(cлайд 1)
Цели:
- формирование языковой компетенции учащихся с использованием ИКТ
- актуализация знаний и навыков школьников по созданию сочинения
- поэтапная отработка алгоритма написания сочинения
- углубление знаний учащихся об особенностях публицистического стиля
- продолжение работы по формированию навыков использования средств выразительности в тексте.
Оборудование урока: презентация (приложение 1), текст статьи С.Львова (приложение 2), "рабочие листы" (приложение 3)
Словарная работа:
publicus – общественный, публичный
сочувствие, сострадание, сопереживание
гуманность, человечность
эгоизм, равнодушие
Ход урока
I. Сообщение целей и задач урока-практикума.
(слайд 2)
II. Слово учителя.
1. Задачей сегодняшнего урока является совершенствование навыка написания сочинения-рассуждения по тексту публицистического стиля. Выполнение части С при сдаче ЕГЭ - один из самых сложных этапов. Невозможно хорошо выполнить ту работу, которую ты не умеешь делать. Урок-практикум поможет вам преодолеть психологический барьер, приобрести навык работы в части С. Работа в группах создаст на уроке более комфортные условия для написания сочинения-рассуждения по статье С.Львова о сострадании. (Тексты розданы всем учащимся).
(Для более успешной работы необходимо назначить консультантов из числа сильных учеников, "дежурных по словарю").
2. Углубление знаний учащихся об особенностях публицистического стиля.
– Назовите отличительные особенности публицистического стиля речи.
(Каждая группа выполняет задание, ответы учащихся записываются на доске).
1 группа: | 2 группа: | 3 группа: |
актуальность темы общедоступность образность речи своевременность |
злободневность обращение к широкой аудитории экспрессивность |
обсуждение насущных общественных вопросов эмоциональность четкость и логичность оперативность |
– Укажите языковые особенности публицистического стиля.
1 группа: | 2 группа: | 3 группа: |
широкое использование общественно-политической лексики побудительные предложения |
устойчивые обороты и выражения неологизмы сленги призывный пафос |
совмещение книжного и разговорного стиля наличие риторических приемов |
3. Словарная работа.
– В "рабочих листах" запишите лексическое значение слов:
1 группа: | 2 группа: | 3 группа: |
сочувствие сопереживание сострадание |
гуманность человечность |
эгоизм равнодушие |
("Дежурные по словарю" представляют результаты работы)
– Назовите слова - синонимы, антонимы, продолжите синонимические ряды данных слов. Эта работа пригодится вам во время создания текста.
(Примеры: эгоизм – бессердечие, душевная черствость, нравственная глухота; сострадание – сочувствие, сопереживание, чуткость, отзывчивость, сердечность.)
III. Практическая работа по подготовке к написанию сочинения.
1. Сочинение-рассуждение относится к публицистическому стилю, и его написание подчинено определенному алгоритму, который четко отражает все этапы работы (слайд 3).
Первый этап – знакомство с алгоритмом.
- Формулировка одной из проблем исходного текста
- Комментарии по выбранной проблеме
- Формулировка позиции автора
- Аргументы "за" или "против" авторской позиции (один – из литературных источников)
- Заключение
– Последовательность этапов обязательно учитывается при написании сочинения и его оценивании. Обратимся к тексту.
2.Чтение учащимися исходного текста:
(1)Сострадание - активный помощник.
(2)Но как быть с теми, кто не видит, не слышит, не чувствует, когда больно и плохо другому? (3)Постороннему, какими они считают всех, кроме себя, да, может быть, своей семьи, к которой, впрочем, тоже часто равнодушны. (4)Как помочь и тем, кто страдает от равнодушия, и самим равнодушным?
(5)С самого детства воспитывать – прежде всего самого себя – так, чтобы отзываться на чужую беду и спешить на помощь тому, кто в беде. (6)И ни в жизни, ни в педагогике, ни в искусстве не считать сочувствие размагничивающей чувствительностью, чуждой нам сентиментальностью.
