Формирование мужественности и женственности у детей старшего дошкольного возраста через игровую деятельность

Разделы: Работа с дошкольниками


Игра – ведущая деятельность детей дошкольного возраста

Дошкольный возраст — начальный этап социализации личности, становления основ самосознания и творческой индивидуальности ребенка в разных видах деятельности (Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, Г. Г. Кравцов и др.). Особое значение в развитии дошкольника принадлежит игровой деятельности, поскольку она является наиболее доступным способом переработки и выражения впечатлений и эмоций, полученных из окружающего мира.

В старшем дошкольном возрасте игровой опыт детей достаточно богат и характеризуется разнообразием сюжетных творческих игр. В их числе продолжает развиваться и качественно изменяться театрализованная игра, которая выступает важным средством социокультурного развития дошкольника благодаря таким своим особенностям, как литературная основа и наличие зрителей. Коллективный характер театрализованной игры способствует становлению у дошкольников основ совместной деятельности, освоению способов социально ориентированного взаимодействия со взрослыми и сверстниками, приводит к осознанию ценности общения и сотрудничества.

Театрализованные игры можно разделить на две основные группы: ролевые (драматизации) и режиссерские, каждая из которых, в свою очередь, включает несколько видов.

В игре-драматизации ребенок, исполняя роль в качестве «артиста», самостоятельно создает образ с помощью средств вербальной и невербальной выразительности.

Видами игры-драматизации являются:

  • игра-имитация образов животных, людей, литературных персонажей;
  • ролевой диалог на основе фрагмента текста;
  • инсценирование отрывка или целого произведения;
  • спектакль по одному или нескольким произведениям;
  • игра-импровизация с разыгрыванием сюжета или соединение нескольких сюжетов без предварительной подготовки.

В режиссерской игре артистами являются игрушки или их заменители, а ребенок организует деятельность управляя ими как «сценарист и режиссер». «Озвучивая» героев и комментируя сюжет, дошкольник использует разные средства вербальной выразительности. Виды режиссерских игр определяются в соответствии с разнообразием театров, используемых в детском саду: настольный плоскостной и объемный, театр; игрушек и картинок, кукольный (бибабо, пальчиковый, марионеток) и т.д.

Формирование мужественности и женственности может осуществляться как через ролевые, так и режиссерские игры.

Гендерный подход как основа воспитания детей

Многими педагога­ми, психологами, врачами справедливо подчеркивается, что мужчину в мальчике и женщину в девочке нуж­но воспитывать с ранне­го детства. В исследованиях отечественных психологов (В.С. Мухиной, Н.В. Плисенко, Т.А. Репиной) научно обоснована значимость периода дошкольного детства в становлении психологического пола, полоролевой социализации, выявлены полодифференцированные особенности личности дошкольника. Полоролевые модели поведения детей успешно формируются в сюжетно-ролевых играх. А поскольку эти мо­дели различны у маль­чиков и девочек, то и игры их существенно отличаются. У мальчиков это игры герои­ческой тематики: военные, в спасателей, пожарных, вертолетчиков и другие. У де­вочек большинство игр семейно-бытовой тематики: в «дочки-матери», больницу, детский сад, парикмахерскую и другие. Очень важно в этот период помочь правильно сформировать женственность и мужественность в детях. Для этого в организациях, работающих с детьми дошкольного возраста, опираются на программы полового воспитания детей старшего дошкольного возраста.

Основные задачи программы, учитывающей гендерные особенности дошкольников:

