Програмное содержание:
- Учить отвечать на вопросы полными предложениями; активизировать речь детей; словарь: фауна, климат, хищник, пернатые, перелетные, зимующие.
- Расширять представления детей о живой природе.
- Воспитывать бережное отношение к природе.
Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций с изображением зверей, птиц, рыб; отгадывание загадок.
Организация детей: Игровая ситуация – дети сидят в вагоне поезда, которым управляет машинист (сидят на стульчиках по двое, по трое .)
Оборудование: Предметные картинки с изображением зверей, рыб, птиц; шапочка машиниста поезда; билеты с изображением геометрических фигур; сюжетные картинки с изображением леса, озера, неба; аудиозапись песенки «Голубой вагон»; фонограмма звуков пения птиц ,морской прибой.
Методы и приемы: Рассматривание, обсуждение, пояснение, игровая ситуация, игровой материал.
Ход занятия
– Ребята, я предлагаю вам отправиться в путешествие. Вы согласны? (Да). Мы отправимся в путешествие по дороге, которая ведет к Фауне. А вы знаете кто такая Фауна? Фауна – это богиня, покровительница животных. А отправимся в путешествие мы с вами на поезде, но для этого нужно приобрести билеты на поезд и выбрать машиниста поезда. (Выбрав ребенка, надеваю ему на голову шапочку машиниста поезда.)
– Я вам раздам билеты, на которых нарисованы геометрические фигуры, такие же фигуры изображены на стульчиках. Так вы найдете свои места. (Раздаю билеты.)
Ребята, проходите и садитесь в вагон, каждый на свое место. Отправляемся в путь. (Звучит фонограмма песни В. Шаинского «Голубой вагон».)
– Ребята, наш поезд привез нас к первой остановке. Давайте выйдем из вагона и посмотрим где мы находимся. (Звучит фонограмма «пение птиц».)
(Обращаю внимание детей на картину, на ней изображен лес.)
– Что изображено на картине? (Лес). Какие животные живут в лесу? (Волк, лиса, медведь , заяц, лось.)
(Показываю рисунки животных).
– Как называются животные, которые живут в лесу? (Дикие.) Как называются животные, которые живут рядом с человеком и человек за ними ухаживает? (Домашние животные.) Чем питаются животные? (Ответы детей.) Как называются животные, которые едят только растения? (Травоядные.) Как называются животные, которые едят только мясо? (Хищники.) Почему в нашем лесу не может жить слон? Жираф? ( Ответы детей) Что случится, если волк и лиса не будут есть зайцев? (Разведется много зайцев и они уничтожат все деревья.)
Да, ребята, в наших лесах живут дикие животные, они приспособились к нашему климату. Одни из них питаются растительной пищей и мы их называем травоядными, другие - едят животных, и мы их называем хищниками. Животные из теплых стран в наших лесах жить не могут. Им у нас будет холодно, да и пищи привычной они здесь не найдут.
Садимся в вагон и отправляемся дальше. (Звучит фонограмма песни В. Шаинского «Голубой вагон».)
– Давайте посмотрим куда же теперь привез нас машинист. (Звучит фонограмма звука «морской прибой»)
(Подходим к картине, на которой изображено озеро.)
– Что здесь изображено? (Озеро.) Кто живет в воде? (Рыбы.) Какие рыбы живут в реке? (Щука, карась, сом, окунь.) (Показываю рисунки рыб.) Какие рыбы и животные живут в море? (Дельфин, акула, кит) (Показываю рисунки рыб, живущих в море)
– Что нужно обитателям воды для жизни? (Вода, кислород, солнце.)
Да, ребята, в любом водоеме кипит жизнь.
Садимся в поезд и отправляемся дальше.
(Звучит фонограмма песни В.Шаинского «Голубой вагон»)
– А это что за остановка? Давайте посмотрим.
(На рисунке изображено небо )
– Что здесь изображено? ( Небо.) Кто живет в воздухе? (Птицы.) Чем отличаются птицы от животных? (Птицы живут в воздухе, а животные на земле.)Как птиц можно назвать по другому? (Пернатые) Как называют птиц, которые улетают на зиму в теплые края? (Перелетные.) Как называют птиц , которые остаются у нас зимовать? (Зимующие.) Почему птицы улетают? (Ответы детей.) Чем питаются птицы? (Ответы детей.)
– Да, ребята, среда обитания птиц – это воздух. Но они живут и на земле. Гнезда птицы вьют на земле или на деревьях. Птицы, в отличии от животных, покрыты перьями. И поэтому их называют – пернатые. Одни птицы с наступлением холодов улетают в теплые края – их называют перелетными, а которые остаются зимовать- зимующими. Они могут найти корм самостоятельно, но и мы должны им помогать.
Физкультминутка
Гуси серые летели.
Все летели, да летели.
И присели, посидели,
Да и снова полетели
За столы тихонько сели.
(Все движения выполняются в соответствии с текстом.)
Дидактическая игра.
«Кто как передвигается?»
Человек – (Ходит.)
Птица – (Летает.)
Рыба – (Плавает.)
Змея – (Ползает.)
Кузнечик – (Прыгает.)
«Кто как подает голос?»
Корова – (Мычит.)
Лошадь – (Ржет.)
Коза – (Блеет.)
Свинья – (Хрюкает.)
Собака – (Лает.)
Кошка – (Мяукает.)
Волк – (Воет.)
Лягушка – (Квакает.)
Ворона – (Каркает.)
«Кто как ест?»
Собака кость (грызет)
Кошка молоко (лакает)
Курица зерно (клюет)
Корова траву (жует)