(7)Сочувствие – великая человеческая способность и потребность, благо и долг. (8)Людям, такой способностью наделённым или тревожно ощутившим в себе недостаток её, людям, воспитавшим в себе талант доброты, тем, кто умеет превращать сочувствие в содействие, живётся труднее, чем бесчувственным. (9)И беспокойнее. (10)Но их совесть чиста. (11)У них, как правило, вырастают хорошие дети. (12)Их, как правило, уважают окружающие. (13)Но даже если правило это нарушится и окружающие их не поймут, а дети обманут их надежды, они не отступят от своей нравственной позиции.
(14)Бесчувственным кажется, что им хорошо. (15)Они-де наделены бронёй, которая защищает их от ненужных волнений и лишних забот. (16)Но это им только кажется, не наделены они, а обделены. (17)Рано или поздно – как аукнется, так и откликнется!
(18) На мою долю недавно выпало счастье познакомиться со старым мудрым врачом. (19) Он нередко появляется в своём отделении в выходные дни и в праздники, не по экстренной необходимости, а по душевной потребности. (20) Он разговаривает с больными не только об их болезни, но и на сложные жизненные темы. (21) Он умеет вселить в них надежду и бодрость. (22) Многолетние наблюдения показали ему, что человек, который никогда никому не сочувствовал, ничьим страданиям не сопереживал, очутившись перед собственной бедой, оказывается неготовым к ней. (23)Жалким и беспомощным встречает он такое испытание. (24)Эгоизм, чёрствость, равнодушие, бессердечность жестоко мстят за себя. (25)Слепым страхом. (26)Одиночеством. (27)Запоздалым раскаянием.
(28)Одно из самых важных человеческих чувств - сочувствие. (29)И пусть оно не остаётся просто сочувствием, а станет действием. (30) Содействием. (31)К тому, кто в нём нуждается, кому плохо, хотя он молчит, надо приходить на помощь, не ожидая зова. (32)Нет радиоприёмника более сильного и чуткого, чем человеческая душа. (33) Если её настроить на волну высокой человечности.
(По С. Львову)
3. Анализ текста.
А) Определение стиля и типа речи.
– К какому стилю речи относится данный текст?
– Какой тип речи преобладает? Докажите.
– Назовите грамматические, синтаксические, стилистические особенности текста.
Ученики работают на листах, впоследствии озвучивают результаты анализа.
(текст относится к публицистическому стилю, так как сочетает в себе книжную и разговорную лексику; преобладающий тип речи – рассуждение с элементами повествования (18-21 предложения); текст насыщен рядами однородных членов, парцеллированными предложениями; стилистика текста отличается сдержанным пафосом, уместным использованием пословиц, метафор, лаконизмом суждений, строгостью в подборе выразительных средств; автор статьи категоричен в своих умозаключениях, что находит выражение и в подборе лексики, и в синтаксисе – предложения чаще всего утвердительные, парцелляция усиливает значимость аргументации; бескомпромиссность суждений подчеркивает твердую авторскую позицию).
Результаты анализа вы можете использовать при написании комментария к сочинению.
Б) Нахождение проблемы текста.
– Какие, по-вашему, проблемы рассматривает автор текста?
(Из ответов учеников выделяем наиболее значимые и записываем в «рабочих листах»):
- как воспитать в человеке умение сострадать.
- обладание способностью к сочувствию есть не у каждого человека. Как это влияет на его жизнь?
- проблема активного сострадания: сочувствовать – значит помогать реально.
Заостряем внимание учащихся на том, что, выбрав только одну проблему, они должны рассуждать именно о ней, комментировать именно ее и подбирать аргументы по этой проблеме.
Без данного этапа работы обойтись невозможно, так как это опора, " скелет" будущего сочинения. Без правильного определения проблемы сочинение не будет оцениваться экспертами.
4. Второй этап - комментарии к исходному тексту (слайд 4).
Каждая группа пишет комментарии только по своей выбранной проблеме.
- Актуальность проблемы, которую вы сформулировали
- Анализ умозаключений автора (логичность, прием антитезы, вопросно-ответная форма изложения материала и т. д.)
- К какой аудитории обращается (молодежь, среднее поколение, широкая аудитория и т. д.)
- Убедительность доводов (неоспоримые факты, живость в подаче материала, хорошее знание поднимаемой проблемы, эмоциональность)
- Какие средства выразительности использует автор (оригинальные метафоры, яркие эпитеты, риторические обращения и т.д.) Комментарии следует писать только по выбранной проблеме (слайд 6)
Каждая группа зачитывает по «рабочим листам» комментарии по выбранным проблемам. Корректировка текстов: что упущено? А что лишнее? Что можно изложить в более обобщенном виде?