  • формировать первоначальные представления о:
    • себе как биопсихосоциальном существе (внешние признаки, половые различия, настроения, чувства, переживания, поступки);
    • особенностях поведения людей в зависимости от половых различий, доминирующих видах деятельности и увлечениях людей разного пола и возраста;
    • внутренней и внешней красоте мужчин и женщин; особенностях их одежды, проявлениях достойного поведения;
    • социальной значимости труда взрослых в детском саду, о функциональном назначении различных помещений;
  • формировать дифференцированные представления о:
    • своей видовой, родовой, половой принадлежности в соответствии со следующими признаками: социальными фемининными и маскулинными качествами, особенностями проявления чувств и эмоций, спецификой полоролевого поведения;
    • близких и дальних родственниках как представителях определенного возраста и пола, особенностях их поведения, взаимоотношений; «мужских» и «женских» праздниках, способах поздравления друг друга; социальных функциях членов семьи, их родственных связях; нормах и правилах поведения людей разного пола в семье;
    • различных эмоциональных состояниях (спокойный, веселый, грустный, сердитый, довольный, испуганный, удивленный, обиженный) сверстников, взрослых людей, животных (в реальной жизни и в художественном изображении), определяемых по ряду средств и способов выражения экспрессии (мимика, жесты, поза, интонации);
    • особенностях поведения людей в зависимости от возрастных и половых различий, необходимости и значимости проявления дружеских, уважительных отношений между детьми разного пола, понимания между ними;
    • семье как совокупности людей разного возраста и пола, объединенных родовым началом;
    • особенностях поведения и взаимоотношений людей разного пола и возраста в семье;
  • способствовать проявлению:
    • эмпатии по отношению к сверстникам, литературным персонажам, близким людям;
    • заботы по отношению к младшим, сверстникам и старшим людям разного пола;
    • интереса к сфере взаимоотношений между людьми разного возраста и пола, к семейным делам, праздникам, совместному обсуждению семейных проблем;
    • потребности в социально одобряемом поведении, соответствующем собственной половой принадлежности;
  • содействовать становлению:
    • адекватной идентификации себя с другими людьми по видовым, родовым и половым характеристикам;
    • способов бесконфликтного поведения в общении детей друг с другом с учетом половых различий в детском саду и семье;
    • специфических «мужских» и «женских» операций в различных видах деятельности;
    • практической реализации специфических фемининных и маскулинных качеств в коммуникативной деятельности;
    • способов адекватной передачи собственных эмоциональных состояний (мимика, интонация);
    • способов самообслуживания (умывание, одевание, стирка и глажение мелкого белья, мытье обуви, посуды, накрывание на стол, частичная уборка помещения), ручного труда (пришивание пуговиц, заколачивание гвоздей), соответствующих половой принадлежности;
    • навыков поведения в быту, повседневном общении, общественных местах в соответствии с особенностями коммуникативной и психосексуальной культуры

С целью актуализации полученных представлений о качествах мужественности и женственности в реальном поведении и повседневном общении была организована соответствующая практика взаимодействие мальчиков и девочек в нашей организации – группах кратковременного пребывания детей старшего дошкольного возраста.

Так как дети, посещающие группы кратковременного пребывания ранее не посещали детский сад, многие из них отстают от нормального развития дошкольника (иногда на начальном этапе воспитания и обучения используются игры для более младшего возраста). Поэтому воспитание женственности и мужественности накладывается на уже имеющиеся программы по развитию детей. Наше первое занятие нацелено на развитие речевой и умственной деятельности дошкольника. После налаживания эмоционального контакта коллектива группы с героями сказки, можно оказать влияние и на мужественность и женственность детей.

Первое занятие: Игра: зайчик и мишка

(для детей старшего дошкольного возраста с педагогической задержкой развития)

Особенности игры и ее воспитательное значение. Цель данной игры заключается в том, чтобы приучать детей различать и правильно обозначать наречиями и предлогами пространственные отношения между предметами. Играя, малыши приобретают новые знания и представления и, тут же применяют их в действиях. Это имеет важное значение как для обогащения словаря, так и для развития пространственного воображения и мышления.

Обучающая задача заключается в том, что ребенок должен обозначить словом разные варианты пространственных отношений, которые наглядно воспроизводятся с помощью действий с игрушками. Игра носит характер забавного зрелища (спектакля игрушек). Взрослый, используя игрушки, демонстрирует разные варианты пространственного расположения двух персонажей (зайчика и мишки). То они становятся друг напротив друга, то расходятся, то сходятся, то перегоняют друг друга и пр. С помощью взрослого дети узнают значение следующих наречий и предлогов: напротив, рядом, наверху, внизу, впереди, позади, далеко, близко.

Вопросы воспитателя побуждают детей осмыслить эти положения и попытаться передать их словом. Малыши активно и с удовольствием усваивают каждое новое слово, которое произносит взрослый. Отвечая на его вопрос, они используют на практике приобретенное представление и новое слово. Таким образом, процесс усвоения новых слов опирается на активный интерес детей к содержанию спектакля. Эмоциональная включенность детей в забавное зрелище является важным условием приобретения новых знаний.

