Цели:
Образовательная:
- Привести все знания в логическую последовательную систему, углубить и закрепить знания.
- Повторить основные понятия и формулы темы, систематизировать материал.
- Продолжить формирование умений, применять теоретические знания при решении разных типов задач, применять нужную формулу, оперировать числовыми данными.
- Особенностью такой игры является многоцелевой характер, реализация комплекса дидактических задач.
Развивающая:
- Формирование у учащихся целого ряда умственных действий, умение находить выход из сложившийся ситуации, решать качественные задачи, выяснение знаний в соотношениях между единицами физических величин.
- Умение формулировать, красиво и правильно произносить определения и физические законы.
Воспитательная:
- Воспитание интереса к научным знаниям, изучению предмета физики.
- Развитие способностей к исследовательскому труду.
ХОД УРОКА
- Учащиеся заранее готовят игровое поле. Поле состоит из планшета, на котором изображен горный пейзаж с нанесенным на него маршрутом восхождения и привалами. Привалы пронумерованы от 1 до 9; старт обозначен флажком. Сбоку на планшете находятся карманы, в которых помещены карточки с заданиями для каждого привала.
- Перед игрой формируются две команды с капитаном, они занимают старт – исходную базу. Затем капитаны бросают игровой кубик, команды выполняют задания и получают число, указывающее номер привала. Продвижение по маршруту отмечают цветными флажками.
- На каждом привале команды выполняют задания, что дает право на следующий бросок кубика. На некоторых привалах команду ожидает неудача. На карточке под номером 4 написано: “Туман, снегопад, команде вернуться на базу”, на карточке 7 – запись: “Ожидается сход лавины, срочно спуститься на один переход”. Выигрывает та команда, которая раньше всех достигнет пика Ома.
Учитель: В начале нашего восхождения давайте вспомним некоторые вехи из биографии великого немецкого ученого Георга Ома. (Слайд №2)
Слово учащимся: заслушиваются сообщения учащихся об Г.Оме.
Примерное сообщение учащихся
ГЕОРГ СИМОН ОМ
Немецкий физик. Родился 16 марта 1787 г. в Эрлангене в семье слесаря. Учился в Эрлангенском университете (1805-1806 гг.). Преподавал математику и физику в различных гимназиях. Докторскую диссертацию защитил в Эрлангенском университете. Преподавал в Бамберге, Кёльне, Берлине. Профессор Политехнической школы в Нюрнберге, Мюнхенского университета. Большинство открытий Ом сделал за 10-летний период своей работы в одной из школ Кёльна. В 1826 г. экспериментально открыл основной закон электрической цепи, связывающий между собой силу тока, напряжение и сопротивление. В математическом представлении закон Ома выражается простой формулой V = IR, где V - разность потенциалов (в вольтах) на концах проводника в неразветвленной цепи постоянного тока, I - сила тока (в амперах), R - сопротивление проводника (в Омах). Ом показал также, что сопротивление зависит от материала проводника, прямо пропорционально его длине и обратно пропорционально площади поперечного сечения. В 1827 г. попытался вывести закон из теоретических положений, исходя из аналогии между распространением электричества и теплоты. Ом сопоставил закон для электрического тока с законом для теплового потока, сформулированным Фурье, по аналогии с разностью температур ввел понятие “падения электрических напряжений”. Ему принадлежат понятия “электродвижущая сила” (э.д.с.), “проводимость”. В 1830 г. Ом выполнил первые измерения э.д.с. источника тока.
Более поздние работы Ома посвящены акустике, в частности исследованию сложного состава звуков (наличия обертонов). В 1841 г. ученый был награжден медалью Копли, в 1842 г. стал членом Королевского общества.
Умер Ом в Мюнхене 7 июля 1854 г.
Учитель: Давайте сформулируем закон Ома и запишем его на доске. (Слайд№3).
А теперь в путь за знаниями!
Задания предлагаемые на привалах.
Привал 1 – “Решим кроссворд”. (Слайд№4)
Команде выдают лист с сеткой кроссворда и вопросами, на понятия темы “Закон Ома”, который надо решить.
