акустике, в частности исследованию сложного состава звуков (наличия обертонов). В 1841 г. ученый был награжден медалью Копли, в 1842 г. стал членом Королевского общества.

Умер Ом в Мюнхене 7 июля 1854 г.

Учитель: Давайте сформулируем закон Ома и запишем его на доске. (Слайд№3).

А теперь в путь за знаниями!

Задания предлагаемые на привалах.

Привал 1 – “Решим кроссворд”. (Слайд№4)

Команде выдают лист с сеткой кроссворда и вопросами, на понятия темы “Закон Ома”, который надо решить.

Вопросы:

  1. Янтарь.
  2. Непроводник.
  3. Единица электрического заряда.
  4. Английский физик, исследовавший строение атома.
  5. Движение, течение чего-либо.
  6. Прибор, для измерения силы тока.
  7. Единица напряжения.

Привал 2 – “Меткий Стрелок”.

Имеется мишень, представляющая собой три концентрических окружности: красную, зеленую и синюю. В нее любой член команды стреляет. Цвет круга, в который попал снаряд, указывает цвет конверта с экспериментальным заданием.

Красный – покажите на опыте, что при трении электризуются оба тела.
Зеленый – как изменяется сила, действующая на заряженную гильзу при удалении ее от заряженного тела? Как это показать на опыте?
Синий – объясните опыт, изображенный на рисунке 41, стр. 65, учебника Физика – 9 класс.

Привал 3 – “Физические опыты”.

Назовите приборы из которых состоит цепь. (Слайд №5)

Кто быстрее? Назовите:

1. Единицу измерения силы тока.
2. Единицу измерения напряжения.
3. Единицу измерения сопротивления.

(Слайд №6)

Задание: Соберите электрическую цепь и снимете показания амперметра и вольтметра.

Привал 4 – “Ромашка”.

Здесь проверяются умения решать качественные задачи. Команда получает яркую ромашку, на которой приведены качественные задачи. Участники команды отрывают лепесток и отвечают на вопросы.

Вопросы:

  1. Положительно заряженной палочкой прикоснулись к незаряженному металлическому шару. Какой по знаку заряд получит шар? Движение каких частиц и в каком направлении будет происходить между палочкой и шаром?
  2. Из каких частиц состоит атом любого вещества? Как эти частицы расположены?
  3. Требуется измерить силу тока в лампе и напряжение на ней. Как должны быть включены по отношению к ней амперметр и вольтметр?
  4. Можно ли получить гальванический элемент, опустив в раствор соли или кислоты две цинковые пластинки?
  5. Как можно вдвое уменьшить силу тока в проводнике?
  6. С какой целью электрические провода покрывают слоем резины, пластмассы, лака и т.п.?

Привал 5 – “Физическая эстафета”.

Эстафета посвящена основным формулам темы. На полоске бумаги в столбик записаны формулы, в которых вместо одной какой-либо величины вырезан круг. Учитель вручает эту полоску, скрученную в трубочку ученику, тот заполняет пустую клетку и передает эстафету товарищу.

I = ?/t q = ? * t I = ?/R U = I * ? R = ?/I

После выполнения задания (Слайд №7) Проверь себя.

Привал 6 – “Продолжение эстафеты” (Слайд №8)

Его задания посвящены решению задач или проверки знаний о соотношениях между единицами физических величин. Эстафетные палочки оформляются следующим образом.

После выполнения задания (Слайд №9). Проверь себя.

Привал 7 – “Физические определения и законы”.

Здесь проверяются знания законов, определений и умение их правильно произносить.

  1. Электрическая сила.
  2. Электрический ток.
  3. Чему равен 1 Кулон.
  4. Напряжение.
  5. Сопротивление.
  6. Закон Ома.

Привал 8 – “Составь формулу”.

Команде вручают пакет, в котором на плотных листах бумаги написаны обозначении физических величин или арифметические знаки. Листы раздаются командам и они из предложенного набора должны составить формулы и дать их пояснение.

Привал 9 – “Финиш”. (Слайд №10)

Команда, которая первой достигла пика Ома, задает команде – сопернице свои вопросы:

  1. Почему электромонтеры во время ремонта электрических сетей и установок надевают резиновые перчатки, резиновую обувь, пользуются инструментами с ручками из пластмассы?
  2. Что надо сделать для спасения человека, по неосторожности прикоснувшегося к неизолированному проводу и пораженного электрическим током?

(Слайд №11)

Заканчивая урок, нужно подвести итог проделанной работе, отметить наиболее активных участников, объявить результаты. Большая тема была обобщена и знания этой темы мы систематизировали, привели к логическому завершению и можем применять на практике.