Игра имеет коллективный характер. Все ее участники дружно отвечают на вопросы взрослого, сообща решают познавательную задачу, учатся у воспитателя и друг у друга. Далее те дети, которые еще не могут самостоятельно решить поставленную задачу, подражая другим, делают маленький шаг на пути к усвоению пространственных отношений и новых слов. Игра сближает детей как партнеров, дает им новый социальный опыт.

Игровой материал. Две образные игрушки (желательно зайчик и мишка), примерно одинаковых размеров и привлекательные для детей; небольшой стол, покрытый тканью, и открытая ширма. При повторении игры могут вноситься дополнительные предметы декорации (куст, дерево, забор и пр.).

Описание игры и приемы ее проведения. Игра начинается с короткого рассказа воспитателя: «Жили-были два неразлучных друга — зайка-хвастунишка и мишка-шалунишка. Они любили вместе играть и баловаться. Хотите с ними познакомиться? Давайте позовем их все вместе: «Зайка! Мишка! Идите к нам!» Дети вместе с воспитателем зовут друзей, которые тут же появляются с противоположных сторон стола (в руках воспитателя) и одновременно приближаются друг к другу — зайка прыжками, мишка вразвалочку. Они останавливаются на небольшом расстоянии друг от друга, кланяются и здороваются. «Здравствуй, мишка».— «Здравствуй, зайка», — разными голосами произносит воспитатель. Воспитать ведет беседу с детьми и задает вопросы:

  • Как вы думаете, дети, мишка с зайчиком мальчики или девочки?
  • Почему вы так считаете?
  • Посмотрите на одежду наших друзей, чем она отличается? (один из героев должен быть мальчиком, а другой девочкой).
  • Чем кроме одежды отличаются мальчики от девочек?
  • Скажите, а чем отличаются девочки от своих мам? (на примере наших животных)
  • А чем отличаются мальчики от своих пап?

«Вот они и встретились,— говорит воспитатель детям. — Посмотрите внимательно и скажите, как они стоят — напротив друг друга или рядом?» Дети хором отвечают, выбирая нужное слово. «Правильно, они стоят напротив и смотрят друг на друга, — говорит воспитатель и продолжает голосом мишки. — Зайка, иди ко мне поближе, давай посидим вместе». Зайка приближается, игрушки поворачиваются лицом к детям, садятся, мишка обнимает зайчика. «Теперь как они сидят? Подумайте и скажите — напротив или рядом? — спрашивает воспитатель. — Правильно, конечно, рядом, очень близко друг к другу». Вдруг зайчик вскакивает и прыжками убегает от мишки. «Догоняй меня!» — говорит зайчик. Мишка неуклюже старается его догнать, но никак не может, он говорит: «Ой, устал, отдохнём немножко!» Игрушки останавливаются, а воспитатель опять задает вопрос детям: «Только что они были близко, а теперь как — близко или далеко?» Дети отвечают, а воспитатель подтверждает правильность их ответа. «А кто из них впереди и кто позади? Подумайте и скажите». Дети отвечают, а воспитатель оценивает их ответ.

Неожиданно зайчик подбегает к мишке, прыгает ему на спину и садится верхом. Мишка становится на четвереньки и возит зайчика по сцене. Во время остановки воспитатель задает детям вопросы: кто из персонажей находится внизу, а кто наверху?

После этого начинаются веселые проказы игрушек, которыми заканчивается спектакль: мишка и зайка догоняют друг друга, зайка прячется за спиной мишки и поглядывает на ребят, мишка поднимает зайчика, они прыгают, кувыркаются, прощаются с детьми и убегают со сцены. Так заканчивается этот веселый спектакль.

Правила игры.

  1. Внимательно смотреть на сцену и слушать.
  2. Во время спектакля не мешать артистам.
  3. Отвечать на вопросы воспитателя.

Правила дисциплинируют, учат сосредоточенности внимания и целенаправленному восприятию, обдумыванию получаемых впечатлений. Кроме того, в них содержится важный нравственно-волевой компонент: дети приучаются считаться не только со своими желаниями, но и с желаниями сверстников. Ведь неуместная активность может огорчить других детей и воспитателя, испортить весь спектакль. Сознательное соблюдение правил поведения во время спектакля воспитывает чувство своей принадлежности к коллективу, т. е. элементы группового сознания. А это очень важно для формирования нравственных качеств личности.

Советы воспитателю. Игра требует специальной подготовки. Нужно тщательно отрепетировать все игровые действия, научиться управлять игрушками (освоить технику спектакля), говорить голосом мишки и зайки, приготовить необходимый материал.