Вопросы:
- Янтарь.
- Непроводник.
- Единица электрического заряда.
- Английский физик, исследовавший строение атома.
- Движение, течение чего-либо.
- Прибор, для измерения силы тока.
- Единица напряжения.
Привал 2 – “Меткий Стрелок”.
Имеется мишень, представляющая собой три концентрических окружности: красную, зеленую и синюю. В нее любой член команды стреляет. Цвет круга, в который попал снаряд, указывает цвет конверта с экспериментальным заданием.
Красный – покажите на опыте, что при
трении электризуются оба тела.
Зеленый – как изменяется сила,
действующая на заряженную гильзу при удалении ее
от заряженного тела? Как это показать на опыте?
Синий – объясните опыт, изображенный на
рисунке 41, стр. 65, учебника Физика – 9 класс.
Привал 3 – “Физические опыты”.
Назовите приборы из которых состоит цепь. (Слайд №5)
Кто быстрее? Назовите:
1. Единицу измерения силы тока.
2. Единицу измерения напряжения.
3. Единицу измерения сопротивления.
Задание: Соберите электрическую цепь и снимете показания амперметра и вольтметра.
Привал 4 – “Ромашка”.
Здесь проверяются умения решать качественные задачи. Команда получает яркую ромашку, на которой приведены качественные задачи. Участники команды отрывают лепесток и отвечают на вопросы.
Вопросы:
- Положительно заряженной палочкой прикоснулись к незаряженному металлическому шару. Какой по знаку заряд получит шар? Движение каких частиц и в каком направлении будет происходить между палочкой и шаром?
- Из каких частиц состоит атом любого вещества? Как эти частицы расположены?
- Требуется измерить силу тока в лампе и напряжение на ней. Как должны быть включены по отношению к ней амперметр и вольтметр?
- Можно ли получить гальванический элемент, опустив в раствор соли или кислоты две цинковые пластинки?
- Как можно вдвое уменьшить силу тока в проводнике?
- С какой целью электрические провода покрывают слоем резины, пластмассы, лака и т.п.?
Привал 5 – “Физическая эстафета”.
Эстафета посвящена основным формулам темы. На полоске бумаги в столбик записаны формулы, в которых вместо одной какой-либо величины вырезан круг. Учитель вручает эту полоску, скрученную в трубочку ученику, тот заполняет пустую клетку и передает эстафету товарищу.
I = ?/t | q = ? * t | I = ?/R | U = I * ? | R = ?/I |
После выполнения задания (Слайд №7) Проверь себя.
Привал 6 – “Продолжение эстафеты” (Слайд №8)
Его задания посвящены решению задач или проверки знаний о соотношениях между единицами физических величин. Эстафетные палочки оформляются следующим образом.
После выполнения задания (Слайд №9). Проверь себя.
Привал 7 – “Физические определения и законы”.
Здесь проверяются знания законов, определений и умение их правильно произносить.
- Электрическая сила.
- Электрический ток.
- Чему равен 1 Кулон.
- Напряжение.
- Сопротивление.
- Закон Ома.
Привал 8 – “Составь формулу”.
Команде вручают пакет, в котором на плотных листах бумаги написаны обозначении физических величин или арифметические знаки. Листы раздаются командам и они из предложенного набора должны составить формулы и дать их пояснение.
Привал 9 – “Финиш”. (Слайд №10)
Команда, которая первой достигла пика Ома, задает команде – сопернице свои вопросы:
- Почему электромонтеры во время ремонта электрических сетей и установок надевают резиновые перчатки, резиновую обувь, пользуются инструментами с ручками из пластмассы?
- Что надо сделать для спасения человека, по неосторожности прикоснувшегося к неизолированному проводу и пораженного электрическим током?
Заканчивая урок, нужно подвести итог проделанной работе, отметить наиболее активных участников, объявить результаты. Большая тема была обобщена и знания этой темы мы систематизировали, привели к логическому завершению и можем применять на практике.