Пример комментария:
Проблема действенного сострадания актуальна во все времена. Обращаясь к широкой аудитории, С.Львов безоговорочно осуждает равнодушие человека к чужим бедам, страданиям. Автор приводит яркий пример бескорыстного служения людям старого врача. Такому типу личности С.Львов противопоставляет людей эгоистичных, черствых, бессердечных. Рано или поздно, считает автор статьи, бесчувственность человека вернется к нему бумерангом («как аукнется – так и откликнется!»).
Бескомпромиссность рассуждений автора оправдана его твердой нравственной позицией. Эгоизм, нравственная глухота, отсутствие сострадания «жестоко мстят за себя», считает публицист.
Используя парцелляцию (24-27 предложения), оценочную лексику (жалким, беспомощным), оригинальную метафору (радиоприемник – человеческая душа), известный прозаик привлекает внимание нас, читателей, к проблеме человеческого равнодушия. Статья призывает всех не оставаться в стороне от человеческого горя. По мнению С.Львова, сострадание должно быть активным.
5. Третий этап работы - нахождение позиции автора (слайд 5).
Позиция автора
Четко сформулируйте (лучше своими словами) и напишите отдельным абзацем с обязательным включением словосочетания «позиция автора»
Читая повторно текст, найдите ключевые слова, фразы, помогающие выявить авторскую позицию. (Выясняем, что их несколько: в 5, 7-8, 28-29 предложениях.)
Учимся обобщать: работаем в группах. Каждая группа выделяет позицию автора по своей проблеме.
Получается следующее:
1 группа: сострадание нужно воспитывать с детства, прежде всего в самом себе.
2 группа: человек, не умеющий сочувствовать другим, нравственно неполноценен. Нравственная глухота может обернуться против него.
3 группа: сочувствие должно быть действенным. Нужно приходить на помощь нуждающимся, не ожидая зова.
6. Четвертый этап урока – аргументация (слайд 7).
Начало аргументации может начинаться словами
- «Я полностью разделяю точку зрения автора…» и далее привести 2 аргумента «за»
- «Могу лишь отчасти согласиться с автором статьи…» и привести аргументы «за» и «против»
- «Не считаю возможным согласиться с автором текста, так как …» и привести 2 аргумента «против»
- Не забудьте! МАКСИМАЛЬНОЕ КОЛИЧЕСТВО БАЛЛОВ -3- ЗАСЧИТЫВАЕТСЯ ТЕМ УЧАЩИМСЯ, КОТОРЫЕ ПРИВЕДУТ АРГУМЕНТ, ВЗЯТЫЙ ИЗ ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ
Работа по подбору аргументов может проводиться и в группах (для более слабых учеников – консультант), и индивидуально.
Примеры аргументов, приведенных учащимися:
- одним из ярких примеров активного, действенного сострадания является поведение героини романа Л.Толстого "Война и мир" Наташи Ростовой во время бегства из Москвы. Наташа без всякого колебания отдает подводы для раненых, бросая имущество на произвол судьбы.
- самоотверженность, активное сострадание проявила Юлия Вревская, героиня лирической миниатюры И.С.Тургенева "Памяти Ю.Вревской".
7. Заключительный этап. Рекомендации по написанию сочинения-рассуждения (Слайд 8)
- Не отвлекайтесь от сформулированной проблемы: и комментарии, и аргументы должны соответствовать именно этой проблеме
- Следите за абзацным членением текста
- Избегайте громоздких предложений
- Не уверен– не пиши! Заменяйте слова, в значении которых сомневаетесь
- Не злоупотребляйте восклицательными предложениями и ответно-вопросной формой в комментариях (не более 2-3 раз)
- Проверьте сочинение: тавтология (повтор одного и того же слова в смежных предложениях) – самая распространенная речевая ошибка. Чтобы избежать тавтологии, используйте перефразы. Пример: автор статьи, публицист, фамилия автора (например, С.Львов), известный автор статей на морально-этические темы, критик, прозаик
- Используйте синонимические ряды, эпитеты, риторические фигуры речи, фразеологизмы, фигуру умолчания, сравнительные обороты, вводные конструкции, ряды однородных членов – и ваше сочинение станет более выразительным
IV. Подведение итогов урока.
– Что на уроке оказалось для вас наиболее трудным?