Эта игра от начала до конца должна быть совместной. Самое важное — не требуйте от детей индивидуальных ответов, задавайте вопросы сразу всем участникам игры. Всегда можно уловить, кто из детей отвечает активно и самостоятельно, а кто запаздывает или вовсе молчит. С такими воспитанниками поиграйте отдельно.

Через некоторое время можно повторить игру, но уже ввести другие персонажи. Желательно если это будут родители животных, их братья, сестры. Во время игры необходимо вести беседу о женском и мужском начале животных, родственных связях, возрасте персонажей.

Второе занятие: Игра в тайные общества настоящих мужчин и женщин

В нашей игре зайчик-девочка, мишка-мальчик. После очередного занятия по развитию речи, зайчика воспитатель отдает девочкам для примерки новых нарядов или для завязывания бантиков на ушках. А мишка спрашивает у мальчиков вполголоса, что ему серьезно надо поговорить с ними о том, согласны ли они создать в группе тайное общество настоящих мужчин. После этого тем ребятам, которые хотят стать настоящими мужчинами, предлагалось поднять руку. Обычно дети живо и с большим интересом реагируют на это предложение и все мальчики поднимают руки.

Затем воспитатель объявляет, что с сегодняшнего дня они должны соблюдать основные правила тайного мужского общества, а именно:

  • не обижать девочек;
  • всегда пропускать девочек вперед;
  • более тяжелую «мужскую» работу брать на себя;
  • не садиться за стол, пока не сядут девочки;
  • помогать девочкам надевать и снимать пальто;
  • готовить девочкам подарки к 8 Марта.

В заключение совещания мишка предупреждал мальчиков о том, чтобы они помнили, что настоящий мужчина не выдает тайн. И что даже другу девочке-зайке, он сам ничего не скажет. С целью усвоения детьми каждого из этих правил проводились отдельные совещания.

Подобные совещания организовывались и с девочками при помощи вспомогательного героя - зайки, чтобы воспитать у них чувство заботливости и научить ценить внимание мальчиков. Основными правилами, которые они должны были усвоить, были:

  • всегда благодарить мальчиков за оказываемые заботу и внимание;
  • замечать непорядок в одежде и прическе мальчиков, помогать им его устранять;
  • помогать мальчикам более аккуратно застилать постель;
  • стараться доставлять им радость, например, дарить ко Дню защитника Отечества подарки, изготовленные своими руками.

Эти тайные совещания были достаточно эффективными в нашей организации. Этические правила преподносились в эмоциональной форме, с использованием элемента таинственности, а запрет на разглашение секрета заставлял детей, особенно мальчиков, проявить самообладание - сохранить тайну. Хотя были определенные трудности. Многие дети первоначально соглашаются применять этические правила лишь по отношению к сверстникам противоположного пола, к которым они питают особую симпатию. Обычно большим вниманием у мальчиков пользуются несколько особо симпатичных девочек, а у девочек - рослые, физически сильные, приятной внешности мальчики.

Учитывая это, педагог старался внушить детям, что правила поведения обществ настоящих мужчин и настоящих женщин распространяются на всех мальчиков и девочек группы.

Эффективным путем преодоления этой избирательности к представителям противоположного пола служили специальные экстренные совещания, где дети обсуждали случаи нарушения правил тайных обществ.

Дошкольники с удовольствием готовили подарки сверстникам противоположного пола в то время, когда те уходили на музыкальные занятия, и эти приготовления держали в большом секрете. Подарки торжественно преподносились на праздничных утренниках, посвященных Дню защитника Отечества и 8 Марта.

Литература:

  1. Богуславская З.М., Смирнова Е.О. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста: Кн. Для воспитателя дет. Сада. – М.: Просвещение, 1991
  2. Горбушина О.П. Психологический тренинг. Секреты поведения. – СПб.: Питер, 2007
  3. Еремеева В.Д., Хризман Т.П. Мальчики и девочки – два разных мира: Нейропсихологии – учителям, воспитателям, школьным психологам. СПб., 2001
  4. Игра и дошкольник. Развитие детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности: Сборник/ Под ред. Т.И. Бабаевой, З.А. Михайловой. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004
  5. Людмила Коломийченко, Любовь Югова Блочно-тематический план реализации «программы полового воспитания детей дошкольного возраста»// «Детский сад от А до Я» научно-методический журнал для педагогов и родителей №1, 2006