– Чему следует больше уделить внимания на последующих уроках?
Учащиеся отмечают, что испытывают определенные трудности при написании комментария и подборе аргументов.
– Следующий урок-практикум мы посвятим отработке навыков написания комментария, подбору аргументов. Используя материалы «рабочего листа», подготовьте черновые варианты сочинения-рассуждения на втором часе урока-практикума.
На втором уроке учащиеся, используя информацию слайдов 3-8, создают тексты сочинения-рассуждения. Консультанты и учитель оказывают помощь более слабым учащимся.
V. Создание текста (пример одного из сочинений приводится ниже)
Как научиться одному из самых гуманных качеств – состраданию? Можно ли этому научить? Каким должно быть настоящее сочувствие? Эти проблемы поднимает в своей статье известный публицист С.Львов.
Я остановлюсь на проблеме активного, действенного сострадания.
Актуальность данной проблемы в наши дни бесспорна. Обращаясь к широкой аудитории,
С.Львов со сдержанным пафосом, но, в то же время, бескомпромиссно осуждает равнодушие человека к чужим бедам, страданиям. Автор приводит яркий пример бескорыстного служения людям - рассказ о старом враче. Такому типу личности С.Львов противопоставляет людей эгоистичных, черствых, бессердечных. Рано или поздно, считает автор статьи, бесчувственность человека вернется бумерангом («как аукнется – так и откликнется!»).
Категоричность рассуждений автора оправдана его твердой нравственной позицией. Эгоизм, нравственная глухота, отсутствие сострадания «жестоко мстят за себя», считает публицист.
Известный прозаик, используя парцелляцию (24-27 предложения), оценочную лексику (жалким, беспомощным), оригинальную метафору (радиоприемник – человеческая душа), привлекает внимание нас, читателей, к проблеме безнравственности человеческого равнодушия. Статья призывает всех не оставаться в стороне от человеческого горя.
Позиция автора предельно ясна: сочувствие должно быть действенным. Нужно приходить на помощь тем, кто в ней нуждается, не ожидая зова. По мнению автора, сострадание должно выражаться реально.
И я не могу не согласиться с ним. На самом деле, со-страдание, со-чувствие, со-переживание – слова одного порядка. Со – значит вместе, заодно, сообща преодолевать жизненные невзгоды с теми, кто в этом остро нуждается. Ты сильнее и можешь подставить свое плечо более слабому - разве не в этом смысл человеческого со-существования? Иначе жизнь превратится в существование (ты просто ешь, спишь, все остальное тебя не касается).
Недавно мне довелось прочитать воспоминания современников об Антоне Павловиче Чехове. Благороднейшая личность… Он никогда не оставался в стороне от человеческого горя. Самоотверженная работа во время эпидемии холеры, строительство лечебниц для простых крестьян, школ для крестьянских детей, постоянная забота о многочисленных родственниках, обо всех, кто обращался к знаменитому писателю, – это ли не пример действенного сострадания?!
Чеховский герой, врач Дымов из рассказа "Попрыгунья", спасает больного дифтерией ребенка ценой собственной жизни.
Много ли в нашей жизни таких людей? По своему, пусть небольшому, опыту знаю, что сейчас большинству присущи эгоизм, душевная черствость, равнодушие. Не случайно в наши дни сленговое слово «пофигизм» отражает жизненную позицию современной молодежи, не лучшей ее части. Люди порой живут по принципу" Моя хата с краю – ничего не знаю". Иначе, как объяснить тот факт, известный мне из телепередачи: дочь выгоняет родную мать из дома, обрекает на бродяжничество и спокойно говорит об этом с журналистами. Женщина, подарившая этому существу жизнь, медленно умирает от начавшейся гангрены… Дочь не испытывает ни сострадания, ни угрызений совести. Кто научит такого человека милосердию? И как можно считать такого человека Человеком?
Я думаю, ответа на этот вопрос нет. Все начинается с детства…
VI. Домашнее задание.
Доработать черновой вариант созданного в «рабочих листах» текста, учитывая все замечания и рекомендации. Установить логические связи между частями сочинения.